Воспитание потребностей
11.08.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Развитие потребностей и интересов

ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Ребенок, растущий и воспитывающийся в семье, невольно становится центром внимания. Маленькое и беспомощное существо, естественно, вызывает любовь и заботливое отношение родителей, старших братьев, сестер и других членов семьи. Умения малыша охотно демонстрируют гостям, отмечая его достижения и «необыкновенные» способности: он так хорошо знает стихи, понимает пение и музыку и даже пытается танцевать под музыку.

Такое обращение с ребенком может породить в нем повышенную требовательность к окружающим его людям. Под влиянием постоянных похвал и восторгов взрослых ребенок стремится быть в центре внимания, пользоваться непрестанной заботой родных, настаивает на том, чтобы каждая его просьба исполнялась немедленно, чтобы все лучшее отдавалось ему.
В результате такого воспитания у маленького ребенка развивается эгоцентризм (стремление быть в центре внимания семьи, общества). Эгоцентризм сочетается с эгоизмом (себялюбием), который проявляется в том, что у маленького ребенка на первом плане стоят его личные потребности, и он не желает считаться с нуждами других членов семьи.
Эгоцентризм и эгоизм у ребенка чаще развиваются в таких семьях, где растет единственный ребенок, но может быть и у ребенка из многодетной семьи, если родители и старшие члены семьи забывают о золотом правиле воспитания — соблюдать в проявлении любви к ребенку известную меру, не превращать его в кумира семьи, а стараться развить в нем ответное чувство любви к окружающим и заботу о них.

Всегда ли следует удовлетворять любые потребности и нужно ли поощрять рост всяких потребностей? Нет, не всегда. И не всякие потребности нужно удовлетворять. Если не соблюдать должной меры, то всякая положительная потребность может превратиться в отрицательную.
Некоторые родители наивно полагают, что главная их обязанность удовлетворить основную потребность ребенка в пище. Так они и понимают сущность «воспитания» как вскармливания. Не говоря уже о грубой ошибке, допускаемой таким толкованием воспитания, неумеренное вскармливание ребенка ведет к отрицательным результатам. Это выражается не только в том, что у ребенка нарушается правильное пищеварение, и развивается склонность к обжорству; оно влечет за собой и более серьезные последствия, отражающиеся на всей жизни человека.
В «Книге для родителей» А. С. Макаренко приводит такой пример: мать заставляет своего сынишку Жору выпить уже ненужную ему дополнительную порцию молока.
«Жора смотрит с презрением на чашку молока. Жора сыт. Но мать говорит Жоре:
— Кошка хочет съесть молоко. Кошка смотрит на молоко. Нет! Кошке не дадим! Жора скушает молоко! Пошла вон, кошка!» Жора не может, конечно, допустить, чтобы молоко съела кошка, и сам через силу пьет его. «С таких пустяков начинается эгоист»,— заключает А. С. Макаренко.

Мы обратили внимание родителей на такую органическую потребность, как еда, так как это — одна из основных потребностей человека в течение всей жизни, и от ее развития и воспитания зависят многие черты поведения и характера будущей личности. На этом оселке оттачиваются такие качества личности, как умение управлять своими желаниями, готовность поделиться с другими тем, что имеешь — пищей и лакомствами, или же, напротив, может развиться тупое равнодушие к чужим потребностям и страданиям, непомерная жадность и эгоизм.
К таким же результатам можно прийти и при чрезмерном удовлетворении других потребностей ребенка, например потребности в игрушках.
Используя игрушки как средство умственного воспитания ребенка, родители нередко задаривают малыша игрушками и превращают его детский уголок или комнату в магазин игрушек. В результате у ребенка развивается жадность: он не довольствуется ни одной новой игрушкой, они быстро ему надоедают, и он требует все новых и новых, норовит забрать и чужие игрушки. В таких случаях родители изумляются: откуда, мол, в ребенке развились такие черты «агрессора» и «собственника»? Они не подозревают, что сами своим неразумным воспитанием способствовали развитию таких отрицательных черт.

