Развитие интересов
18.08.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Развитие потребностей и интересов

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ

Если потребности являются реакциями организма (и личности) на различные нужды, то интерес в психологическом смысле слова представляет собою побуждение к познанию предметов и явлений действительности.
В основе интереса ребенка лежит потребность узнать предмет или лицо, привлекшее его внимание теми или иными своими свойствами. Иначе говоря, интерес можно рассматривать как осознанную потребность.
По мере развития ребенка, формирования его личности интересы начинают занимать ведущее положение в структуре личности. В интересах выражается направленность личности, характерные черты человека. Иначе говоря, интересы становятся побудительной силой к познанию и творчеству.

Зная интересы ребенка, мы можем судить о его стремлениях, намерениях, а значит, и влиять на формирование личности. Интересы тесно связаны и со способностями. Правда, здесь нет полного соответствия, так как проявившийся интерес к чему-нибудь еще не означает «пробуждения» соответствующей способности. Но без интереса способности будут «худосочными», подобно деревцу, растущему в тени.
О направленности личности ребенка можно судить по его учебным, читательским, эстетическим, спортивным и другим специфическим интересам. Направленность как
взрослого человека, так и ребенка достаточно характеризует разносторонность, или широту интересов. Широта интересов связана и с кругозором, любознательностью
человека.
Любознательный человек интересуется не только своим делом (что составляет главный, центральный интерес), но и многим другим: общественно-политическими
делами, наукой, литературой, искусством, спортом. Про такого человека говорят: «Он очень интересный человек, во многом хорошо разбирается, у него можно многому научиться».
Но вот о другом человеке мнение такое: «Он знает обо всем понемногу. Верхогляд!» Этот человек по-своему «разносторонен». Но его интересам не хватает глубины и устойчивости, основательности, поэтому его знания поверхностны, неглубоки.

К этой категории относятся и «увлекающиеся» натуры - у них скоропреходящие интересы. Они могут с большим увлечением заняться каким-нибудь делом, но быстро «остывают» и переключаются на другое. Разумеется, это не способствует расширению кругозора, обогащению знаний.
Воспитание у детей глубоких и устойчивых интересов связано с выработкой устойчивого характера, глубоких чувств и с формированием способностей.
Дети - тоже «увлекающиеся натуры», однако не нужно охлаждать их пыл, когда они приступают к какому-нибудь делу: без увлечения нет творчества, успеха. Важно только воспитать у них ответственное отношение к любому делу и привычку доводить начатое до конца. Ребенок должен испытывать удовольствие, «загораться» не только в начале дела, но и в конце его, радоваться результату своего труда, стремиться к новым знаниям, к еще большим достижениям, особенно в том деле, которое его больше всего привлекает.

Это путь к воспитанию широких устойчивых интересов, среди которых должен выделиться один интерес, выражающий главное стремление ребенка, склонность к какой-либо деятельности. Главный (центральный) интерес нередко связан с проявлением способностей ребенка.
В первые годы жизни ребенок интересуется всем. Это означает, что его интересы неустойчивы, что все новое его привлекает, но ни к чему еще он не проявил устойчивой привязанности..
Объясняется это тем, что у малыша жизненный опыт и сведения об окружающем мире еще невелики и, следовательно, у него еще не может быть избирательного отношения к окружающим предметам и явлениям.

Мы постепенно вводим ребенка в тот мир, в котором мы живем: знакомим его с явлениями природы, с животным и растительным миром, с предметами нашего быта, читаем ему книжки, рассказываем сказки — все это расширяет кругозор ребенка, развивает его любознательность, познавательные интересы. Мы с нетерпением ждем того момента, когда ребенок обратится к нам с вопросами: «Почему?», «Что это такое?», «А это что?»
Когда это случается? Чаще всего «почемучками» дети становятся в возрасте 5—6 лет. Некоторые дети начинают задавать вопросы немного раньше. «Почему?» и другие вопросы связаны с развитием познавательных интересов. Они проявляются у ребенка на каждом шагу: на прогулке, во время игры, при рассматривании картинок и в других случаях. Долг взрослого не оставлять без внимания ни одного вопроса ребенка, доступно объяснить ему то, о чем он спрашивает.
Развитие познавательных интересов ребенка находится в тесной связи с особенностями его внимания.
Внимание маленького ребенка отличается неустойчивостью. Ребенок не может в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете. Его взор переходит с одного предмета на другой, «блуждает».
Поэтому важно научить ребенка сосредоточенно рассматривать картинки, уметь наблюдать за одним только предметом или явлением, выделять его из окружающих предметов, сравнивать этот предмет с другими, находить в них сходство и различия.

Приучаясь быть внимательным, наблюдательным ребенок, несомненно, станет любознательным, будет стремиться  еще больше узнать об окружающем мире.
У детей (иногда уже у трехлетних) можно отметить и устойчивый интерес, и склонность к определенным занятиям. Для одних ребят любимым занятием является рисование, другие могут долго наслаждаться музыкой, любят петь и танцевать, третьи интересуются литературными произведениями — сказками, рассказами, стихами и сами с увлечением читают стихи и рассказывают сказки, четвертые могут подолгу возиться с деревянным  или металлическим конструктором, интересуются машинами всевозможных марок.

