Неидеальные родители
18.06.2012
Вернуться в раздел "Домашние помощники"


«Три, два, один…»



Найти баланс и постепенно, по мере его взросления, передавать ребенку право заменять ваши правила его суждениями — одна из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкиваются родители. Некоторые правила сами по себе отпадают со временем. «Не переходи дорогу без взрослых», например, не будет действовать вечно.

К сожалению, не существует готовой схемы перехода от строгих правил к большей свободе и доверию, но даже если бы и существовала, то была бы бесполезна. Каждый ребенок уникален: он относится к ответственности по-своему, и это отношение по-разному изменяется во времени, а это опять же означает, что вы должны хорошо знать вашего ребенка, уделяя ему столько времени, сколько это необходимо, чтобы эффективно справляться с обязанностями родителей.

Это похоже на обучение ребенка езде на двухколесном велосипеде. Сначала вы обещаете не отпускать седло и бежите рядом, пока ребенок не почувствует велосипед. Потом, когда он будет достаточно уверен в своих силах, вы сможете отпустить седло — сначала только на пару секунд. Вскоре ребенок сможет сам проезжать небольшие расстояния, потом расстояния побольше, а вы еще будете на всякий случай бежать рядом. Это делают все родители. Но все равно с каждым ребенком это происходит по-разному. Например, наша дочь научилась кататься на двухколесном велосипеде за десять минут, а старшему сыну для достижения такого же результата понадобилось несколько недель.

Точно так же, как и в обучении езде на велосипеде, так и во всем остальном в нашей жизни нет единой универсальной временной шкалы для определения точного времени, предоставления конкретной степени свободы и выявления меры ответственности. Каждый ребенок реагирует на любовь, свободу, дисциплину и указания по-своему. Некоторым нужно быть более ведомыми, другим менее. А это означает, что относиться к каждому ребенку справедливо вовсе не означает относиться к ним одинаково. В нашем доме, если бы мы разрешили детям самим выбирать время, когда ложиться спать, девочки пошли бы в кровать в установленное время. Мальчики, напротив, никогда не зашли бы в спальню по своей воле. На следующее утро они проснулись бы поздно, не отдохнувшими, с отекшими глазами, все еще в одежде, перед телевизором в гостиной. Это никак не связано с их возрастом, а зависит от характера.

Родитель, который хочет составить список того, что дозволено, а что нет, и расписание, которого нужно будет строго придерживаться, — идет в ложном направлении. Чтобы понять, когда держать ребенка на коротком поводке, а когда отпускать, вам нужно только уделять время, чтобы узнать его. Других вариантов и более простых решений не существует. Вам придется уделять ребенку время, если вы хотите знать его желания и потребности, сильные и слабые стороны, его уникальное восприятие мира. Если вы не будете делать этого, вы просто станете реагировать на поведение детей неконструктивно и не сможете улучшать качество ваших отношений.

Так что постарайтесь получше узнать вашего ребенка, а потом думайте об уровне ответственности, подходящей для него, и не горячитесь, когда неизбежно возникнет какая-нибудь проблема, а ободряйте детей, показывая, что они сделали хорошо, и поощряйте их попробовать снова. Так дети постепенно обретут уверенность в своих силах, способностях и — так как вы покажете, что доверяете им, — в том, что им можно доверять. Они вырастут ответственными людьми.