Технические способности и личность
14.01.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Технические способности

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТЬ

Как же развивать те качества психики, которые являются предпосылками развития технических способностей детей? Тут нужны задания разнообразного типа. Они могут быть использованы в семейной обстановке и содействуют как развитию пытливости, любознательности, самостоятельности в решении задач, так и росту интереса к технике.

Можно давать разные задания ребенку уже в дошкольные годы. Нередко уже старшим дошкольникам родители покупают конструктор-строитель упрощенного типа. Дети пробуют что-то собирать из деталей. Пока у них что-то получается, они продолжают испытывать интерес, повторные же неудачи гасят их стремления заниматься с конструктором. Очень важно давать детям правильные задания. Они развивают их пытливость, формируют вдумчивое отношение к деталям при сборке конструкции.

Мы знаем, что родители, занимаясь с детьми, обычно делают так: сначала построят конструкцию, а потом предлагают ребенку повторить. Иными словами, ребенку предлагают заранее готовый образец, на котором хорошо видно, из каких деталей он выполнен (кубики, пирамиды, удлиненные бруски и т. д.).

Интересные опыты психологов А. И. Миреновой и А. Р. Лурия с детьми-дошкольниками показали, что очень многое в развитии их конструктивных умений зависит от того, каков характер задания, которое перед ними ставят.

Дошкольникам в качестве строительного материала были даны различной формы кубики, пирамиды и т. п. Сначала детям предложили строить конструкцию из розданного материала по готовому образцу. Когда они взялись за выполнение работы, то не очень вдумывались в задание и не пытались разбираться в деталях конструктора. Дети лишь следовали готовому образцу и делали это неточно. А вот когда им был предложен образец иного типа (он давал лишь представление об общем виде сооружения, так как отдельные части не были на нем видны), то дети начали пытливо разбираться в заданной им модели: стали искать, из каких же деталей она состоит. Такие задания помогали не только развитию конструктивных умений дошкольников, но и содействовали росту их наблюдательности и внимания.

Поэтому родителям надо продумывать те задания, которые они предлагают ребенку в то время, когда он что-то конструирует, строит. Надо, чтобы эти задания будили творческую мысль ребенка, заставляли его искать нужное решение, при этом не слишком трудное, и приводили его к необходимости попробовать несколько комбинаций.

Мы знаем, что младшие школьники не только очень любят технические игрушки, но и занимаются техническими поделками. Они строят из пластилина, глины, щепочек, дощечек модели автомобилей, самолетов, ракет. Но если семи-восьмилетние дети строят такие модели, которые передают лишь внешний вид механизма, то дети 9—10 лет стремятся строить модели уже с действующими деталями.

Сейчас появилось достаточно много наборов конструкторов; в них имеются хорошие детали, и они допускают достаточно разнообразное сочетание их, так что дети могут сделать различные схематические образцы разных механизмов. При некоторых конструкторах имеется подробное перечисление технических заданий, которые можно выполнить при помощи имеющихся деталей.

Родителям следует ознакомиться с перечнем заданий в конструкторе и расположить их по степени нарастания трудности. Зная возможности ребенка, родители должны последовательно, начиная с самых легких заданий, предложить ему сделать образцы машин.

Но ребята хотят делать не только схематические образцы механизмов, которые можно создать из деталей конструкторов, но хотят делать и модели, очень похожие на действительные машины.

Когда дети начинают делать модели самолета, ракеты, автомобиля, подводной лодки, необходимо, чтобы родители показывали им изображения различных типов самолетов, автомашин, кораблей. Это существенно для развития их наблюдательности. Дети должны не просто замечать разницу между различными типами машин, но должны стараться увидеть, в чем именно эта разница заключается, чему служит назначение той или другой части. Конечно, такие изображения не должны быть слишком сложными. Хорошо, когда родители предлагают юному технику изобразить на бумаге то, что он собирается построить. Важно с ним поговорить по поводу этого рисунка, расспросить его, как он думает осуществить свой замысел, указать ему на то, что в его рисунке неясно и непонятно. Это поможет ребенку лучше представить себе свою задачу.

Развитию технической наблюдательности детей следует уделять серьезное внимание. И в семье это сделать совсем не трудно.

Восприятие человека, как показывают исследования психологов, поддается широкому развитию и перестройке. Человек может научиться видеть, замечать те детали и свойства предметов, которые он ранее упускал; может научиться воспринимать более умно, более осмысленно, делать воспринятое объектом своих размышлений и сопоставлений.

