Учите наблюдать!
05.01.2012
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

В мир прекрасного

УЧИТЕ НАБЛЮДАТЬ!

Для развития литературных способностей важно, чтобы дети замечали и запоминали характерные подробности, детали предметов, явлений, пейзажа, внешности людей, накапливали бы впечатления. Почти все писатели подчеркивают огромное значение для их творчества впечатлений детских лет. Именно детские впечатления являются наиболее яркими и эмоциональными.

Но с возрастом, когда у ребенка начинает развиваться логическое мышление, мышление в понятиях, в процессе которого происходит абстрагирование конкретных свойств и качеств предметов и явлений, живые, зримые черты этих предметов и явлений все более и более тускнеют.

Это должно быть компенсировано. Поэтому серьезной педагогической задачей является воспитание у детей всех возрастных групп умения наблюдать, целенаправленно накапливать в памяти конкретные и достаточно яркие представления.

Необходимо, чтобы ребенок не просто смотрел, а видел, не просто слушал, а слышал. Для этого надо учить детей наблюдать.

Наблюдательность, связанная не только с восприятием, но и с мышлением, имеет чрезвычайно важное значение для умственного развития человека и формирования у него самых разнообразных способностей. Практика показывает, что наблюдательность хорошо поддается развитию.

Учить ребенка наблюдать должны взрослые. Всякую малейшую возможность общения с ребенком на прогулке, во время игры родители должны максимально использовать для того, чтобы не только удовлетворять живую любознательность детей, но и учить их рассматривать, замечать, сравнивать. Пусть ребенок скажет вам, чем отличается лист дуба от листа тополя, плоды черемухи — от плодов черноплодной рябины, с чем и почему можно сравнить тот или иной цветок, гриб, как узнать, откуда дует ветер в лесу, на реке.

Не упускайте возможность остановить взор ребенка на интересном явлении или предмете, рассмотрите вместе с ним особенности этого предмета, его характерные подробности. С группой детей можно организовать интересные игры на запоминание подробностей — кто больше заметит (увидит или услышит) в лесу, в поле, в комнате, на картине и т. п.

Создавая условия для обогащения внутреннего мира детей дошкольного и школьного возраста новыми впечатлениями и воспитывая их наблюдательность, мы тем самым способствуем и развитию их речи, расширению их словаря, более свободному употреблению слов. Необходимо упражнять дошкольников и младших школьников в запоминании названий отдельных предметов и явлений — цветов, трав, животных, особенностей пейзажа, природы. Одновременно в процессе наблюдений надо наталкивать детей на то, какими образными словами и словосочетаниями можно характеризовать тот или иной предмет, явление.

Чем больше времени будут уделять родители совместным прогулкам с детьми, совместному рассматриванию с ними картин, беседам, тем более пытливыми и наблюдательными станут дети.
Большое значение для развития наблюдательности имеет собственный опыт детей по выращиванию растений и уходу за животными. В этом случае дети систематически видят происходящие на их глазах изменения, учатся самостоятельно делать выводы, мыслить, накапливать интересные живые впечатления.
Школьникам IV—VI классов, которые хорошо знают животных по собственному опыту, как правило, всегда удаются рассказы о животных. Прочтите семи-, восьмилетним детям один - два рассказа о животных и разберите вместе с ними их достоинства, и дети сумеют сами интересно рассказать или написать о своей собачке, птичке, рыбках. Приведем несколько рассказов о животных, написанных школьниками IV—VI классов.

Наш  Барс

Лето. Я приезжаю на дачу. Здравствуй, солнце, веселье и гроза мышей, Барс! Хотя у него такое пышное, гордое имя, он очень добродушен. Когда я сижу и читаю книгу, неизменно на диване всегда оказывается и Барс. Урча и растопырив усы, он приближается ко мне. Пощекотав меня усами и убедившись, что я его не прогоню, он кладет ко мне на колени пушистую темно-рыжую голову и зажмуривает свои зеленые глаза. Мурлыкая и мягко водя пушистым полосатым хвостом, он как будто рассказывает мне что-то. Я поглаживаю и успокаиваю Барсика. Он укладывает свои стоячие, розовые изнутри, уши и спокойно засыпает.

