Все начинается с интереса
23.06.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Технические способности

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ИНТЕРЕСА

Интерес к технике у наших детей очень велик. Посмотрите детские рисунки: семи-, восьмилетние дети рисуют пароходы, ракеты, реактивные самолеты, космические корабли. Пусть их рисунки лишь очень приблизительно отражают реальные предметы, но выполняют они их с большим увлечением, заинтересованностью.
Грандиозный рост техники, проникновение ее в жизнь каждого из нас создают благоприятные условия для формирования у наших детей интереса к технике.
Школьники младшего и среднего возраста легко разбираются в марках автомашин, телевизоров, плееров и часто говорят о них между собой. С большим интересом рассматривают подростки новую автомашину, мотоцикл, киносъемочную камеру новой конструкции. Они часто расспрашивают взрослых об их работе. У учащихся старших классов этот интерес более серьезен. Это объясняется знаниями по физике и химии, которые они приобретают в школе, их практикой, на производстве и общим ростом их кругозора.
Но такой общий интерес к технике далеко не всегда является глубоким интересом, нередко он носит поверхностный характер. К тому же для развития технических способностей ребенка такого общего интереса просто недостаточно.

В журналах и книгах дети находят рассказы о новых машинах, видят их изображение и детали. Очень часто по радио и телевидению, а также в киножурналах они знакомятся с новинками техники и узнают о значении технического прогресса. И все это, естественно, усиливает интерес детей к технике.

Все ускоряющийся технический прогресс ставит перед страной совершенно новые и сложные научно-технические задачи. Необходимо создавать оригинальные конструкции сложнейших машин и приборов, внедрять автоматику во все отрасли народного хозяйства. А это предполагает не только наличие подготовленных и инициативных кадров, умеющих их использовать, но и широкое развитие технического творчества. Формирование глубокого, подлинно творческого отношения к технике у молодежи, а также у школьников, которые лишь со временем будут ею заниматься, — важная общеобразовательная и воспитательная задача.

Школа уделяет этой задаче серьезное внимание. В школе проводится систематическая работа в физических и химических кружках, ведутся занятия по труду. В последние годы особенно много издано специальной технической литературы для детей школьного возраста. Систематически организуются всевозможные детские технические выставки — школьные, районные, городские.

Все это содействует тому, что школьники не только приобретают основательные знания по технике, но и начинают проявлять к ней серьезный, глубокий интерес. Очень многие дети в мечтах о будущем связывают свою жизнь с деятельностью в сфере техники.

Год от года растет у наших учащихся интерес к технике, к её наиболее современным направлениям.

Если лет пятнадцать назад на выставках технического творчества школьников больше демонстрировались модели башенных кранов, тракторов, кораблей, то позже на них можно было увидеть уже многочисленные приборы и механизмы другого типа: астролябии, центробежные машины, действующие модели установок по производству серной и соляной кислот и многие другие модели. Теперь же на выставках можно увидеть уже сложные приборы с автоматическим управлением; макеты атомных судов и электростанций; в конструкциях используются фотоэлементы, можно увидеть образцы миниатюрных радиоприемников, работающих на полупроводниках, сделанных учащимися.

Все это говорит о том, что наши школьники стремятся в своих творческих начинаниях идти в ногу с веком.

Но почему же даже серьезный интерес к технике у некоторых наших детей не всегда становится устойчивым интересом, не всегда влияет на их творческую деятельность в сфере техники, на их жизненное призвание, не определяет выбора ими будущей профессии, специальности?

Это происходит по нескольким причинам.

Часто возникший у школьника интерес к технике не развивается дальше потому, что школьник хотя и много читает технической литературы, но совсем не изготовляет своими руками приборы или модели механизмов. В этом случае его интерес не получает действенного закрепления и угасает.

Интерес к технике часто пропадает, если школьник берется за поделки, но не умеет решать технические задачи при работе над моделью машины или над прибором. Каково же это умение? Это умение проводить необходимые подсчеты, правильно использовать инструменты при обработке отдельных деталей, налаживать работу любого несложного механизма. При отсутствии таких умений работа над техническими поделками оказывается малоуспешной и это очень расхолаживает школьника. В то же время повторяющийся успех окрыляет его, приводит к тому, что интерес к технике повышается.

Иногда развитие интереса к технике останавливается из-за неправильного отношения родителей к занятиям детей техникой. Так, отдельные неудачи школьника, изготовляющего дома разнообразные модели, вызывают у родителей скептические замечания о его увлечении.
В результате этого интерес к технике у школьника начинает угасать, пропадают творческие стремления, увлекавшие его ранее, когда он сталкивался с заинтересовавшей его технической задачей.

Отсюда следует, что педагогически правильный подход родителей к занятиям детей техникой, к развитию у них серьезных технических интересов имеет очень большое значение для формирования у детей творческого отношения к технике. А это предполагает в действиях родителей многое: и внимание к занятиям детей, и умение предложить им доступную, но нелегкую техническую задачу и готовность делиться с ними своими знаниями и умениями, и умение терпеливо разобрать с ними технические ошибки. Интересно сообщение рабочего П., у которого два сына-школьника.

«Родители, — говорит он, — могут заинтересовать детей новыми техническими   достижениями. Все, что я знал, я старался объяснить ребятам, а потом сам стал у них кое-что спрашивать... Я хотел заставить их думать, натолкнув незаметно на какое-нибудь интересное техническое решение. Когда они подросли, я выписал им технические журналы «Умелые руки», «Юный техник»— ищите нужный вам материал, а не найдете — пойдите в библиотеку, почитайте, подумайте, сделайте модель по чертежу, по описанию; иногда я советую подумать над усовершенствованием схемы. Я помогаю детям в их технических затеях, но стараюсь не лишать их самостоятельности. Если у них что-нибудь не ладится, я делаю так, чтобы они сами доискались причины, и в крайнем случае укажу, где ее искать. Например, дети монтируют на дощечке схему электропроводки по образцу. Схема не действует. Надо найти  неисправность или ошибку сборки. Советую ребятам срисовать смонтированную схему на бумагу и сравнить с исходной схемой, тогда они сами легко обнаружат ошибку. Иногда стараюсь натолкнуть их на новый вопрос, на новую мысль, мечтаю вместе с ними внести конструктивные изменения в найденные в книге чертеж или схему. Иногда же, когда я вижу, что ребята не могут справиться со своей задачей, я стараюсь предотвратить неудачу, проверить вместе с ними схему».

Семья может многое сделать для хорошего технического развития детей. Конечно, для этого важно знать, как именно следует развивать технические способности детей. А это предполагает, что у родителей имеются знания о том, как распознавать у детей технические способности, как помогать их формированию и росту и как развивать в детях глубокий интерес к технике.