Способности развиваются в игре
24.12.2009
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Все ли могут овладеть черчением

СПОСОБНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ В ИГРЕ

Присмотритесь, как играет ваш малыш.
Обычно он, получив новые кубики, берет картинку-образец и начинает ее копировать. При этом у него в какой-то степени развивается умение анализировать изображение, расчленять его на части, находить место отдельных кусочков в целом рисунке. Однако такого использования кубиков явно недостаточно. Ребенок может складывать картинки, руководствуясь отдельными элементами ее, часто довольно случайными. Он даже не пытается соотносить их со всем изображением.
Такая игра предъявляет мало требований к сообразительности ребенка. Очень скоро она становится неинтересной для него, а поэтому и бесполезной. Кроме того, она не обеспечивает развитие тех качеств, которые необходимы для чтения чертежей.
Как же изменить игру? Как усилить ее воздействие на развитие ребенка?
Предложите малышу попробовать сложить эту же картинку снова, но уже не прибегая к образцу, по памяти. Ему придется теперь вспомнить картинку, которую он только что собирал. Игра в этом случае будет тренировкой не только восприятия, но и образной памяти.
Если и такая задача перестанет вызывать затруднения у ребенка, ее можно еще больше усложнить. Пусть ребенок собирает картинку из новых для него кубиков (играть с которыми ему еще не приходилось) на основе изображения, которое будет ненадолго показано ему. Обычно дети, получив первый раз такое задание, бегло просматривают картинку и сразу же откладывают ее в сторону и, только начав подбирать необходимые кубики, неожиданно обнаруживают, что даже не успели ее рассмотреть. При повторном предъявлении картинки изучение ее будет проводиться более тщательно. Конечно, не так-то просто научиться запоминать изображения. Поэтому первое время малыш будет снова и снова просить показать ему образец. Но постепенно такие просьбы будут повторяться все реже, особенно если вы посоветуете ему сначала попробовать вспомнить изображение.
После того как ребенок научится справляться и с такими заданиями, можно внести новые изменения в задачу, предложив собирать картинку вообще без образца. Здесь уже одной памятью не обойдешься! Чтобы справиться с подобным заданием, надо сообразить, какие куски дополняют друг друга и что изображено на картинке. Это не так-то просто сделать, поэтому нужно предварительно тренировать ребенка в более легких упражнениях. Можно предложить детям собрать пять картинок по образцу, а шестую — без него. В дальнейшем можно постепенно сокращать число собранных по образцу картинок.
Еще интереснее, а главное — полезнее для развития способностей детей будет эта игра, если картинки наклеить не на кубики, которые имеют одинаковую форму, а на куски картона. Казалось бы, теперь задача облегчается — форма куска подсказывает решение. Но это не всегда помогает. Всего картинок шесть. Все они разрезаны одинаково. Следовательно, куски определенной формы повторяются шесть раз. Из них надо выбрать один. Совпадает нередко и окраска кусочков. Решить, подходит ли данный кусочек или нет, можно только на основании анализа содержания картинки.
Чтобы вам было ясно, как лучше организовать игру ребенка, начните с наблюдения за тем, как он действует самостоятельно, без вашего вмешательства. Пути, по которому идут дети при выполнении самостоятельных заданий, могут оказаться самыми различными.
Некоторые дети с самого начала более или менее отчетливо представляют, что у них должно получиться, поэтому сразу же начинают искать кусочки с определенным содержанием. В этом легко убедиться.
Спросите ребенка, почему он берет именно эти кусочки, и вам станет ясно, что в своей работе он руководствуется вполне определенным содержанием картинки или даже представлением ее. В этом случае ваше вмешательство в работу ребенка будет излишним.
Однако многие ребята не могут самостоятельно овладеть правильным методом работы и начинают прибегать ко всяким случайным приемам. Они начинают руководствоваться в своей работе не содержанием картинки, а отдельными ее элементами: формой кусочков, их цветом и т. п. Таким детям нужно оказать помощь. Только лучше делать это не прямо, сразу же показывая, какой кусочек надо было взять, а при помощи наводящих вопросов. Попросите ребенка объяснить, почему он считает, что здесь нужно положить именно этот кусочек. Обсудите вместе с ним, почему этот кусочек картона подходит или не подходит. Постепенно ребенок начнет самостоятельно оценивать свои действия, начнет работать более обдуманно.
Такие игры удобны прежде всего потому, что их можно сделать самим, причем для изготовления их от вас не потребуются какие-либо специальные знания и умения. Не нужен при этом и какой-то особый  материал.
Проще всего такую игру сделать из обыкновенных картинок, наклеенных па картон, или из набора открыток, связанных каким-нибудь единым содержанием. Есть и еще одно удобство самодельных игр. Вы можете делать их более или менее сложными, доступными детям разного возраста и разного уровня развития или разной степени подготовки к подобным занятиям. Не надо только слишком долго задерживаться на таких занятиях с ребенком. Как только вы заметите, что малыш успешно справляется с предложенным ему заданием, переходите к более сложным играм. Например, можно научить ребенка составлять фигуры из однородно окрашенного квадрата. В этом случае мы уже вплотную подходим к тем операциям, которые приходится выполнять в процессе чтения чертежей. Выполнение таких заданий способствует развитию прежде всего умения анализировать форму предмета.
Существует несколько вариантов так называемого «черного квадрата», из которого можно складывать различные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, трапецию, треугольник) или фигуры-силуэты. На рисунке 1 показана разметка квадрата, составленного из семи частей. На рисунке 2 дан более сложный вариант такого рода игры. В этом случае каждая фигура должна быть составлена не из семи, а из четырнадцати кусочков.

