Что такое потребности?
04.08.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Развитие потребностей и интересов

ЧТО ТАКОЕ ПОТРЕБНОСТИ?

Под потребностями психология понимает то, что необходимо человеку для существования и развития.
Потребности новорожденного — элементарные органические потребности. Удовлетворение этих потребностей — необходимое условие для нормального развития. Если по какой-либо причине органические потребности не могут быть удовлетворены или удовлетворяются ненормально, развитие новорожденного отклоняется от нормы. Неполноценное питание, плохие гигиенические условия не удовлетворяют нормально органические потребности ребенка, и в некоторых случаях жизнь ребенка может оказаться под угрозой.

По мере развития ребенка круг потребностей непрестанно расширяется. Мозг, первоначально нуждавшийся в длительном сне, приходит в более активное состояние, периоды бодрствования увеличиваются. Родители, уделяющие много внимания ребенку, начинают замечать, что ребенок ищет общения с ними, ждет, когда взрослые наклонятся к нему, возьмут на руки, будут разговаривать, хотя малыш ничего еще в их речи не понимает.

Младенец никому об этих потребностях рассказать не может, но он выражает доступным ему способом — плачем и криком — свое неудовольствие, если на него длительное время не обращают внимания, и он остается один.
Созревание нервной системы младенца идет довольно быстро. К концу первого месяца жизни продолжительность сна ребенка составляет 20 часов в сутки. В дальнейшем ребенок спит все меньше и меньше, но в бодрствующем состоянии воспринимает все больше и больше впечатлений из окружающего мира. К концу первого года жизни нормальный сон ребенка — 14 часов в сутки.
С трех недель, иногда с четырех, новорожденный начинает держать головку, глаза начинают все дольше задерживаться на лицах и предметах. Он поворачивает головку в сторону звучащих предметов или голосов. На его лице чаще появляется улыбка узнавания, когда он видит мать или отца. Движения рук и ног, носившие беспорядочный характер, становятся все более сдержанными и целенаправленными. Он пытается захватить и удержать игрушку или другой какой-либо легкий предмет. Все эти качества развиваются в основном в первые три месяца жизни ребенка.

Так начинается знакомство ребенка с внешним миром. Его познавательная «деятельность» превращается в важнейшую потребность. Это — начало его умственного развития. В это же время возникает потребность ребенка в общении с людьми. Улыбкой, быстрыми движениями рук и ног ребенок выражает удовольствие, когда взрослые играют или разговаривают с ним.
Опираясь на эти новые, уже не органические, а общественные потребности ребенка, можно их использовать в целях правильного воспитания. Наиболее легкий и доступный для маленького ребенка путь общения со взрослыми и познания с их помощью внешнего мира — это игра, которая уже с первых месяцев жизни становится неотъемлемой потребностью ребенка, своеобразной формой его жизнедеятельности.

Игре ребенка сопутствуют игрушки. Вначале дают ребенку маленькие подобия людей и животных, сделанные из резины, пластмассы или дерева, погремушки и другие мелодично звучащие предметы, окрашенные однотонно или в разные цвета.
Показывая игрушки, заставляя их звучать, родители развивают зрительные и слуховые восприятия ребенка, его способность к различению формы и цвета предметов.
Особенность раннего этапа познания состоит в том, что ребенок не довольствуется созерцанием предметов или прослушиванием издаваемых ими звуков. Он стремится удостовериться в качествах предмета. Для этого ребенок берет предметы или игрушки в руки, ощупывает их, манипулирует с ними. Кожные ощущения от прикосновения к предмету или игрушке, а также движения мышц, благодаря которым он удерживает предмет, есть те «щупала мира», которые, по мнению великого физиолога И. М. Сеченова, играют важную роль в познании действительности.

Ребенок дополнительно проверяет качества предметов посредством обоняния и вкуса. Он обнюхивает и облизывает предметы и игрушки и таким способом получает добавочные знания о них. Это объясняется тем, что первоначально он как бы убеждается в съедобности или несъедобности предметов, оказавшихся в его руках.
В познавательной деятельности ребенка совершается резкий скачок с того момента, когда он начинает понимать речь взрослых и в особенности, когда он сам начнет говорить. Это происходит на втором году жизни ребенка. Потребность в речи становится ведущей потребностью ребенка, овладевающего важнейшим средством общения и познания, свойственным только человеку.

