Почему не все дети сочиняют?
29.12.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

В мир прекрасного

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ДЕТИ СОЧИНЯЮТ?

Дети по-разному воспринимают окружающее.

Чем объясняется, что одни школьники быстрее понимают язык художественных образов и сами пытаются относительно рано их создавать, а другим это дается труднее? Это зависит, как мы уже говорили, от того, как и что детям читали в раннем детстве, как им объясняли язык художественных образов. Кроме того, большое значение имеют и индивидуально-психологические различия детей. Остановимся кратко на этих различиях.

Даже самые маленькие дети не похожи друг на друга. Что ни ребенок — то свои индивидуальные особенности, которые во многом зависят от его природных задатков.

Многие дети уже в дошкольном возрасте отличаются впечатлительностью и эстетической отзывчивостью. Они очень рано начинают замечать красивое в окружающей жизни, реагируют на природу, пейзаж. Они с удовольствием рассматривают картинки, подолгу могут копошиться где-нибудь под деревом, с удивлением следя за муравьями, которые тащат свою тяжелую ношу, они с восторгом прибегут к вам с зажатой в кулачок божьей коровкой и будут долго удивляться, когда она вдруг раскроет крылышки и улетит.

Такие дети обычно отличаются яркостью восприятия. Они видят в предметах мельчайшие подробности, о существовании которых вы, может быть, и не подозреваете. Они видят много и ярко, хотя речь их может быть еще бедной, неразвитой, и они не всегда могут рассказать о том, что их удивляет или радует.

Но есть дети, которые мало внимания обращают на окружающий предметный мир. Они подвижны, непоседливы, любят шумные игры. Повышенную впечатлительность они обнаруживают не в отношении природы, а в отношении фактов и событий жизни. Они быстро реагируют на несправедливость, обидчивы, жалостливы, могут заплакать, сочувствуя герою сказки или рассказа, и вместе с тем любят комическое.

Есть и такие дети, которые не отличаются ни впечатлительностью, ни особой яркостью восприятия, ни эстетическим чувством. Это внешне спокойные, «солидные» дети, в одних случаях малоподвижные, в других — оживленные, «деловые». Они рано обнаруживают способность рассуждать, делать свои выводы о фактах и явлениях жизни, часто у таких детей хорошо развита речь.

Дети очень различаются по своим индивидуальным особенностям.

Отметим индивидуально-психологические особенности восприятия и эмоциональности, которые у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются чрезвычайно ценными для развития их литературных способностей.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста весь окружающий мир нов и интересен. Их все занимает и удивляет — куда ползет уж, как спит лягушка, где живет мотылек, куда облако делось и т. д. и т. п. В том, что он видит, ребенок часто не понимает главного, существенного, но зато замечает массу подробностей, деталей, он как бы «крупно» видит те мелочи, которые взрослый не замечает. Часто то, что для взрослых примелькалось и стерлось в восприятии, ребенка приводит в радостное возбуждение, в восторг. Вот он видит теленка, который, скользя и качаясь, впервые стоит на ножках и звучно пьет молоко из миски. Вот, звеня, проехала ярко-красная пожарная машина. А вот автомат выдает булочки и сдачу. На все это дети смотрят жадно и видят ярко, четко.
Это чувство новизны, яркость и эмоциональность восприятия с возрастом ослабевают. Даже младший школьник по сравнению с дошкольником менее впечатлителен. В школьном возрасте индивидуально-психологические различия детей становятся все более заметными.
Те школьники, у которых яркость восприятия и эмоциональная впечатлительность были выражены сильно еще в раннем детстве, сохраняют эти особенности, хотя и в ослабленном виде, и в школьном возрасте. Дети, у которых и в дошкольном возрасте указанные индивидуально-психологические особенности были относительно слабо выражены, могут утратить их в школьном (особенно в старшем) возрасте.
Между тем обучение и воспитание, в широком смысле этого слова, создание благоприятных условий для развития ребенка, начиная с самых ранних лет, могут способствовать тому, что ценнейшие качества восприятия и эмоциональности ребенка будут более устойчивыми. Для этого надо лишь создавать условия, при которых бы эти психические свойства как можно больше упражнялись. Что нужно делать для этого?
Необходимо, чтобы дети с дошкольного возраста имели бы достаточно ярких впечатлений, чтобы эмоциональная жизнь их была насыщена.
Показывайте детям окружающий мир, не ленитесь отвечать на все их вопросы. Приобщайте ребенка не только к радостным, но и к грустным сторонам жизни: дайте ему вволю посмеяться и не огорчайтесь, если он плачет из сочувствия или жалости (к животному, человеку, герою прочитанной сказки и т. д.).

Эмоциональная впечатлительность — важный компонент литературных способностей. Если факты и явления действительности переживаются глубоко, то и поэтические образы получают соответствующую эмоциональную окраску.

В сочинениях школьников выступают очень ярко их индивидуальные различия в отношении эмоциональной впечатлительности. У одних она проявляется в эмоциональной окрашенности образов, их яркости, в эстетическом чувстве, а у других — в эмоциональном отношении к людям, их поступкам, в стремлении передавать человеческие чувства.

Всячески поощряйте и стимулируйте стремление детей зарисовывать и записывать свои впечатления. Впечатления, полученные школьником на новогодней елке, в зоопарке, во время летней поездки в деревню, можно использовать для того, чтобы вместе с ребенком изготовить, например, альбом рисунков с соответствующими подписями и пояснениями или книжку-самоделку.

Такую книжечку под названием «Елка в Лужниках» сочинила вместе со своей мамой семилетняя Рая В. В книжке было 7 страниц текста и 10 иллюстраций. На каждой страничке помещалась отдельная глава. Главы назывались: «Билет на елку», «Сборы на елку», «Дорога на елку», «Лужники», «Дед Мороз и Снегурочка», «Веселье», «Подарки».

С помощью своей бабушки Женя К. (8 лет) сочинял свою книжку «Круглый год». Эта книжка была своеобразным календарем природы и жизни мальчика. Женя отмечал в ней смену времен года, интересные прогулки и экскурсии, праздники, игры, происшествия, записывал книги и фильмы, которые ему особенно понравились. Все записи мальчик иллюстрировал.

Многие дети начинают сочинять подобные книжки и журналы по своей инициативе, которую взрослые, безусловно, должны поддерживать.

Не забывайте оценивать достижения детей не только по содержанию их литературных опытов, но и по форме, т. е. с точки зрения конкретности описания и языка.