Есть ли способности к черчению?
12.01.2012
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Все ли могут овладеть черчением

ЕСТЬ ЛИ СПОСОБНОСТИ К ЧЕРЧЕНИЮ?

В существовании таких способностей, как литературные или математические, вряд ли кто усомнится. Можно спорить о природе способностей и путях их развития. Можно расходиться во мнениях при обсуждении вопроса о том, из каждого ли ребенка при соответствующей организации обучения получится талантливый писатель или математик. Однако сам факт проявления таких способностей едва ли у кого-нибудь вызывает сомнение.

Иное дело, когда заходит разговор о способностях к черчению. Есть ли такие способности? Как и когда они проявляются?
Сами учащиеся, особенно те, которым никак не дается черчение, решают этот вопрос довольно просто: «Что вы от меня хотите? - спрашивает какой-нибудь «неудачник» педагога. - Что я могу сделать? Ничего у меня не получается. Нет у меня способностей к черчению».
Нередко родители поддерживают такие мнения, подкрепляя их воспоминаниями, взятыми из собственного опыта. «Я вполне согласна, что черчение дается не каждому. У меня самой в школе ничего не получалось по черчению. Да и сейчас я не могу прочитать самый элементарный чертеж». «Я сам когда-то собирался пойти в технический вуз, но испугался черчения. Правда, потом жалел об этом».

Жалобы учеников на то, что они не могут справиться с черчением, потому что не способны к этому предмету, вызывают у опытных преподавателей вполне оправданные сомнения. Они знают, что неудачи при обучении черчению могут быть вызваны самыми разнообразными причинами.
Ученик пропустил много уроков и в результате не усвоил приемы чтения и выполнения чертежей. Он не придал этому значения, решив, что сможет самостоятельно наверстать пропущенное. Однако это ему не удается сделать.

Материал по черчению сначала кажется очень простым. Трудности нарастают незаметно. Но, как и в математике, здесь все разделы тесно связаны между собой. Поэтому в один прекрасный день неожиданно выясняется, что объяснение учителя перестает «доходить», и работа становится чисто механической (перечерчивание с доски или с чертежей товарищей). А ученику кажется, что все его неудачи из-за отсутствия у него каких-то особых способностей к черчению.

Причина неудач может быть и в особенностях характера, в отсутствии настойчивости и аккуратности в работе или в неправильном отношении к самому черчению. Некоторые ученики недооценивают ни черчения вообще, ни трудностей в овладении им. Эту же ошибку повторяют и родители. Неудачи детей в письме или математике вызывают обычно беспокойство и заставляют их принимать какие-то меры. Черчение же чаще всего остается вне поля внимания родителей.

Некоторые учащиеся и некоторые родители не учитывают того, что техника в настоящее время проникает во все области человеческой деятельности. Даже для того чтобы умело ею пользоваться, не говоря уже о том, чтобы создавать ее, надо прежде всего владеть языком техники - черчением.
Нельзя забывать и о том, что хорошее владение черчением облегчает решение задач по математике, физике, химии и по многим другим предметам. Один хорошо выполненный чертеж может заменить многословные и не всегда понятные словесные объяснения.
Нередко бывает так, что одного изменения отношения ученика к черчению, пробуждения у него интереса достаточно для резкого повышения его успеваемости по данному предмету. Прекращаются в этом случае и разговоры о «неспособности» к черчению.

Однако бывает и так, что даже педагоги вынуждены признать, что учащемуся действительно очень трудно справиться с программой по черчению. Наиболее отчетливо это проявляется, когда речь идет не о школьниках, которым приходится выполнять довольно элементарные чертежи, а о студентах технических вузов, особенно на занятиях по начертательной геометрии, являющейся теоретической основой черчения.

Представить объект в трехмерном пространстве, осуществить мысленные повороты и преобразования его - задача для некоторых учащихся совершенно непосильная. Они добросовестно заучивают материал, прекрасно знают, как надо действовать, чтобы решить задачу, и в то же время не в состоянии мысленно представить сам объект. Повороты же и мысленные преобразования его им совершенно недоступны.
Чем же вызваны эти трудности? Может быть, перед учащимися ставятся слишком сложные задачи? Нет, те же задания другие школьники и студенты выполняют без всяких затруднений.
Специальные эксперименты, проведенные с учениками V-VI классов, показали, что некоторые из них легко справляются с такими заданиями по черчению, которые порой не под силу многим старшеклассникам. Может быть, речь идет о таких учащихся, которые вообще малоспособны к обучению?
Нет. И это предположение не подходит. Те же самые «неудачники» по другим предметам занимаются весьма успешно.
Тогда, может быть, причина неудач в черчении заключается в слабой предварительной подготовке ученика или в пробелах в его знаниях? Но ведь мы знаем, что другие ученики, попав в аналогичные условия, все же справляются с трудностями.
В чем же причина таких больших различий между учащимися?
Может быть, некоторые учащиеся, не умея работать так же быстро, как их одноклассники, отстают от них, не успевают своевременно выполнять учебные задания. Из-за этого у них получаются пробелы в знаниях, мешающие дальнейшей работе. А может быть, они просто кое-что не уловили в объяснении учителя или поняли его не совсем правильно.
Иначе говоря, не являются ли эти различия между учениками, проявляющиеся в разной степени успешности овладения черчением, следствием организации обучения? Ведь, работая с целым классом, учитель не может учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и не имеет возможности своевременно принять необходимые меры, чтобы ликвидировать пробелы в его знаниях.

