Как можно помочь развитию технических способностей
21.01.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Технические способности

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Родители нередко говорят, что они не могут сделать многого для развития технических способностей детей, потому что уже в школе и во время занятий по труду и в работе внеклассных кружков дети получают все необходимое для технического развития. Безусловно, некоторые виды воздействия семьи на детей похожи на те, что ребята получают в школе, но по форме они не повторяют тех воздействий, с которыми учащиеся встречаются в школе.

Разнообразны формы и пути участия семьи в развитии технических способностей детей. Одни из них связаны с более активным участием родителей, другие носят более пассивный характер. Одни из них направлены прямо на формирование технических способностей, другие влияют на этот процесс косвенно. На что же должны быть нацелены усилия родителей?

Развитие технических способностей детей связано не только с их практическими занятиями в области техники, но и с формированием таких качеств, которые имеют общее значение, поскольку имеют отношение к развитию личности школьника. А вместе с тем эти качества влияют и на развитие его способностей.

Очень важно воспитывать глубокие и устойчивые интересы у ребенка, подростка к технике. Небезразличное отношение подростка к технике, стремление узнавать все новые и новые данные, характеризующие работу различных механизмов, а также свойства новых материалов, — все это поможет родителям выбрать и отобрать для подростка книги для чтения, для бесед, размышлений.

Подросток хочет знать о машинах, которые видит, стремится узнать, как они работают, он хочет узнать из журналов, книжек, разговоров со взрослыми, радиопередач подробности о новинках техники.

Помогайте развитию интересов своих детей к технике, давайте им такую «пищу», которая будет возбуждать их любознательность, будить желания самим взяться за выполнение различных технических поделок. Рассказывайте детям не только о наших достижениях в области электроники, гидростроения, бионики, но и о тех больших научно-технических задачах, которые будут решены в ближайшее время в нашей стране.

Интересная научно-популярная книга о том или другом разделе техники, увлекательно написанный рассказ об изобретении, занимательные и достаточно доступные задачи по технике, публикуемые в разных журналах, — все это, предложенное в подходящий момент и ненавязчиво школьнику, будет воспитывать его заинтересованное отношение к технике. Поэтому родителям важно следить за технической литературой, чтобы вовремя ознакомить с нею сына или дочь.

Кто из ребят не мечтает о походах по речкам, дорогам и лесам с компасом в руках, с рюкзаком за плечами? Кто из них не смотрел жадно на спортсменов, летящих на водных лыжах вслед за моторной лодкой? Кто из них не мечтал пользоваться настоящей телефонной связью во время игры в разведчиков?

Необходимо будить в детях желание самим взяться за изготовление различных технических поделок. И этому могут помочь родители реальным советом, разъяснением публикуемых в книгах и журналах материалов.

Очень важно воспитывать у школьника смекалку и пытливость. Пусть он не поддается желанию поскорее получить готовый ответ при решении любой задачи, а стремится раздумывать над нею, терпеливо искать различные пути ее решения. Будет ли это задача по математике, физике или химии, будет ли это лабораторный опыт, который надо провести самостоятельно, — ученик должен пытаться решать их самостоятельно.

Успешное изготовление школьником технических поделок связано с наличием у него умений и навыков, которые позволяют ему браться за решение технических задач меньшей или большей степени трудности.

Если вы связаны с техникой, научите сына или дочь читать чертежи и чертить. Наряду с такими очень важными умениями не менее серьезное значение имеет пользование инструментом, когда надо обрабатывать или подгонять те или другие части конструкции, монтировать на доске электротехнические детали и т. д. Умение паять, хорошо присоединять те или другие части прибора, механизма приводит к тому, что подросток без страха берется за техническую поделку.

Формирование уверенности в том, что он может браться за любую техническую задачу, подкрепленное реальным успехом (даже если в процессе работы бывают и отдельные неудачи), создает у него устойчивое желание решать новые и новые технические задания. А это важно.

Мы знаем случаи, когда школьники быстро охладевают к работе над задуманными поделками именно потому, что они потеряли чувство уверенности, им кажется (особенно тогда, когда они сталкиваются с трудностями в работе), что у них ничего не получится.

Иногда подросток действительно плохо учитывает свои силы, умения и возможности, и тактичный разговор родителей по поводу намеченной работы может дать многое, если совместно будет продуман план работы, учтены ее этапы, при этом в такой форме, которая не лишает подростка самостоятельности.

Что надо учитывать?

Ребенок должен чувствовать и видеть благожелательное отношение родителей к его начинаниям в области техники, а не раздражение по поводу того, что «он делает не то, что надо», и что он «мусорит», делает беспорядок дома. Он должен верить в готовность родителей ему помочь. При таком отношении беседа с сыном или дочерью о степени трудности задания, о времени, которое потребуется для его выполнения, может помочь школьнику выбрать доступную по трудности поделку или модель и продумать последовательность задания.

Различные выставки технического творчества школьников хорошо показывают, что подростки и юноши могут изготовить достаточно сложные конструкции, для выполнения которых нужны и хорошие знания по физике и математике, и умения, приобретенные на занятиях по труду.

