Борьба со словами-паразитами в речи подростков
28.08.2013
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Речь подростков — особое явление. К сожалению, она всё чаще поражает примитивностью, вульгарностью, нередко изобилует словами-паразитами. Как помочь своему ребенку говорить более литературно? Прежде всего — избавьтесь от засоряющих речь слов.

Слова-паразиты можно разделить на следующие группы:
1. Личные. К ним относятся: "ну", "эээ", "в общем", "слышь", "значит".
Они приходят на помощь подростку, когда он пытается высказать своё отношение к чему-либо, но словарного запаса не хватает. "Эканьем" и "бэканьем" ребенок пытается заполнить паузы, возникающие при подборе подходящих слов.
2. Социальные. К примеру: "типа", "на самом деле", "таким образом", "в принципе", — стандартные слова, которые может перенять подросток от взрослых, речь которых считают эталоном. Социальные слова — это маркеры времени, эпохи.
3. Модные. "Житуха", "жесть", "отпад", "круто", "ё-моё", "в натуре", "чувак", "понты". Эти слова тоже связаны с поиском своего места в обществе. В зависимости от соц. среды, в которой находится, подросток может употреблять, к месту и не к месту, различные модные словечки.

Мат — ещё одна дань "моде"; не только мальчики, но и девочки "украшают" ими свою речь. Взрослеющие дети употребляют матерные слова как доказательство своей взрослости и самостоятельности — себе и окружающим.

Справиться с этой напастью и отучить подростка употреблять слова-паразиты одновременно легко и трудно. Главное — пробудить в ребенке желание работать над собой, самосовершенствоваться, обогащать словарный запас.

В заключение предлагаем несколько правил для родителей, желающих отучить своего ребенка от слов-паразитов:

  • Старайтесь непрерывно пополнять словарный запас своего ребенка новыми словами. Обязательно привлеките художественную литературу. Чтобы подростку было интересно читать, сначала выясните, какая тематика ему больше всего интересна (приключения, фантастика, детективы, путешествия), а уже затем предлагайте подходящие книги.
  • Способствуйте расширению общего кругозора подростка, появлению развивающих увлечений (к примеру, история, музыка, рисование). Подыскивая информацию на эти темы, ребёнок будет обогащать свой словарный запас.
  • Научите ребёнка держать свою речь под контролем. Пусть постарается следить за речью хотя бы неделю (а для закрепления эффекта — хотя бы 20 дней). Один из лучших способов показать подростку, что ему нужно поработать над собой — незаметно записать его речь на диктофон, а затем дать ему послушать, как всё звучит со стороны.

И помните о самом главном воспитательном моменте: от ребёнка можно требовать только то, на что способен сам. Обеспечьте подростку хорошую среду общения в собственной семье, поскольку главным образцом для подражания являетесь вы сами.