Для получения ответа на данные вопросы были организованы специальные занятия со школьниками I - IV классов. Основная задача этого обучения состояла в том, чтобы научить учащихся начальных классов читать элементарные чертежи.
Чтение чертежей проводилось при помощи так называемого «метода моделирования», который состоял в следующем.
Ученику предлагали серию постепенно усложняющихся заданий - комплексных чертежей моделей, составленных из разного количества спичечных коробочек (от одной до пяти), поставленных определенным образом. Получив такое задание, ученик должен был отобрать необходимое количество коробочек и построить из них соответствующую модель.
Чертеж содержит много условностей, не зная которых, невозможно его прочитать. В данном случае ученикам необходимо было знать те условности, при помощи которых передается форма предмета и его положение в пространстве.
Как известно, каждый комплексный чертеж состоит из нескольких видов (изображений), показывающих предмет с разных сторон. (Обычно бывает достаточно дать, три вида: спереди, сверху и сбоку.) Все виды расположены на чертеже определенным образом относительно друг друга: вид спереди - в левом верхнем углу чертежа, вид сверху - точно под ним, а вид сбоку - справа от вида спереди.

Младшие школьники не изучают черчения и не знают правил чтения чертежей, поэтому на первом же занятии им были даны соответствующие объяснения. Нужно было, однако, предварительно убедиться в том, что ни один из учеников, с которым проводилось экспериментальное обучение, действительно не знаком с правилами чтения чертежей, что этому его никто  прежде не учил. Иначе у некоторых учащихся получились бы значительные преимущества.
Поэтому всем детям до начала объяснения была предложена пробная задача, состоящая в следующем:
поставить коробочку так, как это было показано на чертеже (рис. 1).

a                      б
рис.1
a - чертеж коробочки
б - изображение коробочки, поставленной в соответствии с чертежом

Результат оказался однозначным: все учащиеся ставили три коробочки (по числу изображений), хотя на чертеже была показана только одна коробочка, но с разных сторон.
Из этого следовало, что никто из учащихся раньше не обучался чтению чертежей. В этом отношении все они были равны. Теперь все зависело от организации обучения.
Прежде всего необходимо было учесть индивидуальные особенности каждого ученика, создать каждому из них наиболее благоприятные условия. Поэтому все занятия проводились только индивидуально, что давало возможность следить за каждым шагом ученика и своевременно оказывать ему помощь. В случае неудачи объяснение повторялось, и особенно повторялось то, что ученик не понял.
Темп занятий был приспособлен к индивидуальным особенностям ученика: каждый из них имел возможность думать над задачей столько, сколько хотел.

Все как будто было предусмотрено. Однако результаты этого экспериментального обучения оказались еще более различными, чем при обычном обучении. Индивидуальные особенности учеников выявились еще более отчетливо.
Эти различия отчетливо проявились уже на первом занятии.
Для некоторых учеников (таких, правда, было немного) объяснения почти не потребовалось. Поняв при разборе первой задачи, что именно от них требуется, они легко выполняли все более и более сложные задания, в которых давалось изображение построек, состоящих из нескольких коробочек.
Остальные ученики овладели приемами чтения чертежей в течение 20-40 минут. Но были и такие, которые так ничему и не научились даже после десяти занятий. Лишь введение специальных тренировочных упражнений, настойчивая работа с каждым учеником несколько улучшили их результаты. Тем не менее некоторые ученики не смогли достичь даже того уровня, с которого остальные ученики только начинали.

И в дальнейшем такая же картина: одни учащиеся продолжали топтаться на месте, с большим трудом справляясь с самыми простыми заданиями, другие же быстро двигались вперед, перейдя к выполнению заданий на уровне VII-VIII классов.
Напоминаем, что речь идет не о старшеклассниках и не о студентах, а о детях, только что начавших учиться в школе и до этого совсем не имевших дело с чертежами. Значит, нет никаких оснований искать объяснение таких больших различий в разной организации предыдущего обучения. Скорее всего у некоторых ребят не сформировались или оказались слаборазвитыми качества, необходимые для усвоения черчения. Следовательно, существуют какие-то качества, способности, помогающие успешно обучаться черчению.
Таким образом, способности к черчению формируются значительно раньше того времени, когда ребенок начинает обучаться в школе, когда ребенок знакомится с чертежом, с правилами построения его и чтения. И не у всех детей эти способности развиты в одинаковой мере.