Первые занятия
17.12.2009
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Все ли могут овладеть черчением

ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Начните занятия с детьми, которым предстоит через год идти в школу, с обучения их умению проводить четкие и ровные линии заданной длины и направления. Для этого потребуется тетрадь в клетку и хорошо отточенный карандаш.
Предложите своим ученикам проводить по клеткам линии, постепенно увеличивая их длину на одну клетку. Пусть первая линия будет длиной в одну клетку, вторая - в две и т. д. При этом они должны строго соблюдать определенные правила.

Первое правило.
Приступая к проведению линии, ученик должен каждый раз точно знать, какой длины (в клетках) будет эта линия, и заранее отмечать в тетради при помощи точек ее начало и конец. Соблюдение этого правила будет, с одной стороны, облегчать на первых порах выполнение упражнения, с другой стороны, при этом будут вырабатываться элементарные навыки планирования работы.

Второе правило. Каждую линию надо проводить не отрывая карандаш от бумаги.

Третье правило. Все горизонтальные линии надо проводить слева направо, а вертикальные — сверху вниз.

Организуя занятия детей, последите за тем, чтобы задания усложнялись постепенно. Также постепенно вводите и новые задания. Например, покажите ученикам, как проводить горизонтальные   линии. Пусть он проведет несколько горизонтальных линий разной длины. После этого перейдите к вертикальным линиям.
Теперь объедините в одном упражнении оба вида линий. Для этого предложите ребенку провести, одну под другой пять горизонтальных линий в одну, две, три, четыре и пять клеток. После этого пусть он опустит из концов каждой линии на следующую вертикальные линии. Получится лесенка, изображенная на рисунке 1.


Если с этим упражнением ребенок справился, можно предложить ему начертить по пять вертикальных и горизонтальных линий равной длины (по пять клеток). Если и это получилось, пусть он перейдет к выполнению заданий, в которых требуется проводить наклонные линии.
Образец такого задания показан на рисунке 2.


рис.1 рис.2 рис.3


Использование всех видов линий (горизонтальных, вертикальных и наклонных), изученных в ходе таких занятий, позволит детям выполнять по клеточкам несложные рисунки (рис. 3). Более подготовленным ученикам можно предложить несложные орнаменты. Образец такого орнамента показан на рисунке 4.

Можно еще несколько усложнить задачу. Пусть ребята попробуют рисовать не по клеткам, а по точкам. Точки вы должны заготовить заранее. На образце (рис. 5) наносится рисунок. Задача состоит в том, чтобы его скопировать.
Эта задача требует достаточно развитого у ребенка внимания и глазомера. Не обязательно ребята должны копировать только ваши рисунки. Пусть они сами их придумывают и дают друг другу. Можно даже устроить игру: кто придумает более сложную и интересную фигуру и поставит противника в тупик? В процессе такой игры будет тренироваться воображение ребят, их фантазия.
Это все игра. Но можно предложить и практическую задачу: уменьшение и увеличение рисунков при помощи клеточек. Это нужно для подготовки изображения при выпиливании различных фигурок (людей, зверей и т. п.). В процессе выполнения таких упражнений развиваются не только графические навыки, но и наблюдательность ребенка, точность, аккуратность, последовательность и многие другие качества, необходимые для занятий как черчением, так и многими другими предметами.
Но допустим, что даже такие несложные упражнения окажутся ребенку не по силам. Рука дрожит и не хочет слушаться. Что же делать в этом случае?

Предложите детям такое упражнение. Начертите несколько постепенно усложняющихся фигур, обведенных двойными линиями, как это показано на рисунке 6. Надо провести непрерывную линию в промежутке между двумя контурами, не касаясь ни одного из них. Усложнение заданий может идти по двум направлениям: 1) усложнение самой фигуры; 2) уменьшение расстояния между контурами.

рис.4 рис.5

рис.6

Развитию точности движений руки помогает также вырезание фигурок из бумаги. Можно начать с фигур, ограниченных прямыми линиями (квадрат, треугольник, домик и т. п.), постепенно переходя ко все более сложным формам. Для этого можно использовать старые журналы, плакаты, яркие рекламы и многое другое. Для того чтобы такое вырезание имело какую-то цель, можно совместить его с изготовлением аппликаций.
Эти упражнения предназначены главным образом для развития руки, для придания ей твердости и точности, необходимых при выполнении чертежей.

Однако графические навыки являются только условием, обеспечивающим обучение черчению. Хорошее овладение ими важно для того, чтобы графическая сторона работы осуществлялась механически, не отвлекая внимания учащегося.
Еще большее значение для подготовки к обучению черчению имеют упражнения, развивающие наблюдательность. Умение наблюдать проявляется в точности, в скорости, с которой человек замечает мельчайшие детали изделия, изменения, которые в нем произошли, сходство или различие нескольких предметов и т. п.
В детских и научно-популярных журналах можно подобрать достаточное количество самых разнообразных заданий, предназначенных для развития наблюдательности. Необходимо только проследить за тем, чтобы эти задания не были для ребенка слишком сложными.

Для того чтобы развить у детей способность замечать малейшие изменения в изображении, можно использовать магнитные картинки или разнообразные геометрические мозаики.
Не так уж сложно подобрать упражнения и для развития образной памяти ребенка. Как и упражнения, предназначенные для развития наблюдательности, они могут быть организованы по-разному. Например, можно показать ребенку несколько предметов или их изображений, а потом предложить узнать их среди большого количества подобных предметов или изображений. Вы можете несколько изменить задачу, предложив по памяти описать предмет, изображенный на картинке, или рассказать о том, в каком взаимоотношении находятся между собой несколько объектов: что ближе, что дальше, что справа от чего-нибудь, а что слева и т. п. Если ребенок умеет рисовать, предложите ему нарисовать по памяти то, что он только что видел.
Наблюдательность тесно связана со способностью производить логический анализ изображений. Эта операция при чтении чертежей вызывает обычно наибольшие трудности.

В чем состоит логический анализ изображений?
Комплексный чертеж, которым пользуются в технике, состоит из нескольких изображений (видов), каждый из которых показывает объект с какой-нибудь одной стороны. Чаще всего используют три вида (спереди, сверху и слева). Прочитать чертеж — значит мысленно представить объемный предмет на основе соотнесения имеющихся изображений. Такое соотнесение изображений (видов) можно осуществить, если мысленно расчленить каждый из них на составные части. Затем каждая из этих частей должна быть найдена на всех видах.

Специальные занятия, проведенные с младшими школьниками, показали, что такое расчленение изображений на составные части очень трудно для детей этого возраста. Большие затруднения вызывает и обратная операция: объединение выделенных частей вместе, составление из них нового (объемного) образа.
Операции, состоящие в мысленном расчленении изображения на составляющие его элементы, в объединении выделенных частей и в составлении из них нового образа, очень специфичны для черчения. Без них не может проходить ни чтение, ни выполнение чертежа.

Задания, в которых приходится прибегать к таким операциям, школьникам младших классов, не прошедшим специальной подготовки, выполнить трудно. Поэтому начинать с них, особенно работая с дошкольниками, не рекомендуется. Можно, однако, подобрать такие задания, с которыми они смогут справиться. В то же время в ходе выполнения их они в какой-то степени подготовятся к выполнению этих сложных операций.

Сделать это можно при помощи игр, которые обычно имеются у всех детей: кубиков, мозаики и т. п. Важно только предварительно несколько изменить их и дополнить. Придется внести некоторые изменения и в процесс игры, в ее организацию.