Лена Г., V класс.

Мой щегол
У меня был щегол. Хорошая птичка. Бывало, летом только начнет рассветать, а он уже проснется и начинает умываться, очищать свои перышки.
Щегол был очень красивый, голова у него черная, а шея красная и, казалось, как будто на щегле надета черная шапочка. Спинка у него была коричневая с желтыми перьями, крылья черные, а под ними перья желтые. Живот у щегла был тоже желтый, хвост и лапки черные.
Иногда я выпускала щегла из клетки, чтобы он полетал по комнате. Когда я сижу делаю уроки, то он, подлетит ко мне, сядет на стол и начинает расхаживать по нему и довольно посвистывать. Был щегол любопытный: если что лежит на столе — подойдет, наклонит свою головку набок, поморгает глазками, подвинется еще поближе и начнет клевать.
Настало лето, и я уехала отдыхать, а когда вернулась домой, то щегла не было. Папа сказал мне, что он его выпустил. Я сначала плакала, а когда немножко успокоилась, то подумала про себя, что щеглу будет лучше на воле: ведь он томился в клетке.

Люба Ч., VI класс.

Норка

Я все время надоедала маме просьбой, чтобы она принесла мне собачку. Просила я ее примерно пять лет. Я уже потеряла надежду и не стала ей надоедать.
Дни летели, и о собачке не было никакого разговора. Один раз, когда я пришла из школы, дома никого не было. Я сделала уроки и пошла гулять. Гуляла долго, ноги у меня гудели, но все-таки па-строение было отличное. Дома я увидела папу, который, отложив газету, спросил:

— А где мама?
— Не знаю, — ответила я, — ее не было дома, когда я пришла из школы.
Было уже поздно, мы стали беспокоиться. Но вот звонок. Папа бежит открывать дверь. Он что-то маме сказал, и они зашептались. Мама вошла в комнату. В руке у нее была сумка, а из сумки что-то торчало. Сердце у меня заколотилось. Я подошла ближе и замерла. На меня выглянула малюсенькая мордочка. Словно подведенные, черные глазки спокойно смотрели на меня. Я не помню, что я говорила маме, то ли слова благодарности, то ли еще что.
Подбежав к сумке, я бережно вытащила малюсенького щеночка. Я не знала, что делать от радости. Какая же это была собачка, если бы вы знали! Почти вся рыженькая, только кончики лап у нее были беленькие, как сапожки, и на шее словно беленький платочек повязан. Мордочка у нее была маленькая, остренькая, мокреньким носиком она что-то нюхала. От носа к самым ушам идет белое пятно ромбиком. Хвост рыжий, а самый кончик его белый. Шерстка короткая, гладкая, грудь широкая, белая, уши большие, висячие, а когда собачка прислушивается, то ставит их торчком и такой смешной делается.
Мы стали думать, как назвать щенка. Это была девочка, и назвали мы ее Норочкой. Норочка была игривая и любила грызть тряпки. Я приучала ее быть умной, и это мне удалось. Норка очень хорошо умеет служить, танцевать на двух лапках. Мы с Норкой любим друг друга. Я уверена, что она будет хорошей и умной собакой.

Вера И., VI класс.