рис. 1 рис. 2


Приготовить такие игры можно из фанеры, картона, какого-либо пластика или из плотной бумаги. Куски можно класть на стол любой стороной. При этом необходимо соблюдать только одно правило: при составлении каждой фигуры необходимо использовать все кусочки.
Ценность этой игры состоит прежде всего в том, что она, так же как и предыдущая, способствует развитию у ребенка находчивости, обостряет его ум, тренирует глаз для восприятия линий и форм. Все это пригодится ребенку в школе при изучении черчения и геометрии.
Такое же влияние на развитие способностей ребенка оказывает и игра, известная под названием «Пентамино». Элементы ее, которые, как и в описанных играх, можно изготовить самим из картона и других материалов, показаны на рисунке 3.

рис. 3


Можно изготовить и более простые игры, основанные на тех же правилах, но включающие меньшее количество элементов. На рисунке 4, например, показаны задания, при выполнении которых приходится составлять простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), используя не более трех кусочков. Если вы будете давать такие задания дошкольникам, подготовьте заранее на специальном листке образцы геометрических фигур. Малыши ведь могут не знать их названия.
Видоизменяя методику организации игры, вы можете усложнять и облегчать задания. Проще всего будут задания, если вы предварительно вырежете фигурку из картона и разрежете ее соответствующим образом на части. Действия с кусочками картона облегчают ребенку поиск решения. Задача значительно усложнится, если вы предложите ему сначала решить ее мысленно, объясняя словами, как надо положить кусочки, и, только найдя решение, проверить его при помощи реальных действий с кусочками.

