Типы математических способностей
21.07.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Развитие математических способностей

ТИПЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Исследования показали, что в зависимости от развития у школьников, с одной стороны, способности наглядно представить абстрактные математические соотношения, и, с другой стороны, способности к пространственным представлениям геометрического характера, можно выделить учащихся с различными типами математических способностей. Это, условно говоря, «алгебраический» и «геометрический» типы с соответственно большими способностями к алгебре или геометрии (эти ученики обладают абстрактно-математическим или образно-математическим складом ума), а также третий, «гармонический» тип с своеобразным «равновесием» алгебраических и геометрических способностей.

Отличаются ли в области математических способностей мальчики от девочек, юноши от девушек? Оказывают ли какое-нибудь влияние на характер развития математических способностей и на уровень достижения в соответствующей области половые различия?
По данным зарубежных психологов (В. Штерн, К. Спирмен, Э. Торндайк), такие различия имеют место. По этим данным, мальчики превосходят девочек в способности к творческому рассуждению, а девочки мальчиков - в точности, строгости, педантичности мышления.

Исследования российских психологов (таково же мнение учителей математики) не обнаружили каких-либо специфических особенностей математического мышления мальчиков и девочек.
Могут сказать, что мальчики чаще обнаруживают проявление математических способностей, чем девочки. Это действительно так. Среди мальчиков значительно больше победителей математических конкурсов и олимпиад, гораздо больше мальчиков учится и в специальных математических школах и классах. Но из этого никак нельзя сделать вывод о том, что девочки вообще менее способны к математике, чем мальчики. Указанное выше фактическое различие объясняется влиянием различных традиций воспитания мальчиков и девочек, влиянием распространенных взглядов на мужские и женские профессии и как следствие этого - различными интересами мальчиков и девочек. В Институте психологии длительное время изучалась группа очень способных к математике детей. Мальчиков в ней было гораздо больше, чем девочек, но девочки нисколько не уступали мальчикам по уровню и быстроте развития способностей.