Животворный источник
15.12.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

В мир прекрасного

ЖИВОТВОРНЫЙ ИСТОЧНИК

Первым источником развития литературных способностей детей являются книги — стихи, сказки, рассказы, которые дети читают и которые читают им, пока они сами еще не овладели чтением. Наша литература богато одарила детей. Миллионными тиражами издаются хорошо иллюстрированные произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. Барто и многих других советских и зарубежных писателей. Переиздаются сказки, рассказы, повести русских поэтов и писателей. Сказки А. С. Пушкина изданы в таком количестве, что они могут быть настольными книгами в каждой семье. Многочисленными тиражами вышли произведения классиков русской литературы. Они призваны не только пробудить в детях добрые чувства и обогатить ум, но и развить воображение, дать детям уроки поэтического языка.

Чем раньше ребенок будет приобщаться к книге, чем раньше и больше он начнет запоминать наизусть, причем именно запоминать, а не заучивать, тем лучше. Если стихотворение нравится дошкольнику или младшему школьнику, то он быстро его запомнит. С каждым новым стихом или сказкой обогащается словарь ребенка, запоминаются при этом не только слова, но и словосочетания, целые цепочки ассоциативно связанных между собою слов, которые становятся затем достоянием собственной речи ребенка. Слушание и запоминание стихов способствует воспитанию чувства ритма, что также очень важно для развития литературных способностей детей.

Родители должны пояснять детям дошкольного и младшего школьного возраста все, что им непонятно при чтении, терпеливо отвечать на их вопросы, использовать иллюстрации, жизненные примеры. Надо беседовать с детьми о прочитанном, обращать внимание на художественные достоинства произведений, объяснять детям значение отдельных слов, а также раскрывать содержание образных слов и словосочетаний. Это положит начало формированию поэтических представлений детей и накоплению их поэтического словаря.
Хорошо, если папа или мама сами любят поэтическую речь и знают много стихов. Во время прогулок всегда будет уместно прочитать ребенку наизусть подходящий поэтический отрывок или стихотворение целиком. Тогда картина природы, которую ваш сын или дочь сами видят и чувствуют, осветится для них новым поэтическим светом. Прочтите стихи не торопясь, повторите по частям, проверьте, насколько доступны ребенку поэтические образы, помогите ему уяснить непонятное, и вы увидите, какое впечатление произведут на него стихи. Все, что ребенок увидит, станет для него интереснее, красивее, а его внутренний мир обогатится поэтическими представлениями.
Возьмите, например, стихотворение И. Никитина «Встреча зимы», отрывок из которого можно прочесть школьнику во время первой вашей зимней прогулки с ним.

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чем,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей

Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей,


Словно рад он чему, —
И на ветках берез.

Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.


Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,—

Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Пусть ваш мальчик или девочка увидит снег, «что белый пушок», как он лег «полотном», как «от солнца блестит разноцветным огнем». Спросите ребенка, как он понимает слова «смотрит весело лес из-под черных кудрей», что подразумевается под приглашением гостье-зиме «песни севера петь по лесам и полям», что значит обращение к ней: «строи мосты по рекам и ковры расстилай».

Если дети впервые сталкиваются с метафорой, не понимают ее переносного значения, и вы хотите объяснить им его, начните с прямого значения. Например, приведенное стихотворение И. Никитина заканчивается метафорой:

Наша русская кровь .
На морозе горит!

Как понять, что «кровь на морозе горит»?
Спросите ребенка, может ли кровь гореть? А что горит? (Дрова, лучина, свеча, нефть, газ и т. д.) А как же понять, что «кровь на морозе горит»? Ребенку должно быть ясно, что на морозе привычному человеку не холодно. Пусть представит себе лыжника, легко одетого, раскрасневшегося от быстрого бега, дровосека или вообще человека, занятого тяжелой физической работой, которому на морозе может быть так жарко, что от него пар валит. Любит русский человек, привыкший к зимним холодам, зиму, радуется ей, мороз бодрит его.

