Неидеальные родители
30.03.2012
Вернуться в раздел "Домашние помощники"


Недисциплинированная «дисциплина»



Задачей нормальной дисциплины должно быть формирование у ребенка чувства уверенности в себе, умения контролировать как отдельные свои действия, эмоции, так и жизнь в целом. Главная задача родителей — помочь детям стать строителями своего будущего, а не его жертвами. Выбор профессии, поиск работы, выстраивание отношений с окружающими — здесь определяющую, ведущую роль должны играть именно желания человека, а не влекущее его стечение обстоятельств. Но, к сожалению, когда родители непоследовательны или несправедливы в воспитании детей, достигнутые результаты бывают очень далеки от желаемых.

Если мы не будем очень внимательны к тому, что мы называем дисциплиной, это может перерасти в срывание на детях своей злости. Мы часто ведем себя наихудшим образом с домашними. Дети не могут нам ответить, поэтому зачастую становятся жертвами, на которых родители выплескивают все свои отрицательные эмоции.

Иногда проводимое родителями «воспитание» соответствует их поведению, а не поведению их детей. В конце трудного дня какие-то действия ребенка могут оказаться для родителя «последней каплей». Будь то шум, беготня, расспросы, просьбы помочь — все это кажется невыносимым. Родитель срывается. Все, что накопилось за день, выплескивается, обрушивается на ребенка: на него кричат, выгоняют из комнаты, угрожают, шлепают или даже бьют за незначительные проступки и, что хуже всего, единственно по причине резкого перепада настроения у родителя. Ребенок не виноват: он просто оказался не в то время не в том месте.

В воспитании никогда нельзя быть деспотичным. Ваши поступки не должны определяться вашим настроением. Кроме того, вы не добьетесь желаемой цели, если будете действовать сгоряча. Легко наказать ребенка, не подумав перед этим. Но такая дисциплина — «недисциплинированна», и поскольку содержит в себе противоречие, то может научить ребенка только одному — не попадаться у вас на пути.

Несомненно одно: агрессия, гнев, бесконтрольные выбросы отрицательных эмоций не являются элементами дисциплины. Их последствия могут быть такими: напряженность в отношениях или даже их разрыв, страх перед жизнью у ребенка. Например, если ребенка постоянно шлепают, душевная рана, которая гораздо глубже физической боли, постепенно зарубцовывается. У ребенка как бы вырабатывается иммунитет, и наказание уже бесполезно. Тогда родители, прибегающие к таким методам, попадают в «порочный круг»: для достижения желаемого эффекта им в следующий раз нужны еще более жесткие меры. Однако в такой ситуации попытки воспитать ребенка просто превращаются в бесконечную войну, из которой никто не выйдет победителем.

Такая «недисциплинированная дисциплина» не просто неэффективна. Она контрэффективна. Вместо того чтобы завоевывать доверие, уважение, любовь ребенка, воспитывать уверенность в себе и чувство собственной значимости, вы все это разрушаете. Вместо того чтобы укреплять ваши отношения, вы инициируете разлад. Когда-нибудь такие отношения просто прекратятся.