Рисунки младших школьников
01.04.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Формирование способностей к рисованию

РИСУНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Изобразительная деятельность первоклассников и даже второклассников мало отличается от рисунков старших дошкольников. В свободных и тематических рисунках младших школьников преобладают моменты повествования. Они, так же как и дошкольники, совершенствуют свои изображения путем присоединения все новых и новых деталей. Однако изображение предметов у них все более и более соответствует оригиналу. В этом — преимущество рисунков школьников, хотя и ученики I—II классов, подобно дошкольникам, обычно начинают свой рисунок с нанесения линии контура изображаемого предмета и в дальнейшем к нему не возвращаются.

Младшие школьники также еще не научились изображать предметы с одной фиксированной точки зрения, т. е. располагая их на рисунке так, как они видны с определенного места, когда один предмет закрыт другим, перспективным изменением и т. п. Отсутствие фиксированной точки зрения на изображаемые в рисунке предметы объясняет целый ряд несообразностей детского рисунка с точки зрения взрослых. О примерах таких несообразностей мы говорили уже выше: просвечивающие стены домов, изображение одновременно передней и двух боковых стен дома, изображение ног у людей, плывущих в лодке, и т. п.

Учащиеся I—II классов, как и дошкольники, еще не знают трудностей изображения. Они охотно берут любой предмет, лишь бы он был интересен, даже если он труден для изображения. При этом они довольствуются отдаленным сходством своего рисунка с этим предметом.
Когда детей этого возраста не обучают приемам изображения, они чаще всего начинают изображение предмета с какой-нибудь детали (лицо человека — с носа, дом — с крыши и т. п.), а не с общего построения. Ученик рисует как выйдет, а не руководствуется определенными расчетами, т. е. не делает расчета соотношения отдельных деталей или частей изображаемого в своем рисунке, но уже в I классе ребенку вполне доступны простейшие расчеты пропорций и построение рисунка, т. е. ребенка можно обучать элементам технической грамотности в рисунке.

Для изображения предмета в рисунке требуется решить ряд последовательно связанных между собою задач: определить место изображения на листе бумаги, установить общие пропорции изображения, исходя из особенностей формы сделать общее построение предмета на листе бумаги, проанализировать характерные особенности формы и цвета изображаемого предмета, выделить наиболее важные детали в форме и цвете, обеспечить неразрывную связь и единство общего и частного в изображении и т. п.

Ученик I—II классов обычно может осознать только отдельно данную задачу, а не целую систему их. Небольшие задания дети выполняют под контролем руководителя очень хорошо. Но они еще не всегда могут самостоятельно переходить от задачи к задаче, а тем более не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения.
Нужно ли все это знать родителям? Непременно, ибо ваша помощь не прекращается и с момента поступления ребенка в школу. Вы помогаете своему сыну или дочери в изображении букв или цифр? Почему же вы не сможете руководить их занятиями по рисованию? А рисовать учащиеся должны не только в школе, но и дома, и как можно больше.
Дети всегда увлечены самим процессом рисования и очень часто забывают о цели, которой необходимо подчинить свои действия, чтобы правильно выполнить рисунок. Задачи изображения последовательно, в ходе работы должен ставить перед ребенком руководитель.
Например, вы говорите ребенку: «Посмотри: как лучше расположить изображение на листе бумаги? Теперь надо определить пропорции предмета. Подумай, как и с чего начать рисовать предмет». И т. д.

Таким образом, решая совместно с ребенком одну изобразительную задачу за другой, вы активно помогаете ему последовательно соблюдать решение всей системы взаимосвязанных задач, составляющих процесс изображения. В результате рисунок всегда «выходит» хорошо, что имеет огромное педагогическое значение, ибо вызывает у ребенка эмоциональный подъем и удовлетворение процессом изображения. Так развивается и закрепляется любовь к изобразительной деятельности, без которой успешное развитие способностей к рисованию не может осуществляться.

Учащиеся I—II классов под вашим руководством могут выполнять замечательные декоративные рисунки. Обычно дети хорошо составляют орнаменты из геометрических форм и растений. Они охотно подражают народным орнаментам. Полезно показывать детям хорошие образцы народных орнаментов, рассматривать и объяснять общую систему построения этих орнаментов и рекомендовать использование таких орнаментов для украшения отдельных бытовых предметов — шкатулок, вышивок и т. д. Желательно всячески поощрять у детей элементы творческой переработки народных орнаментов.
Такие рисунки развивают воображение, развивают чувство гармонии, цвета, соразмерности линий и т. п. При вашем руководстве орнаменты всегда могут быть выполнены очень хорошо — дети ими обычно бывают очень довольны, а поэтому они прививают любовь к рисованию и активно служат делу эстетического воспитания.
У учащихся I—II классов выпадает важный момент развития изобразительной деятельности — быстрое рисование отдельных предметов с натуры (наброски). Между тем быстрые наброски, особенно с подвижной натуры, очень развивают наблюдательность ребенка, развивают его воображение, смелость и твердость рисующей руки. Примерами таких изображений могут быть картинки из жизни детей (игры, спорт, трудовая деятельность). Родителям совсем нетрудно организовать подобные упражнения. Но набросками детей очень внимательно надо руководить — поощрять все характерное и указывать пути исправления ошибок. Очень хорошо, если ребенок может наблюдать работу над быстрыми зарисовками взрослого.

В III—IV классах (а наиболее развитые и способные иногда и в 1—II классах) дети делают «открытие»: рисунок должен соответствовать изображаемому предмету не только в случайных деталях, но и в цвете, и во всей линии контура. Такое соответствие может быть достигнуто лишь в результате упорных поисков способов передачи точной формы и цвета изображаемых предметов.

Ребенок этого  возраста переходит к новому способу изображения. Сама изобразительная линия в рисунке делается «сложной» (она состоит из мельчайших отрезков линии, положенных один на другой и один рядом с другим). Сложной линией легче передать все многообразие контуров изображаемых предметов (рис. 1)

рис. 1

Процесс изображения превращается в процесс тщательного изучения натуры и постоянного, в ходе этого процесса, соотношения рисунка с натурой. Существенно изменяется отношение учащегося к изобразительной деятельности, происходит известная ее перестройка.
Эта перестройка выражается в том, что ребенок в течение всего процесса изображения работает над рисунком в целом, часто исправляет общие контуры изображаемых предметов и контуры отдельных их деталей. Учащийся рассуждает, в уме сопоставляет пропорции (это больше в два раза, это уже, а то шире и т. п.), сравнивает светлоты (эта тень светлее той и т.п.), находит правильное отношение цвета к цвету (этот красный подходит к тому зеленому и т. п.).
В этом периоде перед ребенком уже в полной мере возникает задача изображения в том ее виде, в котором ставит ее перед собою и взрослый художник. Уже можно обучать ребенка рисованию обычными профессиональными приемами. Хорошо, если ребенок этого возраста обучается рисованию в специальных студиях или кружках.