Словосочетание «кровь на морозе горит» в переносном смысле означает, что человеку не страшен мороз, что он испытывает прилив бодрости, веселья. Дети должны придти к пониманию того, что, кроме прямого значения, многие слова имеют переносные значения. Например, кроме слов «кровь горит», о чем еще можно сказать «горит» в переносном смысле? «Горит» румянец на щеках, «горят» глаза, звезды, флаги на демонстрации, «горят» кисти рябины, «горит» заря и т. д.
Дети, как правило, отличают достоинства художественного произведения от нехудожественного. Прочтите младшему школьнику или даже дошкольнику сказку Л. С. Пушкина о золотой рыбке и пересказ той же сказки в форме сухого повествования. Ребенку, конечно, понравится подлинник, а не пересказ.
Художественное произведение дает больше пищи воображению. Оно дает возможность детям увидеть образы и картины, а не только понять смысл. Но не только младшие  школьники, но нередко даже подростки (V, VI, VII) знают, почему именно им больше нравятся художественные отрывки, а не пересказ их. Они еще не понимают самого искусства слова, т. е. того, что автор, чтобы описать живо и интересно, специально подбирает слова, что писатель и поэт словами рисуют так же, как художник красками. Это ребенку надо объяснить на любом конкретном примере. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста возьмите простые и хорошо знакомые им стихи. Например, такие:

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.

Или:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?

Рассмотрите с детьми соответствующие этим отрывкам иллюстрации в книге. Пусть они увидят, что нарисовано художником, и как написано автором, какие слова автор подобрал для того, чтобы мы увидели картину и без иллюстрации.
Дошкольники и особенно дети младшего школьного возраста очень любят загадки, которые обычно выражены метафорами. Например:

По горам по долам
Ходит шуба да кафтан.

Или:

Скатерть бела
Весь мир одела.

Загадки близки и понятны детям младшего возраста, потому что в них иносказание очень зримое, наглядное, оно дано как бы в самом восприятии. Дети вообще понимают образную речь раньше, чем самостоятельно начинают ее применять. Это связано с возрастными особенностями развития их мышления. Поэтому отгадывание загадок, а потом придумывание их — очень полезное занятие.

Во время прогулок обратите внимание вашего ребенка (дошкольника, младшего школьника) на пейзаж, пусть он сравнивает, находит сам интересные подробности, подсказывайте ему сравнения, эпитеты, будьте внимательны к его самостоятельным находкам, одобряйте их и разъясняйте неудачи. Такое общение с детьми должно быть непринужденным.
С детьми младшего и среднего школьного возраста можно проводить такие занятия и игры: кто больше стихов или отдельных строчек вспомнил, кто подобрал подходящие слова, образные словосочетания.

С небольшой группой детей можно проводить интересные литературные игры: вставить в стихотворную строчку, пропущенное слово, подобрать рифму, отгадать загадку, сочинить загадку, вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (утро, вечер, дождь, радуга, праздник, игрушка и т. д.), по прочитанному отрывку стихотворения отгадать, кто автор и как называются стихи и т. д. и т. п.

Такие игры, проводимые на соревнование (кто больше? кто лучше? кто быстрее?), обычно вызывают интерес детей, особенно когда результаты каждого упражнения учитываются, и каждый ребенок стремится занять первое место.

Некоторые дети очень рано (в 5, а в отдельных случаях в 4—4 1/2 года) начинают овладевать чтением при незначительной помощи взрослых. По мере того как ребенок овладевает техникой чтения и начинает сам читать книги, расширяются возможности его умственного развития, а вместе с тем и развитие его литературных способностей.
Родители должны знать, что, пока у младшего школьника есть потребность в том, чтобы ему читали взрослые, эту потребность надо удовлетворять. Дети, не овладевшие в достаточной мере техникой чтения, хуже понимают содержание книги, если они читают сами. Выразительное чтение взрослых или прослушивание детских передач по радио или телевидению дает детям — учащимся I—II классов больше, чем самостоятельное чтение по слогам. Дети, если они научились читать, должны самостоятельно упражняться только в чтении коротких стихов, сказок и рассказов.

Вместе с тем контроль со стороны родителей за продвижением младших школьников в технике чтения должен быть систематическим и неослабным. Если школьник плохо читает, необходимо ежедневно проверять, как он подготовил урок по чтению. Ребенок должен научиться читать достаточно громко и выразительно. Если родители затрудняются сами руководить выразительным чтением детей, то необходимо, по крайней мере, учить детей читать со знаками препинания. Чаще надо слушать вместе с ними радиопередачи, а также записи выразительного чтения стихов и рассказов.

