Роль семейных традиций при выборе профессии
28.01.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Склонность к труду - путь к жизненному самоопределению

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Едва ли найдутся такие родители, которые относились бы безразлично к выбору детьми их будущей профессии и не были бы обеспокоены вопросами их жизненного самоопределения. При этом одни активно вмешиваются в дела юношей и девушек, советуют, настаивают, требуют, устраивают на работу или в учебное заведение, другие только советуют, но предоставляют право окончательного выбора детям, третьи следуют формуле «делай, как знаешь», «смотри, тебе видней», но огорчаются, если их дети выбирают будущую профессию с их точки зрения не совсем удачно.

Родители могут во многом помочь детям при выборе профессии. В одних случаях родители прямо советуют детям, какую конкретную специальность им следует выбрать, в других — указывают лишь определенную область, в которой их дети могут применить свои силы, в третьих — рассказывают о своей непосредственной работе и работе друзей, знакомых, в четвертых — предоставляют юноше или девушке право самим, самостоятельно, решать этот вопрос и лишь контролируют то, как это право используется. Но, к сожалению, родители очень часто оказываются беспомощными тогда, когда больше всего нужна их активная поддержка, их направляющая сила.

Почему так происходит?

Давайте посмотрим, чего конкретно желают родители своим детям в вопросах жизненного самоопределения и как в каждом конкретном случае реагируют дети на желания своих отцов и матерей.

С этой целью мы провели опрос 1605 родителей учащихся VIII—XI классов, из которых 1085 человек были городские жители, 520 человек — жители сел. Основная масса опрошенных нами родителей (53%) имеет неполное среднее и среднее образование, хотя уровень образования жителей города значительно выше уровня образования жителей сел и деревень.

Если сопоставить уровень образования родителей и тот уровень образования, который они хотели бы иметь у своих детей, то выяснится вполне определенная зависимость. Так, все без исключения родители, имеющие высшее образование, хотят, чтобы их дети также имели высшее образование. Папы и мамы со средним образованием не так честолюбивы: лишь 76% из них «голосуют» за вуз. Наконец, из малограмотных или имеющих неполное среднее образование родителей высшего образования для детей хотят чуть больше половины опрошенных.

Согласуются ли эти желания родителей с устремлениями самих ребят?

Экспериментальные социально-психологические исследования показали, что профессиональные устремления учащихся V классов, родители которых имеют высшее образование, не отличаются от профессиональных стремлений детей всех остальных категорий родителей. Однако в выпускных классах картина несколько иная: выпускники восьмилетней и десятилетней школ, у которых родители имеют высшее образование, чаще ориентируются на профессии, требующие высшего образования.
Таким образом, индивидуальные устремления ребят при выборе будущей профессии в целом согласуются с желанием их родителей.

Если родители и дети более или менее единодушны в вопросах образования, то в проблеме выбора конкретной профессии дело обстоит значительно сложнее. Здесь очень много нерешенных вопросов, очень много аспектов каждого из них.
Возьмем, к примеру, вопрос преемственности профессиональных традиций. Дети с очень раннего возраста попадают в сферу профессиональных интересов отца, матери. Как же относятся дети к профессии своих родителей? В какой мере они принимают эстафету профессии?
С этой целью мы опрашивали старшеклассников городских школ. В итоге мы получили следующие данные. Значительно меньше половины ребят указали на то, что им нравятся профессии их родителей (профессии отцов нравятся 39% учащихся, а профессии матерей — лишь 28%). При этом как мальчики, так и девочки были более или менее единодушны в своем отношении к профессии родителей.

Что же привлекает и что не вызывает симпатий у ребят в профессиях их родителей? По мнению ребят, привлекательны такие стороны профессий: творческий характер работы — возможность иметь дело с новыми явлениями, процессами, вещами, создавать их (сюда относятся, например, научные работники, инженеры и техники-конструкторы машин, новой техники, рабочие высокой квалификации на экспериментальных предприятиях, слесари-наладчики сложных агрегатов, участвующие в разработке и наладке новых механизмов), возможность управлять сложными машинами, очевидная высокая общественная польза, техническое совершенство профессии и связанная с ним физическая легкость труда, возможность видеть новые места, романтика открытий.
Вот несколько характерных высказываний ребят.