Разберите с детьми на примерах этих рассказов, какие интересные подробности использовали авторы, какие слова они подобрали, чтобы «нарисовать словами» внешний вид животного, его повадки, проказы.
С группой детей младшего и среднего школьного возраста можно «играть», соревнуясь в том, кто лучше нарисует словами те или иные предметы, животных, человека, явления природы (белочку, мышку, ландыш, одуванчик, елку, желудь, морковку, дождь, снег, молнию, ветер и т. п.). Всегда полезно, перед тем как проводить такое упражнение, прочитать детям одно - два хороших описания, взятых из хрестоматий, сборников, из произведений писателей.
Для дошкольников и школьников эти упражнения можно упростить. Детям можно предлагать лишь придумать слова, которыми определяются качества и свойства предметов и явлений как в прямом, так и переносном значении слова. Например, про снег дети обычно говорят: белый, пушистый, холодный, падает хлопьями, кружится в воздухе, принарядил кусты, одел землю теплым одеялом, лежит на крышах, как вата, на солнце сверкает, горит разноцветными огоньками, искрится, под ногами хрустит, скрипит, снежинки тают на лице и ресницах и т. д.
Вступая в подростковый возраст (начиная с 11 — 12 лет), дети проявляют большой интерес к людям и их отношениям. В этом возрасте они очень требовательны к поступкам людей, остро переживают несправедливость, начинают подходить к дружбе и товариществу с точки зрения определенных нравственных критериев. Подростков увлекают героические поступки и подвиги людей. Это связано с формированием у них самосознания. В этом возрасте дети становятся более наблюдательными.
Они подмечают особенности внешности, характера, настроение окружающих их людей (товарищей, учителей, родителей), начинают критически относиться к поступкам, поведению как сверстников, так и взрослых.

Взрослые должны поддерживать наблюдательность подростков и помогать им правильно оценивать поступки людей. Не только поведение человека, но и его внешний вид (выражение лица, манеры, походка, одежда) в значительной мере характеризуют ту или иную личность. Надо, чтобы дети задумывались над фактами действительности, учились поставить себя на место другого человека, проникнуть в его душевный мир.
Насколько подростки могут быть наблюдательными, видно из следующих рассказов, написанных ими.

Моя сестра

У меня есть маленькая сестренка Ленка. Она дошкольница, но по ее высокому росту ее можно принять за школьницу. Ленка очень худая, и на ней можно сосчитать все ребрышки и косточки. Мы ее в шутку называем Макарониной. Курносый нос и веселые синие глаза из-за каждого пустяка меняются. Когда у нее из глаз брызжут слезы, то нос как-то смешно сморщивается. Волосы у нее русые, мягкие. Она очень хочет иметь косы, но мама ей не разрешает. С косами она очень смешная, но все равно к школе она мечтает отрастить косички.
Она на все быстро реагирует. Я делаю уроки, и она что-то рисует. Я иду гулять, и она тоже. Но делает она все очень медленно. Ленка бывает и упряма, если считает, что она права. В незнакомой обстановке она боязлива и несмела, но, освоившись, становится смелее. Иногда бывает, что мы с ней ссоримся, но через пять минут опять дружим. Лена добрая, не жадная, если надо, она может поделиться.
Когда она вырастет, то будет настоящим человеком, человеком с большой буквы.
Люда С, V класс.


О чем люди думают

Я утром вышла рано из дома. Ветер тихо шевелил ветви деревьев. Снег, как крахмал, хрустел под ногами. Я подошла к троллейбусной остановке. Впереди меня стояла женщина. Она была в шубе и платке. Лицо у нее было чем-то озабочено. Женщина вошла в троллейбус и стала доставать деньги, чтобы взять билет. Было так тихо, что звон монет раздался по всему троллейбусу. Женщина села и достала книгу. Наверное, книга была очень интересная, и она никак не могла оторваться. Я вышла, а она поехала дальше.
Оля К., V класс.

Какое у вас настроение?
Вот идет сухонький старичок в шляпе, сдвинутой набок, опираясь на палочку. Видно, что у него хорошее настроение. А вот женщина с собачкой. Она серьезна и видно чем-то недовольна. У нее строгие глаза, пухлые щеки. Ее собачка в розовой попонке бежит весело, крутя хвостиком. Лапки у собачки грязные, потому что она норовит залезть в самую грязную лужу.
Светлана Т., V класс.

Проверьте наблюдательность ваших детей, пусть дети на улице, в метро, в трамвае стараются узнать о человеке по его лицу, одежде, предметам, которые он держит в руках, по его поведению — кто он по роду занятий, куда направляется, что можно сказать о его настроении и т. д. Все это пригодится детям при изучении литературы, когда по отдельным художественным деталям они должны будут в своем воображении воссоздать образ того или иного литературного персонажа. Тем более важно развитие наблюдательности для тех школьников, которые занимаются литературным творчеством.