Нужны ли способности к учению?
07.07.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Что значит способный?

НУЖНЫ ЛИ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ?

Обычно способными называют тех школьников, которые быстро и хорошо усваивают учебный материал, затрачивая на это меньше усилий и времени, чем другие ученики («схватывают на лету»), проявляют любознательность (пытливость). К этому надо добавить, что действительно способный ученик трудолюбив, организован, работоспособен. Некоторые отличники меньше тратят времени на подготовку домашних заданий только потому, что они умеют правильно организовать свой умственный труд: систематически повторяют пройденный материал, умеют пользоваться приемами осмысленного запоминания, сосредоточенно работают и т. д.

А есть ли неспособные к учению? Если речь идет об умственно дефективных детях на почве врожденного уродства, то они, конечно, являются исключением из общей массы детей (для них существуют специальные дошкольные и школьные учебные заведения). Но есть такая группа нормальных детей, которых можно назвать «умственно пассивными». Их-то и считают «неспособными» к учению. Что характерно для таких «неспособных» учащихся?
Это, во-первых, слабое развитие у них познавательных интересов, т. е. равнодушие к тому, чтобы больше узнать о явлениях природы, о жизни людей, их прошлом. Отсюда и слабость учебных интересов, отрицательное отношение к учению.

Во-вторых, стремление избежать активной умственной работы, напряжения мысли. Всякое умственное усилие вызывает у них затруднение, даже отвращение к нему.
Умственно пассивным ученик может стать в результате больших пробелов в знаниях (из-за болезни, частых пропусков занятий и т. д.), потери уверенности в своих силах, ненормальной обстановки в семье и других причин.
Умственная пассивность может возникнуть в результате недостаточного развития общих способностей у детей еще в дошкольном возрасте. Чаще всего у таких детей не развита речь, низкий уровень развития внимания, наблюдательности, сообразительности. Но такими они не родились, а стали в результате неправильного воспитания.

Об одном из таких недостаточно развитых детей рассказывает воспитатель старшей группы детсада. «Владик пришел к нам из семьи. Смышленым его не назовешь. На занятиях пассивен, рассеян, ничем не интересуется; вопросов не задает и сам не может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста; речь однообразна, запас слов небольшой; не может сам организовать игру, подойдет к ребятам, отнимет игрушку или разрушит их сооружение. Советовала родителям больше с ним заниматься, развивать речь, читать книжки, привлекать его к дидактическим играм, знакомить с природой. А ответ один: некогда с ним заниматься, пусть его научат воспитатели». Упущены годы в развитии мальчика, остается один год до школы. Многое можно поправить, если родители Владика коренным образом изменят отношение к воспитанию сына.

К сожалению, иные родители не отдают себе отчета в том, что они — первые учителя своего сына или дочери и ответственны за подготовку их к школе.
Семилетний ребенок должен быть достаточно наблюдательным, «начитанным» (знать детские книжки), любознательным, иметь известный запас представлений об окружающем мире, уметь выделять эти явления и сравнивать их. Важно также, чтобы у ребенка был воспитан интерес к школе, серьезное отношение к занятиям. Такой ребенок, придя в школу, внимательно слушает учительницу, подчиняется школьным правилам, устанавливает правильные отношения с одноклассниками.
Преодоление умственной пассивности требует подчас много времени и сил. Успех может быть только в том случае, если учителя знают ученика во всех отношениях (даже то, как он ведет себя дома), а родители выполняют советы учителей.

Учение требует от ребенка собранности и готовности к длительному умственному напряжению. Нельзя полагаться только на способности, находчивость, хорошую память. Важно воспитать у школьника чувство ответственности за свои знания, успехи, воспитать привычку к самоконтролю, самопроверке.
Особые трудности может испытывать ученик, переходя в V класс. Здесь и новые учителя (раньше он учился у одного учителя, который хорошо его знал, присмотрелся к нему, теперь его учат разные учителя, каждый из них ведет отдельный предмет и предъявляет свои требования), и более повышенные требования к учению, к знаниям ученика; обучение в V классе требует от учащегося большей самостоятельности и вдумчивости в работе.
Но это еще не все. Дети становятся старше психологически. У подростка формируется самосознание — осознание самого себя, своего положения в школьном коллективе и семье, осознание своих способностей. В связи, с половым созреванием и другими физиологическими изменениями в организме у подростка наблюдается повышенная возбудимость, неуравновешенность, значительная утомляемость.

Все эти особенности детей подросткового возраста, если их не учитывать, заранее не предвидеть, могут привести к срывам в учебной работе, а также к ненормальностям в отношениях с родителями, учителями. Подростку легко внушить мысль о его неспособности, подорвать уверенность в своих силах. Он может перестать любить предмет, небрежно относиться к занятиям из-за того, что учитель допустил в отношении к нему несправедливость, нетактичность. Не менее опасна и переоценка способностей подростка, если чрезмерно его расхваливать, ставить в пример другим. Особенно отрицательно сказываются на учебной работе школьника нездоровая обстановка в семье, разлады между родителями, равнодушие к его учебным делам.
В старших классах выявляются специфические интересы учащихся, избирательное отношение к отдельным предметам. Наступает ответственная пора в жизни школьника — самоопределение, поиски своего призвания. Это наиболее благоприятная пора для специализации способностей. В каждом классе выявляются свои «физики», «химики», «математики», «конструкторы» и т. д.

Старшие школьники, несмотря на то, что они уже стоят на пороге самостоятельной жизни, не всегда правильно определяют свои способности. Некоторые юноши и девушки переоценивают свои возможности, пренебрежительно относятся к советам старших, охладевают к занятиям, к работе над своей умственной культурой. Они уже «все знают», «все прошли». Но переубедить их можно. Даже если  родители по образованию «ниже» таких юнцов, они всегда превосходят их своим опытом, знанием жизни и могут помочь своим старшим детям определить жизненный путь.

Иногда родители, довольные тем, что их сын или дочь успевает по всем предметам, не задумываются над их призванием. Не поэтому ли некоторые «круглые отличники» оказываются беспомощными перед выбором профессии, не знают, что им делать после окончания школы, не отдают себе отчета в своих способностях?
У таких учащихся нет главного жизненного интереса, объединяющего вокруг себя все другие интересы, помыслы, устремления. Отсюда незнание своих возможностей и способностей, неумение видеть жизненную перспективу. В то же время можно заметить, что у многих «средних» учащихся интересы тесно связаны с будущей профессией; они начинают работать на производстве, получая ту специальность, которая им по душе, учатся в профессионально-техническом училище или техникуме и не стремятся попасть в вуз (лишь бы был вуз!). В дальнейшем они становятся, как правило, хорошими специалистами.

Развитие и воспитание способностей ребенка - очень сложное и ответственное дело, успешной реализации которого во многом помогает тесное сотрудничество школы и семьи.