В чем проявляются технические способности?
31.12.2009
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Технические способности

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?

Можно ли говорить о технических способностях как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию?

Ведь область техники чрезвычайно разнообразна, и очень резко отличается, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более радиотехники.

Что же может быть общего между разными видами деятельности? Однако это общее есть.

У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения. Правда, в каждой отрасли техники, в силу ее особенностей, для успешной работы имеют значение также и некоторые дополнительные специальные качества, или, как мы говорим, частные способности.

Мы будем говорить лишь об общих технических способностях.

Многочисленные наблюдения за работой изобретателей, а также творчески работающих конструкторов различных отраслей техники позволяют установить некоторые стороны психической деятельности человека, которые вообще важны для успешной работы в сфере техники.

Какие же это свойства психики?

Прежде всего это хорошая техническая наблюдательность; затем это развитое техническое мышление, которое проявляется в рациональном подходе к практической задаче, в учете свойств и возможностей материалов, в хорошем планировании умственных операций, в умении внести известный элемент новизны в решение технической задачи. Деятельность мышления для успешной работы в сфере техники предполагает обязательно достаточно развитое пространственное воображение, способность к комбинированию.

Названные свойства психики представляют собой существенные компоненты конструктивно-технических способностей. Но нельзя забывать, что при этом мы опустили ряд важных психических качеств, присущих крупным изобретателям и конструкторам, которые также очень нужны для продуктивной работы в области техники. Это — очень отчетливо выраженные черты личности. Назовем их: хорошо выраженный интерес к технике, большая любознательность; общая активность мысли, настойчивость в поисках; умение не опускать руки при неудаче, упорство в борьбе за поставленную цель.

Эти качества не имеют прямого отношения к техническим способностям, но без таких качеств личности технические способности не могут достаточно ярко проявиться. Поэтому, когда мы говорим о развитии технических способностей школьников, родители должны учитывать, что речь не может идти только о формальном развитии отдельных компонентов технических способностей, например о развитии пространственного воображения, способности к комбинированию. Все это, безусловно, важно. Однако эти свойства психики, даже если они хорошо развиты, еще никак не обеспечивают продуктивную деятельность в сфере техники. Требуется еще наличие некоторых общих свойств личности человека. А их-то и надо формировать и развивать в детях одновременно с развитием важных компонентов самих технических способностей.

Вот почему очень большое значение имеет развитие у детей любознательности, стремления самим, не дожидаясь скорой подсказки, решать те сложные технические задачи, за которые они берутся. Безусловно, такая активность мысли растущего человека, проявляющаяся по разным поводам (на занятиях в классе, при выполнении поручений, при самостоятельном чтении), имеет большое значение. Однако мы часто видим, что такая активность угасает при недостаточно быстром успехе и подросток переключается с одного увлечения на другое.

Вот почему нужно формировать такие качества личности, как умение не разбрасываться в своих устремлениях, умение быть длительно сосредоточенным на избранном занятии, умение быть терпеливым при выполнении взятого на себя задания, проявлять настойчивость в достижении поставленной перед собой цели, умение не поддаваться плохому настроению и безразличию при временных неудачах при выполнении тех или других заданий. Таковы важные стороны психики человека, связанные с успешным проявлением его технических способностей. Обо всем этом должны помнить родители, которые стремятся обеспечить детям плодотворную деятельность в сфере техники.

Нам могут, однако, возразить: «Вы перечислили выше те психические свойства, которые позволяют взрослым изобретателям создавать новые машины, механизмы, технологические процессы, но причем тут учащиеся? Они ведь изобретений не делают». Это верно. Действительно, чрезвычайно редко бывает, чтобы юноши школьного возраста, а тем более подростки изобрели что-нибудь новое в технике.

Но нельзя забывать и другое. Для того чтобы, став взрослым, успешно трудиться в области техники, надо пройти соответствующий путь развития в юные годы. Без возникновения серьезных интересов к технике, без практики самостоятельного решения простых технических задач, без приобретения умения думать технически о заданиях, связанных с изготовлением, например, различных моделей, не может сформироваться человек, который будет впоследствии успешно работать в сфере техники.

Школьник-подросток, когда он занимается в техническом кружке или собирает дома транзистор или автомат с фотоэлементами, не совершает изобретений, обогащающих человечество, но, зато он очень часто делает открытие, изобретение для себя, когда он сам находит решение технических задач, уже известное взрослым. И мы имеем здесь дело с настоящим творчеством, потому что таковы те умственные операции, которые осуществляет школьник в процессе изобретения. И такое творчество, еще не дающее людям новых изобретений, является очень важным этапом в развитии человека. Такое творчество детей — основа развития активности, самостоятельности, инициативы человека в решении технических задач.

Черты психики, очень четко выраженные в деятельности взрослого конструктора или изобретателя, выявляются, правда, в гораздо менее развитой форме, уже и у школьников средних и старших классов.

В чем же могут конкретно проявляться технические способности детей? На основании каких признаков могут судить родители о том, что их сын или дочь обладают
техническими способностями? Как их своевременно распознать?

Бывают редкие случаи, когда распознать такие способности очень легко. Родители видят, что сына-подростка очень привлекают занятия техническими поделками: он постоянно и притом с успехом что-то мастерит, радуется возможности помочь в ремонте того или иного механизма и делает это умело и ловко. Он увлекается чтением технических книг и журналов и любит решать различные технические задачи. И родители понимают, что призвание сына находится в сфере техники, что у него хорошо выраженные технические способности.

