Способности и труд
18.03.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:



Склонность к труду - путь к жизненному самоопределению

СПОСОБНОСТИ И ТРУД

Итак, проблема жизненного самоопределения молодого человека не исчерпывается решением вопроса о выборе будущей профессии.

Современные социологические исследования показывают, что у нас сравнительно велика текучесть рабочей силы, особенно среди молодежи. Чаще всего переходят с одного производства на другое люди, которые не проработали на одном месте и года. Эти люди говорят, что они стремятся найти такую работу, овладеть такой профессией, которая отвечала бы их индивидуальным способностям. Но, как это ни парадоксально, число неудачников, людей, не нашедших себя в жизни, из этой категории больше всего. Если внимательнее разобраться в индивидуальных устремлениях этих молодых людей, то нетрудно заметить одну общую для них особенность - уровень профессиональных устремлений и притязаний часто не соответствует их индивидуальным возможностям. Выбор будущей профессии у этой категории людей часто основывается на противоречии между тем, чего бы он хотел добиться, и тем, что он фактически может.

Признавая индивидуальные различия в возможностях человека, психологическая наука отрицает их фаталистическую предопределенность.
Неправильно думать, что ребенку уже от рождения предопределено быть гением или обыкновенным человеком или суждено стать тем или иным специалистом. У человека имеются все возможности для всестороннего развития, широкого жизненного кругозора, разнообразных интересов, а значит, и развития потребности к определенному виду деятельности в соответствии с его вкусами и наклонностями. Но возможность останется только возможностью, если не будет приложено известных усилий как самого человека, так и тех, кто стимулирует и направляет его развитие - родителей, учителей, старших товарищей. В нашей стране сделано много для всестороннего развития способностей человека, он может получить самое широкое образование и возможность работать в любой отрасли производства.

Но в развитии способностей молодого человека огромную роль играют его личные качества, в первую очередь - трудолюбие. Известный конструктор самолетов, дважды Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев в своей автобиографической книге «Записки конструктора» писал: «Талант - это не дар божий и не только прирожденная способность человека к той или другой деятельности, это прежде всего труд, труд и еще раз труд, умноженный на терпение». И действительно, мы не знаем ни одного случая, где бы трудолюбие человека не было вознаграждено совершенством его мастерства в любом виде труда. И наоборот, крах способностей и различного рода трагедии таланта чаще всего связаны с отсутствием трудолюбия.

Воспитание трудолюбия - процесс сложный и во многом противоречивый, и здесь огромную роль может сыграть помощь взрослых и самых близких из них - родителей.
Стремление к созидательной деятельности у ребенка проявляется довольно рано. И это стремление следует использовать в воспитательных целях. Родители должны стимулировать и развивать это стремление к созидательной деятельности, воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои действия. Они должны внимательно следить за мотивами детских поступков и действий, различая, когда ребенок поступает бескорыстно, и когда он рассчитывает на определенные выгоды.
Одним из главных средств в воспитании твердой нравственной позиции в вопросах жизненного самоопределения должны быть рано пробудившиеся и бескорыстные интересы и склонности ребенка к какому-либо общественно полезному делу - будь то овладение знаниями школьных предметов или различные виды кружковых и практических занятий. Совсем не обязательно, чтобы эти интересы и склонности вылились в ранний выбор профессии.

Мы знаем, что выбор профессии (основного занятия) у молодого человека зависит от множества факторов. Но он значительно облегчается, когда человек имеет твердые взгляды на жизненное самоопределение, твердые нравственные принципы, среди которых любовь к труду на общее благо занимает одно из первых мест.

Но как быть с теми, кто стремится добиться своего, осуществить заветную мечту, подражать своему идеалу, но кто не может это сделать в силу тех или иных обстоятельств (не выдержал экзамен, слабое здоровье, семейные обстоятельства и т. п.)?
Мы не можем просто заставить юношу или девушку отказаться от желаемой профессии и пойти туда, куда они не хотят. Но мы в силах убедить их заняться таким родом деятельности, выбрать такую профессию, которая была бы для них подступом к осуществлению мечты.
«Ты, сын, хочешь быть журналистом (тебя больше ничего не интересует)? Получи производственную профессию, поработаешь - узнаешь жизнь, познакомишься с людьми, с их характерами, нравами - все это пригодится для профессии журналиста».
А главное - этот юноша проверит себя, стойкость и зрелость своего стремления. Возможно, что он забудет о нем и приобщится к более интересному для него делу, найдет настоящее свое призвание.

