Признаки математических способностей
13.10.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Развитие математических способностей

ПРИЗНАКИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

По каким признакам можно судить о наличии у детей математических способностей?
Многочисленные наблюдения дают возможность выделить те внешние признаки, на основании которых можно предполагать наличие у детей математических способностей.

Первый признак. Явный интерес (иногда даже острый интерес) к математике (арифметике, алгебре, геометрии), который проявляет ребенок, склонность без принуждения, с удовольствием заниматься ею.
Конечно, с одной стороны, далеко не всегда способный к математике школьник проявляет интерес к ней. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств (страстной увлеченности другими интересами, пробелов в знаниях, неудачной методики обучения) способный к математике школьник мало интересуется этим предметом, даже равнодушен к нему, и, естественно, не проявляет больших успехов в изучении математики. Но если его заинтересовать математикой, пробудить склонность заниматься ею, то неожиданно для окружающих такой ученик может очень быстро добиться больших успехов в этой области.
С другой стороны, интересоваться математикой - решением элементарных, но занимательных задач - может и малоспособный ученик. Чаще всего, однако, наблюдается совпадение способностей к математике с интересом к ней, склонности заниматься ею. Во всяком случае, родители и учителя должны обращать большое внимание на детей, у которых явно выражен интерес к математике.

Второй признак. Овладение определенными математическими умениями и навыками в раннем возрасте. Известно, что математические способности нередко начинают формироваться у детей сравнительно рано. У некоторых крупнейших математиков они начали формироваться уже в дошкольном или самом младшем школьном возрасте (К. Ф. Гаусс, С. В. Ковалевская). Некоторые дети в довольно раннем возрасте, задолго до систематического обучения математике, обращают на себя внимание тем, что быстро и легко овладевают элементарными умениями и навыками в этой области.
Раннее проявление способностей к математике, конечно, далеко не всегда имеет место. Чаще бывает так, что подлинные математические способности формируются тогда, когда ученик начинает серьезно изучать математику - алгебру, геометрию, тригонометрию (в 14 - 16 лет). Однако если ребенок очень рано, еще до изучения элементарной математики, начинает проявлять интерес к ней и достигает определенных успехов в этой области,  это дает возможность  предположить наличие у него математических способностей.

Третий признак. Быстрое продвижение в области овладения математикой. Способный ученик сравнительно быстро и легко овладевает математическими умениями и навыками. Определенного уровня умений и навыков он достигает гораздо быстрее, чем другие его сверстники, а за одно и то же время при прочих равных условиях продвигается гораздо дальше, чем ученик со средними способностями.

Четвертый признак. Относительно высокий уровень математического развития, уровень достижений. Обращаем внимание на то, что речь идет об относительно высоком уровне достижений, при котором необходимо принимать во внимание возраст ребенка. Если, например, понятием об отрицательных числах или умением доказывать теоремы овладевает четырнадцатилетний школьник, то этот факт сам по себе никак не может говорить о математических способностях. Но если этими понятиями или навыками овладевает (как это было во многих наблюдаемых нами случаях), причем сознательно овладевает, ребенок пяти-шести лет, то это, конечно, совсем другое дело. Если дифференциальным исчислением овладевает юноша 20 лет, то в этом нет ничего особенного, но если им овладевает ученик VIII класса, да еще к тому же самостоятельно, то это уже факт, заслуживающий пристального внимания.