Хорошие и плохие сочинения
01.12.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

В мир прекрасного

ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ СОЧИНЕНИЯ

Вопрос «как быть?» нередко встает и перед учителем. Вот перед ним стопка тетрадей с сочинениями пятиклассников на свободную тему. Работы проверены, оценки поставлены, но учитель неспокоен. И ошибок не так уж много, некоторые ученики написали и вовсе без ошибок. В чем же дело? Что не удовлетворяет учителя, о чем он задумался?
А думает он о том, что за формальным благополучием сочинений его учеников скрывается их глубокое равнодушие к тому, о чем они писали. Лишь в четырёх - пяти сочинениях есть что-то свое — свои мысли, наблюдения, живые, меткие слова. Остальные сочинения как две капли воды похожи одно на другое, хотя писали их учащиеся, казалось бы, вполне самостоятельно. С небольшими изменениями дети примерно одними и теми же словами скучно писали о таком веселом и ярком времени года, как весна, когда каждый день дарит нам что-то новое, открывает новую радость — верба распустилась, прошумел ледоход на Москве-реке, появились первые крохотные листочки на деревьях.
Но большинство учеников писали не о том, что они видят, а о том, что они знают о весне еще из начальной школы, из книг для чтения II—IV классов. Поэтому-то так и похожи их сочинения. Возьмем для примера одно типичное сочинение пятиклассника Миши Д.

Весна

Наступила долгожданная весна. Дни стали длиннее, а ночи короче. Ярко светит солнце. Небо голубое. Снег растаял, и потекли ручьи. Из теплых стран прилетели птицы и поют свои песни. Зеленеет травка, и распустились цветочки. Деревья надели свой зеленый наряд. А ели и сосны не сменили свой наряд. Люди сняли зимнюю одежду, а ребята бегают в школу без пальто. Весной ребята пускают кораблики, играют в салки и классики. Весна вступила в свои права. Хорошо весной!


Сочинения такого типа написало большинство учащихся класса. Двадцать учеников назвали весну «долгожданной», пятнадцать человек отметили, что весна «вступила в свои права». Почти все учащиеся указали на то, что деревья надели «зеленый наряд» («весенний наряд»). Никто не забыл сказать о том, что изменились игры ребят («пускают кораблики», «играют в классики» и т. д.). То же самое писали школьники о весне и в IV, в III, и даже II классе.
Но вот перед нами сочинение Люды С., ученицы того же V класса. Оно еще очень несовершенно, но радует своеобразием. Девочка описала то, что она сама видела, и сочинение получилось конкретным и живым. Вот оно.

Весна

Весна. Уже пестреют клумбы. Цветы подняли головки к солнцу, а оно смотрит на них, улыбаясь, и светит еще ярче. Проказник-ветер играет с облаками: то закроет ими солнце, то сделает все небо голубым, то вдруг сетку капрона на него натянет, то сотрет след самолета. Тронул ветерок у дерева верхушку-чубчик и убежал. А какая березка красивая! Русская красавица надела зеленое платье, подвесила сережки, встала с сестрами в рядок и красуется. Стоит она на зеленом паркете травы, стройная, кудрявая, веселая. Но и елочки не хуже! Как темно-зеленые свечи стоят они.
Листочки-лапки рябины высунули из почек пальчики. А это что за дерево? Листьев нет, а желтые пухлые букетики цветов разбрелись по веточкам, как цыплята. Ведь это клен цветет!
На нижней ветке лиственницы брошка виднеется —  розовая шишечка, похожая на малину. А что жужжит у меня над ухом? Первая оса. Она уже собирает пыльцу с первых цветов. На цветок села первая бабочка — устала, бедная, отдыхает. Вот мы и пришли на Ленинские горы. Какие здесь толстые деревья — не обхватишь! Им, наверное, уже сто с лишним лет. Впереди панорама Москвы. С крутого холма видна почти вся Москва. А внизу река синей лентой проплывает вдаль.

Люда написала сочинение по своим собственным наблюдениям и нашла точные и образные слова для описания. Прочитав сочинение Люды, мы не только понимаем, о чем писала ученица, но и наглядно представляем себе те картины и образы, которые она упоминает. Девочка заметила все самое главное, самое характерное. Прочитав ее описание деревьев, уже никак не спутаешь березу с рябиной или кленом. Крошечные «листочки-лапки» спрятаны в почках на рябине, высунув пока только свои «пальчики». Хороша березка в «зеленом платье», в «сережках», «стройная», «кудрявая», «веселая».
Образное описание весны удалось Люде потому, что она не просто смотрит вокруг себя, но и видит, т. е. воспринимая — мыслит: анализирует, сравнивает, сопоставляет, воспроизводит то, что знала, видела, читала, слышала раньше. Поэтому Люда легко находит слова для точного и образного описания. Березка в описании Люды воспринимается нами в образе стройной девушки. Сравнение травы с «зеленым паркетом» подчеркивает праздничное настроение, и кажется, что молодая красавица закружится сейчас в танце.
Нельзя не согласиться с тем, что предложение «уже пестреют клумбы» более удачно, чем предложение «уже распустились разноцветные цветы на клумбах». Оно и короче и выразительнее. Словосочетание «пестреют клумбы» емкое, оно показывает и то, что на клумбе есть цветы, и то, что они разного цвета, и то, что цветы распустились. Сочинение Люды оживляют и делают динамичным олицетворения. «Проказник-ветер» — это живое существо в ее сочинении. Он «играет с облаками», «закрывает солнце», изменяет цвет неба, «стирает» на небе след самолета, «трогает» верхушку дерева и не просто верхушку, а «верхушку-чубчик». И в нашем воображении дерево кажется уже не деревом, а тоже живым существом, может быть, мальчишкой с «чубчиком», мимо которого проказник-ветер не может пройти равнодушно.
В сочинении Люды выражены ее эстетические чувства и ее эмоциональное отношение к тому, что она описывает. Она любуется красотой весеннего обновления природы, она радостно удивляется («А это что за дерево?.. Да ведь это клен цветет!») и сочувствует («устала, бедная» — пишет она о первой бабочке, опустившейся на цветок).

С Людой никто специально не занимался, она не посещает литературный кружок, не пишет стихов. Чем же объяснить, что в одном и том же классе учатся и такие подростки, как Люда, и такие, как Миша? Почему для некоторых детей окружающая природа полна прелести и очарования и они способны поэтично ее описать, а другие эстетически не отзывчивы, воображение их бедно, и они затрудняются подобрать нужные слова и словосочетания для описания?
Короче говоря, почему одни дети проявляют некоторые литературные способности, а другие их не проявляют? Что такое литературные способности и можно ли их развивать? На эти вопросы мы и постараемся ответить.