Неидеальные родители
14.03.2012
Вернуться в раздел "Домашние помощники"


Долгожданная свобода!

 

Ошибочно считать, что дисциплина — враг свободы; на самом деле они друзья. Молодым южноафриканским слонам отсутствие дисциплины не принесло свободы. Наоборот, мир для них был полон стрессов и опасностей. Если бы рядом с ними были их матери и взрослые самцы, они держали бы молодых в подчинении и обеспечивали бы им рамки поведения в обществе слонов. Тогда эти «малолетние преступники» могли бы наслаждаться нормальной семейной жизнью.

Когда мне было 10 лет, я учился игре на пианино. Я не делал выдающихся успехов. В общем-то, я ненавидел занятия и делал все в моих силах, чтобы избежать игры ненавистных гамм. Я хотел уметь играть на пианино, но не хотел заниматься. Угадать результаты несложно. Моя игра была, мягко говоря, комковатой. Ребенку, учащемуся играть на пианино, дисциплина не ограничила бы свободу — она бы ее увеличила. Если бы тогда я прилежно занимался, сейчас я мог бы сесть за инструмент и играть в свое удовольствие. Но, так как члены моей семьи не выносят какофонию, которую я устраиваю, они не подпускают меня близко к фортепьяно.

Когда мне было десять, «дисциплина» была для меня антонимом «свободы». Когда мои родители запрещали мне делать что-то, чего я хотел, или заставляли меня делать то, чего я не хотел, я думал, что они отнимают мою свободу. Теперь я, конечно, понимаю, что был не прав. Зная результаты их воспитания, я могу сказать, что рамки, в которые меня помещали в детстве, обеспечили свободу, которой я наслаждаюсь теперь. На самом деле настоящая свобода не враг дисциплины, она — дитя дисциплины.

Счастливыми дети обычно бывают в тех семьях, где постоянно присутствует разумная, здоровая дисциплина. Адекватная дисциплина порождает уважение и самоуважение. И какой бы болезненной она ни была иногда, дисциплина показывает детям, что вы слишком любите их, чтобы позволять им разрушать себя и окружающих. Она как бы говорит за вас: «Я люблю тебя слишком сильно, чтобы позволить тебе спустить свою жизнь в унитаз!» Основная проблема состоит в том, что жить можно только смотря вперед, а понимать — только оглядываясь назад. Вот почему ни один ребенок (даже самый идеальный) не может понять ценности дисциплины, пока не повзрослеет.


Или — или?

 

У дисциплины плохая репутация. У большинства из нас это слово ассоциируется с Викторианской эпохой, когда детей «видели, но не слышали». Век назад родители были строгими, манеры за столом жестко регламентированными, безоговорочными, а наказания суровыми. «Пожалеешь розгу — испортишь ребенка» — главное правило воспитания того времени. Вся дисциплина сводилась к наказаниям, а наказание осуществлялось палкой, ремнем или, если родители были очень мягкими людьми, — просто тапочкой!

И действительно, многим кажется, что наказание и дисциплина — это одно и то же. Не больше, не меньше. Но тогда получается, что дисциплина и любовь несовместимы и нельзя одновременно любить ребенка и поддерживать его дисциплину. В результате этого заблуждения некоторые родители пренебрегают дисциплиной, а некоторые полностью отказываются от нее, ассоциируя ее с жестокостью и нелюбовью. А потом очень часто они удивляются, почему их дети становятся абсолютно бесконтрольными.

На самом же деле дисциплина и наказание совсем не одно и то же. Понятие «дисциплина» включает в себя гораздо больше, чем наказание. Наказание — лишь незначительная часть здоровой дисциплины, которая должна быть преимущественно позитивной. Любовь отнюдь не противоречит дисциплине, а, напротив, является ее мотивацией и причиной.

Чтобы формировать у ребенка положительное отношение к дисциплине, можно связывать это понятие с чем-то серьезным и в то же время интересным, например, с футболом (football). В этой игре важны дисциплина, слаженность, взаимопонимание игроков. Постарайтесь объяснить своему ребенку, что значение слова «дисциплина» намного шире, чем может показаться изначально.

В 1912 году знаменитый «Титаник» утонул во время своего первого плавания из Ливерпуля в Нью-Йорк. Считавшийся непотопляемым, этот гигантский плавучий отель столкнулся с айсбергом и опустился на дно Атлантического океана; погибло 1500 человек. Интересно, что наибольший урон кораблю был нанесен подземной частью айсберга: от столкновения в нижней части корабля образовалась большая пробоина, через которую корабль очень быстро заполнился водой. Известно, что около 90 % айсберга находится под водой, эта часть всегда скрыта. Только верхушка айсберга — остальные 10 % — находятся над уровнем воды.

Наказание может сыграть положительную роль в поддержании дисциплины. Но, хотя оно является самой заметной частью, это только верхушка айсберга. Поскольку наказание — самая явная форма дисциплины, многие родители действуют так, как будто ничего другого нет. Тогда они наказывают детей за все, даже самые незначительные проступки, при этом не думая (а иногда забывая) о том, что нужно поощрять их вести себя хорошо. А потом мы удивляемся, почему дети борются с нами, чтобы сохранить уверенность в себе, которую и мы хотим видеть в них.

Есть много способов воспитания, кроме наказаний. Похвала, поощрение, благодарность, общение, уважение — это те 90 % айсберга, которые не видно. Они являются фундаментом для самооценки и самодисциплины вашего ребенка, и без них все наказания мира не только будут бесполезны, но и могут нанести немалый вред: ребенок будет знать только о том, что в нем не так, и ему не от чего будет оттолкнуться. Не нужно выбирать наказывать ребенка или хвалить его. Эффективная, здоровая дисциплина сочетает в себе адекватное наказание (когда ребенок сделал что-то плохое) и похвалу (когда он вёл себя хорошо).

Дисциплина должна быть помощницей детей — креативной силой, призванной сделать их более зрелыми и полноценными, помочь им найти свое место в обществе. Дисциплина должна представлять из себя рамки и поощрения, создаваемые любящими родителями, чтобы помочь детям постепенно научиться контролировать свое поведение и развить самодисциплину. Она должна научить ребенка самоконтролю, который так необходим ему и сейчас, и в будущем.

Оставшаяся часть этой главы будет посвящена в основном наказанию. Но вы должны понять и всегда помнить, что, если вы не будете постоянно хвалить и подбадривать ваших детей, никакие наказания не дадут желаемого эффекта. Постоянная похвала — это колыбель для эффективного наказания.