Нравственная позиция при выборе профессии
08.04.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Склонность к труду - путь к жизненному самоопределению

НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПРИ ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Во всякой профессии есть две стороны. Первая — операционная — состоит из системы профессиональных умений, которым следует научиться, чтобы выполнять ту или иную работу (врач умеет распознавать болезни и лечить их, учитель знает свой предмет и умеет преподнести его слушателям, инженер умеет конструировать машины, контролировать сложный технологический процесс, шофер знает устройство машины и правила движения и умеет управлять машиной, ремонтировать ее и т. д.).

Кроме операционной стороны, в каждой профессии содержится другая — социально-этическая, в которой отчетливо выступают нравственные особенности личности. Какое общественное значение видит человек в своей профессии, какие жизненные цели он себе ставит, овладевая той или иной профессией, какими мотивами руководствуется он в своих профессиональных устремлениях, — вот те черты, из которых складывается нравственная позиция.

Нередко получается так, что талантливый умелец, мастер своего дела терпит жизненную неудачу (или даже становится социально отрицательным элементом) только потому, что его нравственная позиция в отношении к своей профессии чужда тем моральным нормам, по которым живет наше общество.

Виктор И. еще школьником с увлечением занимался в кружке радиолюбителей Дома пионеров, монтировал сложные схемы, конструировал новые модели приемников. Он с отличием окончил техникум. Виктор устроился на работу и неплохо зарабатывал.
Работая в радиомастерской, он выполнял и неплановые заказы, незаметно привыкая к легкому заработку. Но однажды он был уличен в хищении радиодеталей, его наказали.
С хорошими техническими способностями Виктор мог бы стать хорошим специалистом в области радио, но стремление заработать как можно больше денег затмило его призвание.
Полина К. поступила в педагогический вуз и проявила себя способной студенткой: педагогическую практику в школе провела на «отлично». Но вот наступил решающий момент — распределение выпускников на работу. Полину направили в отдаленный район нашей страны. «Ни в коем случае не поеду, только в городе буду работать,— горячилась она. — Я не для того училась в вузе, чтобы ехать в глушь».

После долгих мытарств она осталась в городе и нашла место секретаря в одном учреждении. В свое время Полина говорила о долге, призвании педагога, о трудностях этой профессии, но, когда, как ей казалось, затронули ее благополучие, она забыла о своем гражданском долге.
Совершенно очевидно, что в этих случаях мы имеем вполне определенную жизненную позицию, где исходным моментом является личность, собственное «я», благополучие этого «я»; все, что вне этого «я», не существует для такого человека.

Этот тип отношения к вопросам жизненного самоопределения, где на первый план выступает тенденция к утверждению собственного «я», мы назвали эготическим.
Эготический тип отношения к выбору будущей профессии достаточно отчетливо выступает и у определенной группы школьников. Такие учащиеся в своей будущей профессии видят не любимый труд, который требует определенных умений, а видят себя в роли того специалиста, каким они хотят быть. Например, профессия летчика для них — это возможность летать, как летают знаменитые летчики, моряка — возможность вести корабль в бурную погоду, преодолевать опасности (можно увидеть много стран, разных народов), учителя — учить ребят (чему, как, не так важно), заставлять ребят слушаться себя, ставить им отметки.

В содержание термина «эготический» мы включаем широкий смысл: и стремление подражать определенному образцу (реальному или выдуманному), и тенденцию следовать внешней, показной стороне избранной профессии, и стремление приобрести через профессию определенное командное положение.

Нравственная позиция ученика часто очень заметно выступает в том, как он относится к учению. В каждом классе нетрудно выделить среди ребят небольшую группу, которая иначе относится к учению, чем все остальные. Их больше всего занимают не сами знания, а отличные оценки (таких довольно много в младших классах, есть они и в старших). Вот характерный пример.

Ученик Б. на уроках большой активности не проявляет, но зорко следит за тем, когда спрошенный учителем ученик затрудняется дать ответ: вот тогда-то он и постарается очень точно ответить. Цель такого ответа — показать свою эрудицию. Он находит много способов, чтобы показать своим товарищам и учителям знания, полученные вне школы. У него трудно обнаружить эмоциональное отношение к содержанию уроков. Но вот оценки его по-настоящему задевают и волнуют. При выполнении контрольных работ он всегда интересуется не только своими результатами. Пожалуй, в большей степени его интересуют результаты товарищей. Но огорчают его не их неудачи, а их успехи. Он охотно берется помочь своим товарищам разобраться в трудных вопросах школьной программы, но ребята, которые пользуются этой помощью, часто говорят: «Б. мне помог, но после его помощи ходишь как оплеванный». На вопрос о будущей профессии этот ученик ответил, что собирается стать физиком, так как «физика сейчас — передовой фронт науки и техники».

Совсем иной тип отношения к вопросам жизненного самоопределения наблюдается у другой категории людей. Для них ведущим основанием выбора профессии является интерес не к утверждению своей личности, а интерес к самому делу, к каким-либо сторонам избираемой профессии. В школе к этой категории чаще всего относятся те учащиеся, у которых вполне определились склонности к какому-либо делу. Причем для них не важно, связано ли это дело с учебными предметами или с какими-либо практическими занятиями в кружках или со специальным индивидуальным обучением. Проявившиеся интересы и склонности у этой категории ребят чаше всего носят активный характер.

Юноша из этой группы учащихся может, например, выбрать себе профессию летчика. Но его меньше всего будет интересовать вопрос, как он будет выглядеть, надев мундир летчика или управляя самолетом. Нет, его прежде всего привлекут типы самолетов, их летные качества, навыки управления самолетом в сложных условиях.
Благодаря глубокому и стойкому интересу к какому-нибудь делу люди такого типа обычно не придают большого значения разного рода житейским привилегиям или помехам и трудностям, которые для людей эготического склада играют существенную роль.

Интерес к животным у Пети К. возник в детстве. Дома у него был живой уголок с рыбками, птичками, хомячками. Папа однажды подарил ему неуклюжего, косолапого, ушастого щенка. Ухаживая за своими животными, Петя часто не замечал времени. Обычно с возрастом у детей, особенно у мальчиков, интерес к живой природе уменьшается, заменяясь все возрастающим интересом к технике, конструированию. У Пети же к окончанию школы увлечение животными не только не ослабло, а, наоборот, превратилось в стойкий интерес. Когда нужно было решить, что делать дальше, после окончания школы, родители попытались оказать на Петю давление и заставить его поступить в технический вуз. Папа Пети — инженер, мама — кандидат технических наук.
Казалось, все просто: интересы взрослых в основном направлены на определенные области техники, и сыну легче будет получить профессию, поддержать семейные традиции.

Но Петя рассудил по-своему. В год окончания школы он, не сделав даже попытки поступить в институт, уехал в экспедицию.

На биологический факультет университета он поступил лишь тогда, когда у него за плечами было несколько лет работы в экспедиции и служба в армии. Да и за время учения в университете он чаще бывал в экспедициях, чем на занятиях. В то время как его более молодые сокурсники уже закончили университет, Петя все еще учился на третьем курсе, но зато он имел уже несколько опубликованных оригинальных научных работ, высоко оцениваемых специалистами.