Первая ступень развития выразительной речи детей — овладение точным значением слов. Без точных, логически правильных названий предметов и действий, без понимания смысла определений не может быть правильного изложения мысли, сжатого и точного описания.
Проследим, как выразительно написано стихотворение учеником IV класса Костей Р., передававшееся однажды по радио в передаче, посвященной детям.
Самыми простыми словами, но очень точно подобранными, мальчик нарисовал реальную картинку. Вот эти стихи.
Кони
Мчатся, мчатся кони
По дороге, пыльной.
Прыгает телега,
Брякает, трещит...
Мчатся, мчатся кони
По камням неровным,
Далеко разносится
Грохот их копыт.
Мчатся, мчатся кони,
Пыль столбом клубится.
А кругом пестреют
Травы и цветы.
Мчатся, мчатся кони,
И в пыли мелькают
Головы, копыта,
Гривы и хвосты













В этих стихах нет ничего лишнего, все слова подобраны точно и стоят на своем месте. Здесь хорошо передано движение глаголами «мчатся», «прыгает», «брякает», «трещит», «мелькают». Описание самих коней дано лишь хорошо отобранными существительными: «в пыли мелькают головы, копыта, гривы и хвосты», тем не менее, прочитав стихотворение, мы отчетливо видим мчащихся по степной дороге коней.
Начиная с IV класса школьники на уроках литературного чтения читают и разбирают отдельные произведения классиков литературы. При этом специальное время отводится для наблюдений за языком произведений. Изучаются такие средства языковой выразительности, как эпитет, сравнение, метафора. Не трудно понять, насколько интереснее и успешнее будут эти занятия для школьника, если этот материал ему близок по прочитанным ранее стихам, загадкам, рассказам и т. д. Рано научившись понимать язык художественных произведений, дети полюбят и уроки литературы в школе. Перед ними постепенно начинает раскрываться значение художественной литературы.
Для внеклассного чтения школьников разного возраста имеются специальные рекомендательные списки литературы. Родителям надо следить за тем, чтобы все рекомендованные книги дети обязательно читали.

Часто дети младшего школьного возраста тянутся к чтению произведений классиков русской литературы, которые не предусмотрены программой внеклассного чтения для данного возраста. В этом случае надо отобрать для детского чтения в первую очередь доступные им по содержанию произведения, причем первый раз некоторые из них прочитать вместе с ребенком, поясняя ему все непонятное.

Знакомясь с произведениями русской и советской литературы, дети обогащаются новыми поэтическими представлениями, многое из того, что они видят и о чем знают, они как бы заново открывают для себя.

Дети среднего школьного возраста (особенно V и VI классов) увлекаются приключенческой литературой. В этом сказывается развитие их познавательных интересов, а также развитие самосознания школьников. Подростки обращают больше всего внимания на нравственные качества людей, их характер и обусловленные им поступки и действия человека. Их привлекает отвага и мужество героев произведений, преодоление ими трудностей и опасностей.

Беседуя с подростками о прочитанных ими книгах приключенческого жанра, следует выяснять, насколько умеют они отличать реальное содержание от фантастики, надо также помогать детям разобраться, какова главная мысль произведения, чему оно учит. Родителям необходимо одновременно следить за тем, чтобы подростки больше читали классиков литературы и книги советских писателей для детей данного возраста.

Необходимо поощрять желание детей иметь и постоянно пополнять свою собственную библиотечку. Кроме любимых книг, в личной библиотечке школьника обязательно должны быть избранные произведения классиков русской и советской литературы, прежде всего Л. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя и других писателей, чьи произведения рекомендуются для школьного чтения и включены в программу для изучения.

В старшем школьном возрасте у большинства хорошо успевающих учащихся складывается определенный литературный вкус, они уже отдают предпочтение отдельным авторам.
Родители в меру своих возможностей должны интересоваться тем, что читают их дети. Следует ограничивать старшеклассников в чтении случайных, малохудожественных, в частности детективных, книг. Чтение высокохудожественных произведений русской и советской литературы — животворный источник эстетического и нравственного развития детей, формирования их литературных способностей.