Именно в этот период развития ребенка надо начинать нравственное воспитание, разъяснять основные правила поведения, понятия о хороших и дурных поступках, формировать положительные качества и не допускать развития отрицательных качеств. С этого же возраста начинается интенсивный рост высших духовных потребностей ребенка и прежде всего потребности в знании.
На основе потребностей развиваются и другие духовные мотивы и побуждения ребенка: интересы, стремления, желания, идеалы и цели. Они не противоречат потребностям, а определяются ими.
Потребности личности приобретают особенно важное значение, если они сочетаются с потребностями общества. Это обязывает каждого человека контролировать свои потребности, развивая одни, сдерживая другие и искореняя третьи.

В нашем обществе еще не перевелись люди с потребительской психологией, ставящие на первый план только личные потребности, притом неумеренно раздутые; люди, развивающие нередко бурную активность, когда дело касается их личной карьеры, их личного благополучия. И эти же люди могут проявить тупое равнодушие, когда на их глазах гибнет или расхищается народное добро. Потребительская психология, ведущая к паразитизму, порождает преступность и аморальность.
Из того факта, что различные потребности могут вести к различной активности, направленной на пользу обществу или во вред ему, следует вывод, что развитие активности личности нельзя рассматривать как односторонне направленный процесс. Воспитание положительных потребностей, стимулирующих активность личности, надо сочетать с воспитанием тормозимости по отношению к отрицательным потребностям. Эта сторона дела в практической педагогике часто забывается. О ней напомнил А. С. Макаренко, стремившийся формировать у своих воспитанников одновременно и активность и тормозимость. Одновременное воспитание этих противоположных качеств — непременное условие развития способности личности к самоуправлению, к самовоспитанию.

Народная мудрость давно подметила, что «дурные примеры заразительны». Для воспитания положительных качеств личности необходима затрата большого труда и воспитателей и самой личности. Между тем отрицательные качества усваиваются необычайно легко.
Учащиеся-подростки, чтобы казаться взрослыми, легко приучаются к курению. У них нет никакой органической потребности в курении. Напротив, им хорошо известно, что никотин, содержащийся в табаке, — сильный яд, отравляющий все системы организма. И все же эта дурная привычка с необычайной быстротой захватывает мальчиков-подростков. Глядя на них, и девочки-подростки могут постепенно начать курить.
От курения нетрудно перейти к вину. Иногда по невежеству виновниками этого бедствия бывают взрослые, которым кажется, что небольшой глоток вина или водки не представляет ничего опасного для подростка и может рассматриваться как своеобразное доказательство его зрелости. Чаще привычку к употреблению спиртных напитков подростки перенимают от старших товарищей. Проходит немного времени, и у молодого человека может развиться потребность в спиртных напитках.
Не менее отрицательными по своей моральной сущности являются такие «атрибуты» взрослости, как сквернословие, пошлость, цинизм, копирование вульгарных манер и экстравагантных причесок, которые подростки, а затем уже юноши, заимствуют как из обихода окружающих взрослых, так и из некоторых бессодержательных развлекательных кинофильмов и плохих эстрадных номеров.

Как правило, на удочку этого «модерна» попадаются юноши и девушки с небогатым духовным миром, не умеющие отличить подлинное искусство от его грубых подделок. Им приятны заунывные мелодии безголосых певцов, заменяющих недостатки голоса гримасами и вихлянием бедер и плеч.  Для восприятия этой пародии на пение от человека не требуется ни художественного вкуса, ни культуры. Не нужно этому и специально учиться, под жалкое бренчание гитары нетрудно воспроизвести такое пение в комнате или в подворотне.
Такая же пародия на искусство получается, когда некоторые юноши пытаются копировать модные современные танцы, не обучаясь им.
Увлечение жалким и убогим подобием искусства является следствием недостаточного внимания школы и родителей к эстетическому воспитанию учащихся.
Воспитание художественных потребностей и высокого художественного вкуса, помимо своей непосредственной задачи — строить жизнь по законам красоты, открывать путь к ней людям, дает не менее важный побочный результат — содействует нравственному совершенствованию личности.

Благородный поступок — это всегда красивый поступок; высоконравственное поведение всегда прекрасно. В то же время подлинное искусство «осуществляет суд над жизнью» (Н. Г. Чернышевский). Оно вскрывает и бичует пороки общества, вызывает негодование против мерзостей жизни, против пороков и грязи старого общества.
Воспитывать молодежь на героических примерах выдающихся исторических личностей, замечательных современников, запечатленных в художественной литературе или в других видах искусства, пробудить у молодежи стремление к совершению благородных и красивых поступков, воспитать критерии правильных суждений и оценок истинной красоты — таковы важнейшие задачи эстетического и нравственного воспитания.