Мы не случайно обращаем внимание родителей на процесс развития и воспитания потребностей ребенка в раннем возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются все будущие качества личности.
Весьма легко приучить ребенка заниматься гимнастикой. Когда он совсем маленький, родители проводят с ним пассивную гимнастику, когда ребенок уже способен активно и самостоятельно передвигаться, он охотно делает гимнастику, подражая отцу или матери. Когда ребенок станет достаточно самостоятельным, эта потребность в физических упражнениях укоренится в нем прочно, а еще позже на ее основе разовьется потребность в занятиях спортом.

Одновременно важно развить в ребенке потребность в гигиеническом содержании тела. Вначале ребенка умывают и моют взрослые, но постепенно его приучают самостоятельно пользоваться мылом, зубным порошком и зубной щеткой. Эти процедуры при постоянном повторении становятся привычными, т. е. превращаются в потребность ребенка. Ребенок уже не сядет за стол с невымытыми руками, не ляжет спать, не почистив зубы.
Гигиенические привычки к содержанию тела в чистоте распространятся также на содержание в чистоте одежды и обуви. Постепенно ребенок приучится быть всегда аккуратно и чисто одетым и немедленно устранит всякую неопрятность, если она вызвана случайными обстоятельствами.
Привыкнув к опрятности, ребенок, естественно, начинает следить и за гигиеническим содержанием квартиры, мебели, посуды и вообще всего в доме, охотно стирает пыль с книг и книжных полок, радиоприемника и телевизора, с музыкальных инструментов.
Психологическая наука установила такую закономерность: перенос навыков из одной области деятельности в другую.
Что это значит?
Когда ребенок овладевает навыком чтения на родном языке, он значительно легче усваивает навык чтения на иностранном языке. Подобным же образом «переносятся» или распространяются и привычки. Так, привычка к физической чистоплотности чаще всего настраивает личность и на моральную чистоплотность, на сопротивление всякой грязи и мерзости, сохранившейся во взаимоотношениях некоторых людей.

С малых лет в ребенке важно воспитывать чувство коллективизма, чувство солидарности с членами семьи и любого детского коллектива (детских яслей, детского сада, школы). Ребенок постепенно привыкает к мысли, что он только частица своей семьи или детского коллектива, что не только он, но и другие члены коллектива должны пользоваться вниманием и заботой окружающих, и сам он по мере своих сил должен помогать им и заботиться о них так же, как заботятся о нем. Такое отношение ребенка к коллективу вырабатывает важнейшую общественную потребность в коллективной солидарности.
Воспитать такую солидарность нетрудно, если родители будут равномерно распределять свою заботу между всеми членами семьи, не отказывая и самим себе в необходимом. Неправильно поступает мать, отказывая себе в покупке платья или туфель, чтобы купить их моднице-дочери, или отец, просиживающий ночи над сверхурочной работой, чтобы купить сыну ко дню рождения велосипед. Такое поведение родителей принимается нередко детьми как должное и не вызывает у них никаких других чувств, кроме черствости и равнодушия. Больше того, если родители не сумеют угодить таким детям, то в ответ они или слышат несправедливые упреки, или видят разнообразные капризы. Недаром А. С. Макаренко утверждал, что «капризы потребностей — это капризы-насильников».