Решение проблемы жизненного самоопределения для нашей молодежи облегчено тем, что существуют различные общеобразовательные и профессиональные учебные заведения разного образовательною уровня, учебные комбинаты и курсы при производствах, сеть проф - консультационных пунктов и т. п.
Не беда, если молодой человек сразу не может выбрать себе профессию. Но если у него с детства воспитано трудолюбие, стремление быть полезным людям, целеустремленность и настойчивость - он наверняка придет к своей цели, какие бы трудности и неожиданности не встретились на его пути.
Молодого сотрудника одного учреждения Игоря С. сослуживцы считают «специалистом с большой перспективой», вкладывая в это определение дань уважения его работоспособности и таланту. Отдел, в котором работает Игорь, занимается переводами технической литературы. Технически хорошо образованный, знающий в совершенстве три иностранных языка, Игорь является одним из самых квалифицированных и авторитетных сотрудников отдела.
Профессиональный путь Игоря складывался не очень легко. В многодетной семье, рано потерявшей отца, жилось трудно.
Окончив восемь классов, Игорь, чтобы быстрее встать на ноги и помогать семье, в которой он был старшим, поступил в техникум. Обучение в техникуме поначалу складывалось тоже не очень легко. В школе у Игоря обнаружилось явное тяготение к предметам гуманитарного цикла, которые в учебной программе техникума занимали сравнительно небольшое место. Над предметами же физико-математического цикла и заданиями по черчению ему приходилось сидеть подолгу. То, что другим давалось легко, ему приходилось брать с огромным напряжением. Не раз его мучили мысли о бесперспективности учения в техникуме. Но он знал, что техникум бросать нельзя - семье трудно, и она на него надеется.
«Вы знаете, как иногда бывало трудно. Приедешь из техникума домой (а на дорогу в один конец уходило около часа), надо проверить уроки у двух сестренок, маме некогда. А тут своих дел полно. Нам задавали много, особенно по черчению. Приходилось сидеть иногда до двух часов ночи. Чертишь-чертишь, даже голова идет кругом; принесешь, покажешь, - не   так. Снова садишься. И так весь год. В школе-то я не очень обращал внимание на этот предмет, думал, не понадобится. Много извел бумаги, пока стало получаться... А как трудно было с физикой...»
Прошло немало времени, прежде чем Игорь стал сравнительно успешно справляться с заданиями по математике, физике, специальным предметам и представлять чертежи, которые преподаватель уже не возвращал для переделки.
«К третьему курсу, - говорит Игорь, - у меня проснулся вкус к технике, особенно когда я поработал на производственной практике на заводе и увидел, как организованные усилия многих людей выливаются в совершенные машины. Я работал в сборочном цехе. Работа трудная для практиканта, но меня всегда поражало, как из хаоса деталей вдруг в какой-то миг появляется законченная машина. Я всегда с замиранием сердца ожидал первого звука ожившего мотора. Ради этого я готов был торчать на заводе лишние часы».
Работая на заводе, Игорь чувствовал, что его знания шатки, технический кругозор узок. Чтобы пополнить свои знания, он стал больше читать техническую литературу. Ценой больших усилий он овладел иностранным языком, и дипломный проект защищал на иностранном языке. После окончания техникума он, работая на производстве, сумел успешно закончить институт иностранных языков, овладев еще двумя языками.
Сейчас он хороший специалист - эксперт в одной из отраслей иностранной техники.
Итак, в проблеме жизненного самоопределения молодого человека огромное значение имеет решение не только вопроса кем быть, но и вопроса каким быть. Заботясь о будущем своих детей, мы подчас затрудняемся оказать сыну или дочери квалифицированную помощь в выборе той или иной профессии. Это и понятно. Ведь современный список профессий насчитывает более тридцати тысяч различных названий.
В формировании нравственного облика человека мы можем сделать многое. От нас в значительной степени будет зависеть то, какими будут наши сын или дочь, какова будет их жизненная позиция при выборе будущей профессии. Если у сына или дочери мы воспитали тенденцию к утверждению собственной личности,  стремление приобрести через профессию привилегированное положение, желание поставить только себя в центре внимания, используя усилия других для собственной карьеры, - то мы совершили главную родительскую ошибку, в результате которой общество получит карьериста, который будет очень часто попадать в конфликтную ситуацию, оказываясь в положении «непонятого», «непризнанного», «неоцененного».
И наоборот, если в своих детях мы воспитали интерес и склонность к созидательной деятельности, трудолюбие, уважительное отношение к трудовым усилиям людей, стремление честно трудиться на благо общего дела, - мы сделали главное дело жизни и можем быть уверены в том, что наши сын или дочь найдут правильную дорогу в жизни.
Воспитание настоящих граждан, воспитание трудолюбивого поколения - задача каждой семьи и общества в целом.