Поэтическое восприятие и поэтическое слово
22.12.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

В мир прекрасного

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО

Другим важным источником развития литературных способностей является окружающий мир, который человек воспринимает, запоминает, о котором мыслит. 0бразное  мышление и творческое воображение, являясь самыми важными компонентами литературных способностей, неразрывно связаны с поэтическим восприятием действительности.
Поэтическое восприятие — это образное восприятие предмета или явления, в котором тот предмет, который мы видим, вызывает ассоциации, воспоминания о других предметах, сходных по какому-либо признаку или вызываемому ими чувству. Когда мы видим березку, то у нас возникает поэтический образ ее. Она вызывает чувство радости, дает эстетическое наслаждение, ее зелень напоминает кудри, и вся она, тоненькая и белоствольная, кажется похожей на молодую стройную девушку. Вместе с этим вспоминаются образные слова: «кудрявая березка», «стройная», «русская красавица», «скромная березка».

Тот, кто поэтически воспринимает предмет, не просто видит, но и мыслит при этом (сравнивает, обобщает, находит мысленно образные слова, эпитеты, сравнения). Когда предмета нет в непосредственном восприятии, образ его не пропадает, его хранит память. Такой образ называется представлением. Если предмет или явление воспринимается поэтически, т. е. в образном сравнении, или окрашен каким-то чувством, то и представление его будет поэтическим. Это значит, что при воспоминании этого предмета в памяти возникает не просто внешний вид предмета, но его образ, выраженный в определенных словах, оформленный при помощи языка.
Развивать поэтическое восприятие и поэтические представления можно у всех детей, хотя, конечно, одни будут делать большие успехи, а другие меньшие.
Вот как образно представляет себе березку ученица V класса Нина К.

Яркое зимнее солнце, пушистый снежок и большие деревья — это березовый лес в зимнюю пору. На большой залитой солнцем поляне растет одинокая молодая березка. Склонив свои ветви к земле, она скучно смотрит вдаль. Но вот подул порывистый северный ветер. Березка не выдержала такого напора и изогнулась, как гимнастка.

Слова «одинокая», «молодая», «скучно смотрит вдаль», «изогнулась, как гимнастка» создают у нас определенное поэтическое представление о березке Такое же, в основном поэтическое, представление было и у Нины, когда она описывала березку. Это поэтическое представление усиливается представлением об окружающей березку природе: «яркое зимнее солнце», «пушистый снежок», «порывистый северный ветер».

Почему Нине пришли на ум все эти слова? Да потому, что у нее есть соответствующие этим словам и словосочетаниям поэтические представления.
Когда школьник самостоятельно пишет стихи или сочиняет рассказ, он мысленно воспроизводит те представления, которые у него сложились ранее. Обобщающая работа мышления в процессе творчества продолжается. Поэтому ранее сложившиеся или мимолетно возникшие образы могут подвергаться дальнейшей мыслительной обработке.
Огромную роль в создании поэтических образов играет воображение. Оно не только воспроизводит образы, которые были когда-то в восприятии, но и творит, создает новые образы, которых в непосредственном восприятии никогда не было. Поэтому многие поэтические образы, которые встречаются в стихах, художественных произведениях, отличаются новизной, свежестью, неожиданностью.

Таким образом, создание художественных (поэтических) образов — результат сложной обобщающей работы мышления и творческого воображения. Школьники, у которых имеется запас поэтических представлений, которым близок язык художественных образов, в своих стихах и сочинениях могут создавать интересные поэтические образы.

Вот как поэтически описала картину зимнего двора ученица V класса Рита П. в одном из первых, сочиненных ею стихотворений.

Наш   двор

Наш двор
очень большой,
солнышком
залитой.
Наш двор
замерзает зимой.
Белый, огромный
снежный простор -
вот что такое
зимою наш двор.
Деревья
в серебряном инее,
как будто
в сказке стоят,
веточки их пушистые
на солнце зимнем блестят.
С фонарей
сосульки опустились
как борода, висят,
вниз
носы свои тычут,
удивленно
на землю глядят.
Сосулек
прозрачный
блестящий забор —
вот что такое
зимою наш двор.


По этим стихам Риты можно сказать, что у девочки имеются определенные поэтические представления, которые позволили ей образно описать зимний двор. Зимний двор — это «белый, огромный снежный простор», это «сосулек прозрачный блестящий забор». Особенно хорошо удался Рите поэтический образ сосулек, которые «как борода висят, вниз носы свои тычут, удивленно на землю глядят».

Из стихотворения видно, что у Риты развито эстетическое чувство, она любуется красотой зимнего двора и сумела подобрать слова для красочного описания: веточки деревьев «пушистые», «на солнце зимнем блестят», деревья, «как будто в сказке стоят», «в серебряном инее».

Если предложить описать зимний двор (ту же картину — снег, солнце, иней, фонарь, сосульки)  мальчику или девочке, у которых нет поэтических представлений, которые не владеют образным языком, то мы получили бы очень скучное, невыразительное сочинение, примерно такое: «Наш двор очень большой. Он освещен солнцем. Зимой на дворе все замерзает. Деревья покрыты инеем, который блестит на солнце. На фонаре висят сосульки».

Поэтический язык  образный и вместе с тем сжатый, экономный. «Поэтический язык, говорил В. Г. Короленко, короткий, сжатый, картинный, музыкальный. ...Необходимо, чтобы слов было меньше, чем мыслей и картин». Поэтический образ немногими словами возбуждает много представлений, образов, картин, чувств, мыслей.

Некоторые дети довольно рано проявляют способность к созданию интересных поэтических образов. Наташа Ф. в IV классе сочинила три интересные загадки.


Под красавицей сосной
Жарким летом и весной
Дружный маленький народ
Новый город создает. Тот народ любит труд
Как, скажи, его зовут?

По небу летела
Сизая орлица.
На пшеницу спелую.
Пролила водицу.

Чудеса, чудеса
Загорелись небеса!
Стали алы облака
Стала розовой река

«Дружный маленький народ»  это муравьи, «сизая орлица»  туча, в третьей загадке описана заря.