рис. 4
рис. 5

Эти задания развивают способность к комбинированию, т. е. к объединению частей в одно целое. Но при чтении чертежей надо уметь не только объединять, но и разделять целое на части. Упражнение, изображенное на рисунке 5, развивает эту способность. Ребенку предлагается из каждой фигурки составить квадрат, предварительно разрезав его одной линией на части. Игры, о которых шла речь, предназначены прежде всего для того, чтобы развить у детей способности анализировать и представлять плоские фигуры. Кроме черчения, это умение очень важно и для занятий планиметрией.
Однако можно подобрать достаточно простые игры и для того, чтобы научить ребенка «видеть» и анализировать объемные тела, без чего невозможно успешно овладеть ни черчением, ни геометрией.
Лучше всего начать такие игры с обыкновенных кубиков и кирпичиков, используемых обычно детьми для сооружения разнообразных построек. Однако и в том случае, если вы хотите в процессе игры обеспечить развитие у ребенка тех качеств, которые необходимы для овладения черчением, придется обратить внимание на организацию этой игры.
При самостоятельной работе со строительным материалом дети чаще всего просто копируют картинку, приложенную к строительному набору, или строят по принципу «что получится». В последнем случае они даже не пытаются представить, как будет выглядеть их постройка. Такая организация игры не способствует развитию у детей пространственного воображения, совершенно необходимого для занятий черчением.
Как же изменить игру? Как заставить ребенка руководствоваться в своей работе определенным пространственным образом, мысленно видеть то, что он собирается построить?
Попросите, малыша рассказать о том, как будет выглядеть его постройка. Уточните при этом некоторые элементы будущего здания: количество окон и дверей, их форму, украшения, цвет и т. п. Спросите ребенка и о том, какой материал понадобится для такого строительства и в каком, количестве, как лучше организовать работу. Можно предложить ему нарисовать будущую постройку. Если такое задание выполняют несколько детей, устройте обсуждение достоинств и недостатков, предложенных «проектов»; в процессе такого обсуждения каждый ребенок может вносить «рационализаторские» предложения. Только после этого можно приступить к самому строительству.
В чем заключается значение такой предварительной работы? Как она влияет на развитие способностей?
Основная цель ее — заставить ребенка как можно более отчетливо представить образ будущего изделия, пробудить его воображение, научить самостоятельно пользоваться пространственными образами, решать задачи, опираясь на них.
Это очень сложная работа, поэтому будьте готовы к тому, что первые постройки будут мало соответствовать «проекту». Поддержите юного строителя. Не заостряйте внимания на его неудачах, подскажите только, как их избежать в дальнейшем. В то же время подчеркните каждый удачный шаг. Самое важное — пробудить у ребенка интерес к такой работе и научить его делать ее самостоятельно.
«Строительство» по собственному замыслу является наиболее сложным видом работы со строительным материалом, оно доступно только подготовленным детям. Начинать же такие занятия лучше с работы по образцу. Но и в этом случае возможна градация заданий по степени их сложности.
Сначала можно предложить ребенку строить по образцу, в котором указаны все элементы, составляющие здание. Особой сообразительности для выполнения этого задания не требуется, достаточно лишь внимательно и систематически следить за тем, как расположены брусочки, в каком порядке они положены, и тщательно скопировать постройку.
Какие способности развивает игра при такой ее организации?
Прежде всего в процессе игры происходит тренировка внимания и аккуратности, точности в работе. Все это очень важные качества, они понадобятся ребенку в любой работе. Но для овладения черчением нужны и другие хорошо развитые качества личности. Кроме того, использование таких простых заданий уместно только на самом первом этапе обучения. Для того чтобы работа продолжала вызывать у ребенка интерес, заставляла думать, не позволяла ему действовать механически, необходимо несколько видоизменить и усложнить игру. Ребенок должен учиться строить по образцу, на котором элементы, составляющие постройку, не указаны, нужно заставить его самого сообразить, из каких элементов она может быть составлена.
Такая игра развивает способность к анализу объектов и их изображений. А это уже прямая подготовка к чтению и выполнению чертежей.
Можно несколько усложнить задание, убрав образец после того, как ребенок внимательно рассмотрит его. В этом случае «строителю» придется опираться в своей работе не на сам предмет, а на его образ. Теперь центр тяжести переносится на способность к пространственному представлению, на способность мысленно представить образ ранее виденного предмета или явления. Успешное выполнение задания при этом оказывается в прямой зависимости от степени устойчивости образа.
В другом случае, когда ребенок перейдет к постройке по собственному замыслу, основная нагрузка ляжет на способность к творческому воображению. Это качество необходимо уже не столько при чтении и выполнении чертежей, сколько при техническом конструировании.
В основе изменения игры со строительным материалом, так же как и во всех остальных играх, о которых речь шла выше, лежит один и тот же принцип. Каждая работа обычно предъявляет к человеку самые разнообразные требования. Успешно справиться с ней человек может лишь в том случае, если его способности достигли достаточного уровня развития. Однако формировать все необходимые качества, особенно у ребенка, очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно.
Вот почему необходимо установить «очередность» во введении тех требований, которые предъявляются к способностям ребенка. Для этого нужно так видоизменять предлагаемую ребенку работу, чтобы центр тяжести постепенно переносился с одной операции на другую. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы задание было достаточно сложным и в то же время доступным ребенку. Чем самостоятельнее он будет его выполнять, тем больше пользы принесут такие занятия.
Хорошо развивает умственные способности ребенка игра «Кубики для всех», похожая на уже упоминавшуюся игру «Пентамино». Эту игру легко изготовить из старых кубиков с картинками, которые уже нельзя или неинтересно использовать по назначению. Чтобы сделать такую игру, надо взять 7 одинаковых кубиков (очистив их от остатков цветных картинок) и склеить таким образом, как показано на рисунке 6. Задача состоит в том, чтобы из этих частей сложить куб или какие-нибудь другие, более сложные фигуры.