Кик правило, подобные устойчивые интересы в дошкольном детстве возникают не сами по себе, а лишь в тех случаях, когда среди окружающих взрослых у ребенка есть достойный пример для подражания. Дети жадно заимствуют впечатления из внешней среды. Некоторые явления жизни поражают воображение детей и вызывают у них реакцию подражания. Сначала ребенок копирует деятельность близких людей, а с возрастом у него развивается устойчивый и самостоятельный интерес и склонность к определенному виду деятельности.
Если спросить ребенка, кем он хочет быть, то, в зависимости от возраста, можно получить разный ответ: пожарным, милиционером, генералом, доктором, инженером, учителем, летчиком, космонавтом. Так могут ответить и разные дети, и один и тот же ребенок в разные годы жизни. В этом нет ничего удивительного. Все ново, все интересно, все увлекает ребенка. Нет лишь одного — осознания, сколько труда нужно затратить, чтобы приблизиться к заветной цели.
С момента поступления в школу интересы ребенка существенно изменяются — они становятся более устойчивыми и разносторонними. Познавательные интересы теперь смыкаются с учебными интересами. Возникает общий интерес к учению. Он довольно сложен и опосредован.

Дошкольник проявлял живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимало, доставляло удовольствие, действовало на воображение и чувства. Учебные занятия в школе не всегда представляют для ребенка непосредственный интерес. Ребенок узнает, что необходимые для усвоения предметы, оказывается, не такие уж легкие, что требуются значительные усилия, чтобы ими овладеть. Стимулом к учению для младшего школьника является похвала учителя или родителей, одобрение товарищей, а также хорошая отметка.
Для подростка и старшего школьника этого мало: они стремятся осознать свое положение как ученика, для чего они учатся, как можно применить полученные знания на практике. Если учащиеся не могут удовлетворить свою любознательность в пределах школьной программы, то, естественно, интерес к учебным предметам гаснет и на уроках воцаряется скука.
Но можно повысить интерес к учебным предметам во внешкольное время: в различных научных кружках, на станциях юных техников и юных натуралистов, в краеведческих и туристских походах, а также в художественной самодеятельности. Практика внешкольного чтения научно-популярной литературы и занятий в различных кружках показала, что такие занятия способны намного повысить интерес к тем школьным предметам, которые ученикам казались скучными.

Скука — враг всякой воспитательной и учебной работы — бесследно исчезает, когда руководители кружков рассказывают о новейших открытиях в области физики, химии и биологии и других наук, когда сообщают новое о кибернетических устройствах и вычислительных машинах, о полезных ископаемых края или других районов страны.
Каждого человека надо задеть за «живинку», т. е. за ту «струну», которая может заставить звучать весь «инструмент» — личность. Иными словами, надо подобрать ключ к такой потребности человека, зажечь такой интерес, который бы наилучшим образом отвечал способностям и склонностям человека к определенному роду деятельности.
У некоторых учащихся нет ясно выраженного интереса к одному учебному предмету и ни к какому роду деятельности. Часто такие учащиеся до последнего класса школы так и не определяют своей дальнейшей перспективы, не знают, на какое производство пойти пли какой вуз выбрать. Чаще всего это происходит, если родители и педагоги не ставят перед школьниками вопроса о их будущей деятельности.

Учителя не всегда отчетливо раскрывают перед учащимися глубокое содержание изучаемого предмета и не четко разъясняют роль, которую играет этот предмет в процессе познания природы и общества и в практической деятельности. Отсюда  неудовлетворенность избранной профессии или профилем вуза, который избрал ученик старшего класса.
Поэтому профессиональной ориентации учащихся школа должна уделять серьезное внимание; учащихся нужно предварительно ознакомить с разными видами груди и разными типами профессий. Таким путем можно воспитать у ребят устойчивые интересы к определенным учебным предметам и развить склонность к определенным видам деятельности.
В склонности к деятельности — рисованию, техническому конструированию, игре на музыкальном инструмент, к чтению художественной литературы и к любым видам труда — всегда проявляется интерес личности к определенному предмету.
Однако  по склонности не всегда можно судить о способностях личности к определенным видам деятельности.

У способностей другие биологические и общественные основы. Каждая способность складывается из различных компонентов, т. е. составных частей. Например, для развития музыкальных способностей необходимы различение высоты звуков, ладовое чувство, ритм, музыкальная память и мышление. В технических способностях существенную роль играют пространственное воображение, т. е. умение представить себе детали различных механизмов в состоянии покоя и в движении, знание энергетики и учения о сопротивлении материалов, техническое мышление.
Однако любая способность развивается только в деятельности. Следовательно, для развития способностей необходимы устойчивый интерес к определенному предмету и любовь к труду как важнейшие предпосылки для овладения этим предметом.