Всякое неумеренное удовлетворение потребностей ребенка приводит лишь к повышению его требовательности к родителям. Эта требовательность детей может, в конце концов, перерасти возможности родителей, отказ от удовлетворения какой-нибудь потребности вызывает бурный протест избалованного ребенка, а подростка может толкнуть даже на совершение бесчестного поступка. Анализ причин многих правонарушений несовершеннолетних показывает, что их чаще всего совершают подростки, не получавшие с детства отказа в удовлетворении любых своих потребностей.
Вот почему важно разумное воспитание потребностей, вот почему важно поощрять и развивать лишь те потребности, которые способствуют нравственному совершенствованию формирующейся личности.
Таково воспитание потребности - трудиться ради общего блага, воспитание любви к труду. Это воспитание начинается с малых лет с трудовых действий, посильных ребенку.
Двухлетний малыш с радостью подаст домашние туфли отцу, пришедшему с работы, если это вменяется ему в обязанность. Ребенка постарше можно приучить к более сложным обязанностям — приготовить стол к обеду, а затем помогать мыть, вытирать и ставить в шкаф посуду, поливать комнатные цветы, убирать постель, чистить свою обувь и одежду. В сельской местности дети старшего дошкольного возраста хорошо помогают взрослым в сельскохозяйственных работах, в поле, на огороде, ухаживают за домашними животными. В городе дети того же возраста ухаживают за зелеными насаждениями, за цветами на газонах и клумбах.

Совершенно недопустимо, как это делают некоторые сердобольные матери, убирать постели за взрослыми детьми. Такая «жалость» — вредное чувство, развивающее в детях расхлябанность и разболтанность. Они не приучаются к самообслуживанию — они уверены, что все за них сделает мать.
Детство — пора повышенной жизнедеятельности и активности ребенка. Первоначально эта активность проявляется в игре, постепенно в эту игру вносится элемент труда. Дети бывают необыкновенно рады и горды, если они хоть в чем-нибудь могут помочь взрослым. Этой потребностью ребенка в труде следует разумно воспользоваться, чтобы постепенно воспитать у него привычку трудиться без всякого принуждения и развить у него самостоятельность.
Все хорошо знают, что дети, приученные к труду с малых лет, легко справляются со школьными заданиями. В то же время их сверстники, не получившие с детства трудовых навыков, привыкшие к постоянной помощи взрослых, не в состоянии самостоятельно справиться с простейшими заданиями в школе. Они постоянно нуждаются в подсказках родителей, в их систематической помощи.

Такая беспомощность детей вполне понятна. Психологическая наука доказала, что любая способность человека развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками ни обладал человек от природы, в способности они могут развиться только в процессе труда.
В процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных трудовых операций. Все это развивает волю ребенка, укрепляет его внимание и память. Каждая деятельность нуждается в осмыслении, в известном расчете, предвидении результатов труда, в догадке и сообразительности.
Понаблюдайте, с каким старанием дети (особенно дошкольники) возводят постройки из глины, песка, камней и кирпичей или сооружают разные машины из деревянного и металлического конструктора, сколько инициативы и изобретательности вкладывают они в свой труд, и вы убедитесь в том, как важно систематически натравлять внимание ребенка на разные виды деятельности. Это пойдет на пользу его общего развития.
У детей, приученных к труду, неизбежно возникает устойчивая потребность в учении, в чтении книг, в практических занятиях в различных научных или технических кружках. Эта потребность в знании, в непрестанном повышении своего интеллектуального уровня и непрестанном расширении кругозора достойна всяческого поощрения.
Если в отношении органических, материальных потребностей необходима разумная мера и сдержанность, чтобы не развить в ребенке отрицательных моральных черт, то в отношении духовных потребностей не должно быть никаких ограничений. Так же как мы воспитываем в детях отношение к труду, как к важнейшей жизненной потребности, необходимо воспитывать в них и потребность в непрестанном накоплении знаний. Целесообразно начинать воспитывать эту потребность уже у детей дошкольного возраста, когда весь мир представляется ребенку неизведанным и таинственным.

Если в ребенке целенаправленно воспитывалась любознательность, это качество сохранится у него в течение всей жизни и обогатит его множеством чудесных переживаний.
Не всякий труд приятен. Мытье полов или даже мытье посуды не доставляет особого удовольствия ребенку. Однако осознание того, что этот труд необходим, что он помогает матери, доставляет ребенку большое удовлетворение. Серьезную ошибку допускают родители, наказывающие детей трудом. Разбил подросток случайно футбольным мячом оконное стекло, следует наказание: «Пойди и убери за это мусор во дворе». Принесла девочка «двойку» по географии, мать приказывает: «За такие «успехи» перемой всю посуду». В подобных случаях обычный труд, всегда охотно выполнявшийся ребенком, вызывает у него отрицательное отношение. При частом применении подобных «средств» наказания можно выработать у детей только отвращение к труду.