Повседневно школьники наблюдают за различными механизмами и приборами: и во время производственных экскурсий, посещений выставок, прогулок по городу, и при показе кинохроники, при просмотре журналов. Сталкиваясь с механизмами, машинами, технологическими процессами, которые не связаны с изучаемым ими в школе материалом, многие учащиеся воспринимают их в целом в очень общем виде. Они не умеют выделить существенные элементы механизма, отчетливо понять отличие принципов работы одной машины от другой, а между тем важно, чтобы у ребят вместо общего впечатления от производственных процессов отдельных механизмов сформировалось расчлененное восприятие. Нужно, чтобы они научились видеть элементы машины, способы соединения ее частей, существенные отличия одной машины от других, определяли принципы ее работы.

Родители могут содействовать развитию такого расчлененного восприятия у школьников, если они будут подробно расспрашивать детей, что же они видели на производственной экскурсии или выставке. И важно, если дети знают, что и в следующий раз родители так же подробно будут расспрашивать их об увиденном. Дети будут наблюдать уже по-новому, потому что перед ними возникает уже определенная задача наблюдения и осознание того, что они должны дать себе отчет в своих наблюдениях, чем интересен такой-то прибор или машина, какие новые элементы, в сравнении со знакомыми механизмами, удалось заметить, чем отличается данная конструкция по своему виду от уже известных.

Важно пробудить в школьнике любознательность, и в этом отношении роль родителей может оказаться очень активной.

Отец рассказывает, как сын в детстве попросил его купить игрушку — паровое судно. Отец оттягивал покупку и вместе с тем наталкивал сына на мысль о том, что он сам может построить модель парусной лодки. Сын с жаром взялся за дело, и скоро с небольшой помощью отца модель были готова. Но пущенная на воду, она перевертывалась. «Почему это?» — спросил сын. Отец объяснил, что, для того чтобы построить лодку, надо знать законы механики и разбираться в чертежах. Сын стал внимательно вглядываться в рисунки и чертежи кораблей. Повысился в связи с этим его интерес и к черчению и к физике.

Через некоторое время он построил новую модель, а затем еще ряд моделей. Знакомство с рисунками кораблей повысило его требовательность к себе. Теперь его модели не перевертывались... Интерес сына к флоту отец сумел связать с его занятиями по истории. Сын читал с удовольствием книги о морских сражениях, он заинтересовался военной историей. В старших классах сына всерьез заинтересовали законы судостроения, он хорошо знает историю русского флота, начитан.

Отец этого мальчика не инженер, и потому он не может помочь сыну в выборе книг, а также при обсуждении его проектов, которыми он всегда с отцом делится. Но отец держит связь с учителем физики, он познакомился с членом родительского комитета — инженером-судостроителем и через них направляет дальнейшее развитие интересов сына.

Отец справедливо считает, что самое важное заключается в том, что ему удалось правильно направить любознательность сына.

Говоря о предпосылках развития технических способностей школьника, нельзя забывать и о значении знаний по физике и математике. Конечно, само по себе наличие таких знаний никак еще не стимулирует технического творчества — для этого нужна глубокая заинтересованность школьника в построении достаточно сложных моделей, увлеченность творческой работой в этом направлении. Однако серьезные пробелы в физике и математике очень мешают техническому творчеству учащихся и ограничивают проявления технических способностей.

Ученик VIII класса, который мог себе хорошо представить будущую модель, и уверенно работать с любым инструментом, оказывался совершенно беспомощным, когда ему приходилось делать довольно простые расчеты передач или надо было вывести несложную формулу работы механизма и т. д. Всякую конструкцию он стремился сделать так, чтобы избежать расчетов. Это, конечно, привело к тому, что он не смог изготовить даже несложной модели, а на уроках физики не мог вывести ту или иную формулу.

Выяснилось, что у этого ученика были очень серьезные пробелы в знаниях по математике за V и VI классы. И это обстоятельство резко ограничивало его возможности при творческой работе по моделированию. Лишь в результате основательной работы над азами математики и проработки материала по физике за прежние годы ему удалось преодолеть те препятствия в работе над техническими поделками, которые вызывались серьезными пробелами в его знаниях.
Надо развивать технические способности школьников, и родители могут во многом помочь детям в этом деле.