Некоторые правила воспитания детей
08.02.2012
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Дети часто бывают непослушными. Для того, чтобы добиться от маленького человека желаемого и должного поведения, родители часто идут на различные ухищрения. Однако педагогическая наука в этом случае советует применять различные несильные стимулы, а не единственный, но сильнодействующий.

Из всего многообразия активизирующих поведение ребенка стимулов какой-нибудь обязательно должен сработать. А если ставка сделана на какую-либо одну мотивацию, то она может и не достигнуть желаемой цели. Первое непосредственное качество, на которое нужно сделать акцент родителю, является самолюбие ребенка.

Не следует думать, что маленькому человеку не присущи потребности во внимании, похвале и справедливой критике. Он может не осознавать такие стремления логически, но подсознательно они в нем имеются. Подобно взрослому маленький человек стремится к явному улучшению своего положения.

Также ребенку очень важно показывать его достижения. Казалось бы, если ребенок сделал что-то действительно хорошо и правильно, это само по себе является плюсом в его развитии. Однако маленькие дети еще не умеют анализировать свои поступки в отличие от взрослых. Поэтому очень важно давать словесную оценку тому или иному действию ребенка.

Так у него постепенно будут формироваться понятия о положительных и отрицательных критериях действий и поступков. Также важно осторожно поддерживать в ребенке дух соперничества. Темпы современной жизни требуют от человека внутренней закалки. Поэтому ребенку с детства нужно прививать умение побеждать в борьбе с соперником. Очень действенным стимулум является похвала.

Но стимулируя активность ребенка таким способом, следует помнить, что похвала должна быть действительно обоснованной. В равной степени полезна и обоснованная критика. Здесь нужно избегать прямых упреков. Критикуя, вы должны выразить ребенку свое сопереживание и участие. В воспитании детей большое значение имеет способность родителей выстраивать отношения со своим чадом путем соглашения или договора.

Это значит, что с ранних лет у ребенка должно быть понятие обязательств. Если своими действиями подрастающий человек нарушает принятые в семье правила, то он должен четко осознавать, что это чревато последствиями, неблагоприятными для него. Речь не идет об угрозах или физических наказаниях. Но определенные лишения должны быть неизбежными. Так у человека будет формироваться чувство ответственности. Однако важно всегда давать ребенку шанс на спасение своего престижа в глазах родителей.