Нечто подобное может произойти и в тех.случаях, когда ребенка принуждают к учению вместо того, чтобы пробудить в нем потребность в самостоятельном овладении знаниями. Программы школьного обучения и учебники не всегда способны удовлетворить насущную потребность ребенка в знаниях.
Очень часто бывает так. После того как ребенок научился хорошо и быстро читать, он нередко предпочитает заимствовать знания из обширной научно-популярной литературы и из фантастических романов. При этом для приготовления уроков времени у него иногда не остается, оценки школьных успехов снижаются. В результате и возникает отрицательное отношение ребенка к учению в школе.

Этого можно избежать. Надо только помочь ребенку так распределить время, чтобы внеклассное чтение не мешало, а способствовало усвоению школьной программы. Занимательные книги по математике, физике, химии, биологии и другим предметам могут в этом отношение помочь школьному обучению и даже превзойти его по объему знаний. Потребность ребенка в знаниях будет удовлетворена, будут развиваться и мыслительные способности.

В культурном развитии личности большую роль играет эстетическое воспитание. С малых лет в ребенке надо воспитывать любовь к красоте и чувство прекрасного, обращая внимание на богатство и разнообразие красок, звуков и форм, встречающихся в природе. Постепенно его можно научить воспринимать, понимать и ценить красоту художественных произведений разных видов искусства - литературы, живописи, скульптуры, музыки, танца, театра и кино. Благодаря радио и телевидению почти все эти виды искусства доступны массам.
Когда вы знакомите детей с произведениями искусства, учитывайте особенности возраста и общего интеллектуального развития — это важная психологическая закономерность. При этом нужно не только развивать в ребенке потребность в наслаждении красотой произведений искусства, но и стимулировать склонность к творчеству, поощрять интерес к рисованию, пению, лепке, игре на музыкальном инструменте, к танцам, художественному чтению.

Важно определить склонности ребенка к тем или иным видам художественной деятельности и поддержать и нем вспыхнувший огонек творчества.
Есть такая область искусства, которая доступна всем, — это художественное чтение. К сожалению, школа не может уделять художественному чтению достаточно много внимания. Все учащиеся осваивают технику чтения, но не все овладевают искусством художественного чтения, без которого красоты художественной литературы остаются кладом за семью печатями. Многие школьники читают стихи и прозаические отрывки крайне невыразительно. Это означает,  что красота и смысл этих произведений до читателей не дошли. Отсюда может возникнуть нелюбовь к систематическому чтению художественной литературы даже у многих взрослых людей, даже у таких, которые в специальной области знаний достигли совершенства.

Занятия в кружках художественного чтения в школах, дворцах пионеров, прослушивание художественных произведений по радио, телевидению, исполняемых мастерами слова, могут развить достаточно высоко технику чтения детей.

Родители и педагоги должны неуклонно следить за тем, чтобы у детей развивалась потребность в чтении художественной литературы.
Книга остается неизменным другом и спутником человека в течение всей его жизни, непрестанно обогащая ею духовный мир. Она привлекает внимание ребенка к героям, жизни выдающихся деятелей истории, ученых, литераторов, работников искусства. Их примеры воспитывают в детях потребность в высоконравственном общественно полезном поведении.
Дети дошкольного возраста охотно выполняют различные общественные обязанности: как члены санитарных комиссий, они следят за чистотой рук, лица, ушей своих сверстников, дежурят по столовой, помогают старшим. В школе дети дежурят в классе, работают в редколлегии, спортивных, технических кружках.

Развиваясь, общественная активность становится потребностью личности.
Мы рассмотрели различные виды потребностей и видим, что к ним должно быть разное отношение. Одни потребности нужно развивать, другие — ограничивать, третьи — подавлять.