рис. 6
рис. 7


Надо помнить, что младшим школьникам, а тем более дошкольникам эта игра в таком виде, в каком она предложена в журнале «Наука и жизнь», явно не по силам. Поэтому, как и в предыдущих случаях, ее необходимо упростить, хотя бы на первом этапе.
Основная сложность игры «Кубики для всех», как и «Пентамино», состоит в том, что, по условию игры, каждый раз должны быть использованы все семь частей, из которых получается большое количество всевозможных комбинаций. Из этого следует, что для облегчения заданий необходимо сначала сократить количество частей, из которых составлена фигура, до двух-трех, а потом постепенно ввести остальные.
Примеры постепенного усложнения задач приведены на рисунке 7. Руководствуясь этими образцами, вы легко сможете придумать самые разнообразные фигуры, состоящие из разного количества составных элементов. В этой работе вам смогут помочь более старшие ребята.
В процессе этих игр у детей будут развиваться не только способности к пространственному воображению, но и целый ряд других качеств, необходимых как для обучения черчению или другим предметам (математике, физике и т. п.), так и для занятия творческой деятельностью в любой области науки и техники. Это — способность рассуждать, выдвигать гипотезы, как бы предвосхищающие решение, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения.
Вы заметили, что все рекомендации рассчитаны в основном на детей дошкольного (5—6 лет), и младшего школьного возраста (I—IV классы). А как же быть с более старшими школьниками?
Напомним, что способности к черчению должны развиваться еще в детские годы, причем не под влиянием случайных обстоятельств, как это чаще всего бывает, а целенаправленно. Именно в эти годы легче всего воздействовать на ребенка через игру и специально организованные занятия. Такая работа вполне доступна всем родителям, независимо от их образования и специальности.
Дальнейшее руководство развитием этих способностей у ребят, уже приступивших к систематическому изучению черчения в школе, потребует от вас специальных знаний. Черчение, как и любой другой учебный предмет, имеет свои особенности, которые нужно учитывать при организации занятий. При этом надо будет знать не только правила чтения и выполнения чертежей, но и многое другое. Только опытный педагог сможет вовремя обнаружить пробелы в знаниях ученика, разобраться в причинах неуспеваемости и добиться успеха в обучении.
Вы можете оказывать влияние на занятия ваших детей и в эти годы, когда они уже начали изучать черчение в школе, только оно должно проявляться в несколько иной форме. Теперь вы сможете оказывать на развитие способностей только косвенное воздействие, через организацию самого процесса работы.
Выполнение чертежа требует от человека большой аккуратности, настойчивости, усидчивости и даже терпения, не все будет получаться сразу. Проследите за тем, чтобы у вашего сына или вашей дочери под влиянием первых неудач не опустились руки, чтобы они самостоятельно выполняли каждое задание. В противном случае очень скоро учебный материал перестанет «доходить» до их сознания.
Многие школьники, придя к выводу о своей «неспособности» к черчению, совершенно отказываются от самостоятельной работы, предпочитая копировать чертежи своих товарищей. Такая механическая работа не способствует развитию способностей, а в какой-то степени даже ухудшает их. В ваших силах поддержать таких учащихся, помочь им организовать свою работу.
Итак, ваше влияние не прекращается и в старшем школьном возрасте. Но легко понять, что оно особенно плодотворно и необходимо значительно раньше, когда способности к черчению только закладываются и открываются большие возможности для их развития. Не упускайте этих возможностей. Ведь вы не только воспитатель, но и первый учитель своего ребенка.