Что такое психологическая готовность к труду?
29.04.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:



Склонность к труду - путь к жизненному самоопределению


ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТРУДУ?

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он должен решить основной для себя вопрос «кем быть?». Нередко вопросы жизненного самоопределения молодого   человека бывают сложными и противоречивыми. Впервые столкнувшись с необходимостью выбрать свой дальнейший жизненный путь, он очень часто встречает на этом пути трудности субъективного и объективного характера.

Необходимость осознавать свои интересы и склонности, быть уверенным в своих способностях, разбираться во множестве современных профессий, принимать во внимание наличие интересующих выпускника предприятий народного хозяйства, учебных заведений, учитывать материальные условия семьи, в которой он живет, считаться с желанием и рекомендацией родителей — все это ставит молодого человека перед трудными задачами, самостоятельно решить которые он часто не умеет.
Не случайны поэтому факты, когда учащиеся (и даже выпускники школ) еще не знают, что они будут делать после окончания школы, какой профессией они будут овладевать. Отсутствие ясно осознанной линии в вопросах жизненного самоопределения может привести к резким внутренним конфликтам, сложным переживаниям, связанным с неудачным началом работы на производстве или с разочарованием в избранной профессии.

Нельзя сказать, что в решении вопросов жизненного самоопределения молодежь предоставлена самой себе.
С самого раннего детства ребенок живет в условиях, где профессиональные интересы старших занимают существенное место в жизни семьи. Ребенок видит, как взрослые собираются на работу, приходят с работы, говорят о работе, встречаются и дружат с товарищами по работе.

От успехов или неудач в работе во многом зависит настроение родителей. Вокруг себя ребенок видит не просто взрослых, а людей, которые выполняют определенную (профессиональную) деятельность. Он уже понимает, что взрослые — это рабочие, продавцы, шоферы, милиционеры, летчики, врачи, учителя, инженеры, агрономы, военные.
Он очень скоро начинает понимать, что с работой связано материальное и культурное благосостояние семьи, ее достаток — еда, одежда, обстановка в квартире, предметы культуры.
Эмоциональное восприятие ребенком всего того, что происходит вокруг, приводит к возникновению и развитию так называемых ролевых игр, где деятельность взрослых ребенок включает, копируя, в игру. Чем шире круг общения ребенка, чем богаче его познавательный опыт, тем больше сюжетов использует он в своих играх. Дети младшего возраста охотно играют в шоферов, милиционеров, летчиков, учителей, врачей и т. п. Такие игры дают им возможность лучше понимать и усваивать некоторые особенности профессиональной деятельности взрослых.

Поступление ребенка в школу характеризует новый этап его психологической подготовки в вопросах жизненного самоопределения. В начальной школе ребенок усваивает элементарную грамотность, без которой невозможно овладеть никакой, даже самой простой, современной профессией. Затем, когда в старших классах приступают к изучению основ наук, кругозор учащегося расширяется, и он получает тем самым возможность более основательно строить фундамент своего будущего, выбирать дальнейшее направление своей трудовой деятельности.
Решение вопроса кем быть, во многом будет зависеть от того, насколько молодой человек достиг психологической и социальной зрелости, психологической готовности к общественно полезному труду.

Право на самое широкое образование (как общее, так и специальное), отсутствие безработицы, возможность попробовать свои силы в самых различных областях человеческой деятельности, материальная помощь учащейся и студенческой молодежи в виде ежемесячной стипендии, право работать по специальности после окончания высшего учебного заведения — все это те социальные условия, при которых формируется психологическая готовность молодого человека к труду.
Психологическая готовность к труду не является простым следствием физического развития человека: ни физический рост организма, ни половое созревание не определяют ни жизненных планов, ни призвания, ни склонностей и способностей человека. Психологическая готовность к труду есть результат длительного, глубокого и всестороннего формирования физического и психического облика человека.

Психологическая готовность к труду предполагает, с одной стороны, развитие и совершенствование физических возможностей человека. С другой стороны, она требует и всестороннего развития психических качеств человека — интересов, склонностей и способностей, определенных умений и навыков, сложной мотивационной сферы его личности, высокого нравственного облика, определенных черт воли и характера.

В этом процессе огромную роль может сыграть помощь взрослых — учителей, старших товарищей, родителей, старших братьев и сестер.