Разные виды конструкторов по радиотехнике и электротехнике с их многочисленными задачами дают широкую возможность для развития технического творчества и способностей школьников этого возраста. При этом очень важно наблюдать за тем (и в этом заключается значение советов родителей), чтобы дети последовательно переходили от менее сложных заданий к более сложным. Большое значение имеет помощь родителей и в выборе технических книг для чтения: дети должны читать книги, которые расширяют знания по технике, помогают находить свой самостоятельный путь при выполнении новых поделок.

Некоторые родители считают, что развивать у сына или дочери способности к технике нужно лишь в том случае, если способности выдающиеся. Это неправильно. Если вы заметили интерес ребенка к технике (он стремится читать научно-популярные книги по технике, журнал «Юный техник», пытается мастерить что-то дома или поступает в технический кружок), то постарайтесь удовлетворить эти его запросы. Дальнейшее поведение вашего сына покажет, насколько серьезным оказался этот интерес. Но во всяком случае надо его поддержать, проявляя внимание к этим техническим начинаниям: побеседовать о том, как можно было бы улучшить его модели, какую научно-популярную книжку нужно принести. Такое отношение родителей в ряде случаев оказывает решающее влияние на процесс формирования технических склонностей и способностей детей.

Вот что рассказывает о себе десятиклассник Владимир С.: «Технические мои наклонности стали формироваться еще в детстве. Я очень любил заводные игрушки, «опыты» с которыми кончались обычно их разборкой, чтобы посмотреть, почему они двигаются. Когда мне исполнилось шесть лет, отец купил мне конструктор и показал, как составлять из отдельных деталей различные предметы. Я очень увлекался таким конструированием, выдумывал все новые и новые сочетания элементов. Позже я стал сам мастерить различные игрушки из консервных банок и деревяшек. Отец часто мне рассказывал об устройстве машин, задавал вопросы, над которыми приходилось думать, а позже руководил моим чтением популярной научной литературы. С VI класса у меня уже определился стойкий интерес к технике, он все больше и больше развивался под влиянием учителей физики и математики. Занятия радиотехникой и конструированием самодельных приемников окончательно определили круг моих технических интересов».

Безусловно, не только совет, но и помощь родителей могут оказаться побудительными причинами развития технических способностей детей. О какой помощи идет речь?

Если родители знают уровень умений и знаний ребенка, если им известно его отношение к своим возможностям (уверен он или не уверен в себе), то следует наметить с ним такие технические задания, которые нелегки, но для него доступны. Допустимо иногда разъяснить ему в общих чертах задание. Но это не должно выражаться в думании за него. Наоборот, не спешите сразу все объяснить дайте ему подумать. поискать самому правильное решение. Технические задания следует усложнять, но постепенно, чтобы не исчезло сознание, что он в итоге серьезных стараний такую задачу может наверняка решить.

Некоторые родители считают, что область техники — это призвание лишь мальчиков, а девочкам ею заниматься не следует, даже если у них есть к этому явные способности и склонности. Это мнение глубоко неверно. Есть немало в нашей стране женщин — инженеров, ученых, сыгравших значительную роль в развитии техники. Поэтому правильно, например, поступает отец десятиклассницы Иры К., который вместе с дочерью собирает телевизор и миниатюрный радиоприемник. Ира — член школьного технического кружка, она легко составляет сложные электротехнические схемы, хорошо представляя себе требования, которым должен удовлетворять каждый узел этой схемы. И в этом проявляется ее развитое техническое мышление, умение на практике использовать свои знания по физике.

Общение с детьми в целях развития их технических способностей должно быть не только в форме бесед о технических новинках, не только в указаниях на интересные научно-популярные книги, но и в совместной деятельности. Это может выражаться в том, что, когда старшие, например, ремонтируют автомашину, мотоцикл, мотор для лодки, они привлекают к этой работе и детей, выделяя им специальное задание и разъясняя пути его решения. Если родители технически подготовлены, хорошо вместе решать технические задачи. Задачи бывают очень разные; их предлагают на школьных и технических олимпиадах, они публикуются в журналах «Юный техник», «Техника — молодежи» и многих других.

Большое значение для развития у детей интереса к технике имеет также совместное посещение технических выставок различного типа — постоянных и временных, серьезный обмен мнениями по поводу увиденного там, выяснение знаний сына или дочери, а также направления их интересов в технике.

При посещении выставок технического творчества школьников полезно обратить внимание ребенка на тот или другой механизм или прибор, который ему понравился. Попробуйте ему пояснить, чем он хорош или какие недостатки можно заметить в нем, что можно было бы сделать в нем по-иному, и заставьте его размышлять об этом. Все это способствует развитию пытливости ума, формированию технической инициативы.

Очень заманчиво для старшего подростка и юноши изготовить модель микроавтомобиля или радиоуправляемую модель самолета «Оса» или сконструировать механический буксир «Дельфин». Но успешное конструирование таких моделей предполагает не только комплекс умений и знаний, но и требует инициативы и настойчивости, терпения и вдумчивости при работе над проектом модели.

Правильный подход родителей к техническим склонностям детей, их активное и одновременно тактичное участие в формировании нужных качеств личности сына или дочери помогут не только развивать их технические способности, но будут содействовать и правильному выбору детьми профессии и жизненного призвания.