Но такая отчетливая картина встречается далеко не часто. Родителей может иногда даже ввести в заблуждение убежденность сына или дочери в том, что они хотят быть конструктором, инженером. Однако отнюдь не всегда такие слова совпадают с реальными действиями, с поведением детей, например с тем, какие книги они читают, как относятся к занятиям по физике и машиноведению, чем занимаются дома в свободное время, какие кружки себе выбирают.

Может быть, это происходит потому, что недостаточно пробудился у них подлинный интерес к технике, а если удастся его пробудить, то проявятся и технические способности. А может быть, школьник говорит, что она хочет быть конструктором лишь потому, что поддается общему поветрию среди ребят. Поэтому важно не только слушать, что дети говорят о своих стремлениях и желаниях, но и сопоставлять эти слова с их занятиями в свободное время, с тем, какую научно-популярную литературу они читают, что рассказывают о прочитанном.

Есть некоторые признаки, помогающие распознать технические способности детей. Это большая любознательность в области техники, желание узнать устройство машин и приборов, чтение технической литературы; стремление заниматься техническими поделками, ремонтировать неисправности в бытовых приборах, желание решать технические задания, приводимые в журналах, успешные занятия в технических кружках.

Ученик VI класса московской школы Саша П. так выразил свое самое большое желание: «Хочу стать хорошим конструктором». Классный руководитель рассказывала о нем: «Очень много читает по физике и механике; дома строит с товарищем модели парусников и паровых яхт. Довольно часто ходит с отцом в Политехнический музей и знакомится с устройством и работой различных механизмов и приборов».

Но мы отметили выше только некоторые признаки, характеризующие наличие технических способностей у детей школьного возраста. Есть еще и такие существенные черты в деятельности и поведении подростков, на которые также следует обратить внимание. Приобретенные учащимися в школе, в кружках, в самостоятельных занятиях знания об устройстве и работе различных механизмов сочетаются у них с хорошим освоением навыков и умений по управлению такими механизмами. Например, школьники успешно работают на тракторе, на автомобиле, хорошо управляют моторной лодкой и т. п.

Затем следует учесть еще такую существенную черту в деятельности школьника, которая свидетельствует о наличии у него технических способностей. Это — быстрое нахождение скрытых изъянов в машине. Такое умение свидетельствует о развитии технического мышления школьника, этого важнейшего компонента технических способностей.

Как часто мы любуемся умелыми руками подростка или юноши, когда он уверенно пользуется тем или иным инструментом, ловко разбирает испорченный прибор механизма, быстро находит причину неисправности и устраняет ее! Но нельзя забывать, что умение быстро найти причины плохой работы или неполадок того или другого механизма или прибора — будь то электрическая кастрюля, радиоприемник, пылесос, стиральная машина, мопед, — и умение устранить эти недостатки является существенной чертой технических способностей. Известно, что есть школьники, которые получают хорошие отметки по физике, а вместе с тем далеко не всегда могут починить какой-либо неисправный механизм дома. А есть школьники, которые быстро находят и легко устраняют различные неполадки в механизмах.

Другой компонент технических способностей — способность школьника к комбинированию: как именно он может комбинировать из различных деталей (конструкторы различных типов и сложности), частей, элементов и создавать новые, более удачные конструкции поделок, моделей, приборов. Такое умелое, разумное, технически оправданное объединение элементов и деталей — одно из ярких проявлений технических способностей у детей школьного возраста. Оно свидетельствует о развитом техническом воображении и мышлении.

Упомянем еще один компонент технических способностей — умение учитывать свойства используемых материалов, деталей, форм. Всякому, кто работает в области техники, приходится иметь дело как с различными материалами, так и с различными свойствами конструкций: одна конструкция выдерживает большую нагрузку, другая — нет; одни конструкции тяжелы, другие — легки; одни прочны — другие ломки; одни противостоят длительно коррозии — другие нет. Встречаются различные варианты — материал легок, но ломок, он прочен, но быстро поддается коррозии, портится от нагрева. И прибор и механизм будут надежны в эксплуатации, если при их сборке учитываются эти свойства материалов и деталей. Если школьник, делая тот или иной прибор, в ходе своих размышлений о нем, в работе над ним учитывает эти свойства материалов и частей конструкций, можно считать, что у этого школьника проявляются технические способности.

В техническом кружке школы сделали две модели подъемного крана; казалось, они были совсем одинаковы (по своему внешнему виду). Однако если один кран действительно мог работать, то другой при пробе сразу же сломался, так как школьники, делавшие его, не учли того, как будет работать при соответствующем грузе передаточный механизм этого крана, не подумали, из какого материала сделать передачу и как ее закрепить. Умение учитывать свойства материала, деталей — также одна из сторон технических способностей.

Нельзя забывать еще одной стороны психической деятельности, которая имеет существенное значение для формирования технических способностей. Речь идет о пространственном воображении, об особенностях пространственных представлений. Для успешного изготовления механизма или той или иной сложной детали у школьника должно быть более или менее отчетливое пространственное представление будущей работы, иначе неизбежно возникнут ошибки, которые приведут к неудаче. Одному семикласснику было предложено представить себе вращающееся тело, которое состоит вверху из конуса и имеет продолжение в форме цилиндра. И он изобразил его на бумаге в виде яйца! Совершенно понятно, что он не смог изготовить простую техническую деталь требуемой формы.

В формировании пространственных представлений большое значение имеет умение пользоваться чертежом, умение изобразить в чертеже различные технические детали. Еще большее значение имеет умение читать чертеж, понимать, что на нем запечатлено, представлять себе реально детали механизма на основе чертежа. Если же школьник умеет увидеть весь механизм, представленный на чертеже, то можно сказать, что он обладает развитым пространственным воображением, необходимым для технического творчества.