«Мой папа работает инженером-конструктором. Мне нравится его профессия. Он проектирует новые станки и машины. Видеть, как постепенно воплощается твоя мысль, —как это интересно!» (мальчик).

«Мама работает хирургом-стоматологом. Ее работа мне кажется очень интересной. Меня она привлекает тем, что можно обнаружить много различных, до этого не известных заболеваний и искать способы борьбы с ними» (девочка).

«Профессия отца — бригадир-термист. Его работа очень сложная и очень нужная, ведь без закалки нельзя построить ни одной машины» (мальчик).
«Мой папа работает токарем-лекальщиком на экспериментальном заводе. Эта профессия очень интересная: нужно хорошо разбираться в сложных чертежах, знать хорошо станок, а это очень сложная машина. Эта профессия требует большого кропотливого труда» (девочка).
«Папа — машинист кислородной станции на большом заводе. На нем лежит огромная ответственность. От их станции зависит работа целого завода. Попробуй не дать кислород, завод работать не будет» (мальчик).
«Мама — оператор на заводе консистентных смазок. Ее работа интересная, чистая (там все механизировано), хороший заработок» (девочка).
Не привлекательны для детей такие стороны профессий родителей: малоквалифицированная работа, тяжелая физически, грязная, вредная для здоровья, однообразная, неподвижная, бесперспективная для собственного роста и т. п. Мальчики особенно подчеркивают канцелярскую работу, как худшую и неинтересную.
«Мой папа работает грузчиком. Тяжелая, неинтересная работа» (мальчик).
«Папа у меня слесарь-сантехник. Работа грязная, тяжелая» (мальчик).

«Папа работает травильщиком металла. Работа у него вредная, опасная для здоровья. Мне не нравится» (девочка).
«Моя мама — штамповщица. Однообразная, утомительная работа» (девочка).
«Мой папа — токарь. Работа у него скучная, однообразная; он обтачивает коленчатые валы, каждый день одно и то же» (мальчик).
«Моя мама — секретарь-референт. Мне ее работа не нравится. Бр!!! канцелярия» (мальчик).
«Мой папа работает в банке. Скучная, сидячая работа. Одно и то же каждый день. Нет, это не по мне. Не нравится мне его работа» (мальчик).
При сопоставлении профессий родителей и дела, которому собираются посвятить себя дети, видно, что семейные традиции поддерживаются только в сравнительно небольшом числе случаев.

Из ответов ребят следует, что они довольно рано очень трезво и критически оценивают преимущества и недостатки профессий родителей, и это всегда влияет — позитивно или негативно — на их выбор. Если проанализировать, почему не совпадает профессия отца, например, и будущая профессия сына, видно, что сын всегда в мечтах (за очень редким исключением) стоит на ступеньку выше. Наши дети хотят работать умней, интересней нас. Родители, понимая это, поддерживают детей и помогают им реализовать свои намерения.

Родители, поддерживая стремление сына или дочери овладеть интересной, перспективной в творческом отношении профессией, иногда прямо побуждая их к этому, должны учитывать возможности своих детей в этом отношении. К сожалению, нередко бывает и так, что единственную перспективу в жизни для своих детей они видят в поступлении в вуз, не ведая того, что даст вуз их сыну или дочери, осилят ли они его программу и какого специалиста в итоге получит общество.

Очень примечательна беседа, с одним из выпускников средней школы на тему о том, как он представляет себе свое будущее. «Всю жизнь мои родители пугали меня будущим: «Вот пойдешь в школу, тебе там покажут! Вот будешь мало заниматься, — выгонят из школы!» В восьмом классе строго предупреждали: «Смотри, не провались на экзаменах...» Сейчас, когда я заканчиваю десятый класс, мне постоянно твердят: «Будешь бездельничать, не попадешь в университет!» В результате всех таких «внушений» у меня выработалось боязливое отношение к будущему. Дальше поступления в вуз я своей жизни пока не представляю. Что я буду делать, если не пройду туда по конкурсу, я не знаю. Эго меня пугает».

Таким образом, не всегда положительный ответ учащегося на вопрос о будущей профессии может служить достаточно надежным показателем определенности жизненной линии, жизненного самоопределения, показателем определенности профессиональных намерений молодого человека.