В чем проявляются литературные способности?
08.12.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

В мир прекрасного

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Издавна считалось, что литературные способности — особый дар. Отсюда и термин «одаренный», «одаренность». Великие русские писатели и критики, наблюдая за процессом творчества, анализируя его и обдумывая вопрос о сущности литературных способностей, литературного таланта, высказали ряд ценных мыслей.

По мнению многих писателей, для развития литературных способностей большое значение имеют некоторые природные предрасположения человека, которые, прежде всего, сказываются в яркости восприятия действительности и повышенной впечатлительности. Эти психологические особенности, по мнению Д. И. Писарева, «кроются в строении нервов», т. е., как мы теперь скажем, зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. С особенностями высшей нервной деятельности связана и впечатлительность, повышенная эмоциональность, имеющая важное значение для литературных способностей. Л. Н. Толстой указывал, что благодаря эмоциональности автор передает свои мысли и чувства с особой искренностью и силой, которые, по выражению великого писателя, как бы «заражают» читателя, увеличивают силу воздействия художественного произведения.

Яркость восприятия и эмоциональность влияют на особенности памяти. Чем ярче и эмоциональнее восприятие, тем более образной и эмоционально-окрашенной является память. Таким образом, литературные способности зависят от восприятия, памяти, эмоциональности. В основе этих психических свойств лежат особенности высшей нервной деятельности человека, т.е. природные особенности. Однако в процессе жизни, обучения и воспитания психические свойства развиваются, совершенствуются.

От развития восприятия и памяти зависит развитие таких важнейших психических процессов, как мышление и воображение. Яркое восприятие действительности, повышенная эмоциональность и образная память способствуют развитию образного мышления и творческого воображения, силой которых и создаются художественные образы.
Литература — это искусство слова. При помощи слов, языка, как основного орудия общения, писатели рисуют образы, картины действительности, передают свои мысли и чувства. Ясный, точный, экономный и вместе с тем образный язык — признак литературных способностей. Овладение языком связано с развитием мышления, в частности с такими его операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизации. Образная выразительность языка была бы невозможна без работы мышления.

«К чему сводится работа литератора? — указывает А.М.Горький. — Он воображает — укладывает, замыкает в образы, картины, характеры — свои наблюдения, впечатления, мысли, свой житейский опыт». Эти образы, картины, характер должны быть нарисованы словами, причем нарисованы так, чтобы читатель увидел все это мысленно и имел возможность «вообразить», дополнить эти образы и картины, основываясь на своем личном опыте, запасе жизненных впечатлений и знаний. «От слияния, совпадения опыта литератора с опытом читателя,— говорит А. М. Горький,— получается художественная правда — та особенная убедительность словесного искусства, которой и объясняется сила влиянии литературы на людей».
Литературные способности развиваются в процессе всей жизни и деятельности человека; все выдающиеся писатели в течение своей жизни много трудились, чтобы совершенствоваться, овладевать литературным мастерством, развивать свой талант. Литературные способности являются совокупностью многих компонентов, в основе которых лежат психические свойства, присущие каждому человеку (восприятие, память, эмоциональность, мышление, воображение).

Главными компонентами литературных способностей являются: поэтическое видение (или поэтическое восприятие действительности), наблюдательность, эмоциональная впечатлительность, образная память, образное мышление, творческое воображение, точность и выразительность языка. Эти компоненты способностей можно обнаружить у многих школьников, которые успешно занимаются литературным творчеством.

Литературные способности надо развивать у всех детей, независимо от того, какую профессию в будущем они изберут. Пусть они не станут писателями, но обязательно будут хорошими читателями, культурными, эстетически отзывчивыми людьми, ценителями прекрасного в жизни, литературе, искусстве. Жизнь их будет более интересной, богатой, содержательной и, следовательно, более счастливой.

Отдельные компоненты литературных способностей проявляются у многих детей очень рано, иногда раньше, чем они овладевают письменной речью, т. е. еще до обучения в школе. Но бывает и наоборот, когда школьники даже V—VI классов плохо пишут сочинения, речь их бедна, невыразительна. В большинстве случаев причиной этого является то, что с детьми еще до школы мало занимались, не развивали их, не уделяли внимания их речи. Поступив в школу, эти дети сразу оказываются в числе слабоуспевающих. А между тем среди этих учеников многие от природы обладают ярким восприятием, впечатлительны, наблюдательны, сообразительны, и их устная и письменная речь быстро развивается, становится логически правильной и выразительной даже при минимальной работе по развитию их способностей.

Необходимо подчеркнуть, что хотя природные предпосылки и играют важную роль в развитии литературных способностей, но еще большее значение имеют обстоятельства, условия их развития. Любые задатки могут заглохнуть, если для их развития не окажется благоприятных условий. И, наоборот, даже в том случае, если ребенок не выделяется особыми задатками, его способности можно в известной мере развить.

Остановимся более подробно на том, что собою представляют отдельные, наиболее важные компоненты литературных способностей, от каких индивидуальных особенностей они зависят и как развивать способности у детей в условиях семейного воспитания.

Продолжение