Воспитание интересов
25.08.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Развитие потребностей и интересов

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Как же воспитать у ребенка устойчивый интерес к определенному предмету?
В дошкольном возрасте это сделать труднее всего, потому что ребенка интересует все новое, и он легко переключает свое внимание с одного предмета на другой. Но и в этом возрасте можно добиться многого, если приучать ребенка к систематическим занятиям одним и тем же делом, например рисованием, лепкой или техническим конструированием с помощью кубиков, деталей деревянного или металлического конструктора. При этом важно постоянно повышать интерес ребенка к рисованию более сложных предметов или к конструированию более сложных зданий и машин. В каждом конструкторском наборе есть задачи возрастающей сложности.

Если под руководством родителей ребенок постепенно научится строить более сложные предметы, то интерес его к конструированию будет возрастать.
Эта закономерность является всеобщей. Врагом всякого интереса является «топтание на месте», бесконечное повторение одного и того же. Необходимо постоянно поддерживать и стимулировать интерес ребенка к предмету. А это возможно, если перед ним ставить чаще новые задачи. Еще лучше, если приучить ребенка к тому, чтобы он сам ставил перед собою новые задачи, придумывал новые комбинации зданий, мостов, машин. Такую активность мышления можно возбудить уже у дошкольника пяти-семи лет, а еще легче - у школьника.

С того момента, как школьник овладеет техникой чтения и начнет самостоятельно читать и понимать прочитанное, нужно заинтересовать его чтением занимательных книг. Это могут быть разнообразные книги, рассказывающие ребенку о неведомых странах, о путешественниках - первооткрывателях, о растительном и животном мире, о людях, населяющих эти страны, об их деятельности, обычаях и нравах. Чем больше интересных книг прочитает школьник, тем прочнее выработается в нем интерес к чтению вообще. Книга станет его лучшим другом и учителем. Книга откроет ему пути в неведомое, будет непрестанно обогащать его ум и возбуждать активный интерес к различным областям знания и труда.

Лишь у подростков, а еще чаще у юношей или девушек, может проявиться устойчивый интерес именно к той области труда и к тому предмету, к которому они почувствуют свое призвание.
Первоначально интерес проявляется в форме любопытства ко всему новому и неожиданному. Но это чувство непрочное. Едва лишь ребенок понял, что собою представляет привлекший его любопытство предмет, как интерес к нему остывает и может угаснуть совсем. От такого поверхностного, созерцательного отношения к предметам и явлениям действительности следует отличать любознательность как проявление активности личности, стремления познать глубже заинтересовавший ее предмет, познакомиться лучше со свойствами и особенностями этого предмета. Любознательность представляет собою проявление устойчивого интереса личности к предмету.

Так, у детей школьного возраста может проявиться устойчивый интерес к математике, открывающей необычайный простор для логических операций ума; к физике и химии, дающим сведения о свойствах тел, их строении и изменениях; к наукам, позволяющим проникнуть в таинственный мир микрокосмоса; к биологии, занятой изучением живого вещества и пытающейся разгадать великую тайну наследственности и изменчивости. За последние годы развились новые области знаний — радиоастрономия, космонавтика, кибернетика, инженерная психология, открывающие широкие просторы для исследований.
Не у всех школьников проявляется интерес к точным и естественным наукам. Многие интересуются гуманитарными знаниями — историей, закономерностями общественного развития, литературой. У тех, кто с детских лет проявил способности к различным областям искусства, может развиться устойчивый интерес, стремление овладеть мастерством в одной из этих областей.
Непрестанный технический прогресс нашего общества вдохновляет многих школьников овладеть техническими специальностями. Интересно строить города, заводы, электростанции, прокладывать новые магистрали, конструировать новые машины.
Многие учащиеся школы сами находят пути к познанию науки, техники и искусства. Учащимся (даже старших классов) могут помочь родители и учителя, если они сами внимательно следят за всем новым, что происходит в сфере культуры, и обращают внимание своих питомцев на все новое, что может зажечь в них огонь любознательности.

Некоторые учащиеся интересуются производительным трудом в промышленности или в сельском хозяйстве. В этом труде своя захватывающая романтика. Она связана с технической реконструкцией многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Выдавать «нагора» сотни тонн угля в рабочий день, с помощью горнорудных комбайнов, прокатывать и обжимать сотни тонн стали на мощных блюмингах и слябингах, налаживать работу автоматических линий на машиностроительных заводах, бурить глубокие скважины на нефтепромыслах и добывать драгоценное топливо и газ, собирать и отделывать в кратчайшие сроки изготовленные заводским способом дома, вспахивать мощными тракторами тысячи гектаров земли и убирать с помощью комбайнов богатый урожай — все эти и многие другие виды производительного труда увлекают молодых людей реальным результатом.
Этот труд открывает широкие перспективы для каждого, кто интересуется изобретательской деятельностью, чья мысль непрестанно работает над тем, как усовершенствовать этот труд и поднять еще выше его производительность.

Развитие устойчивого интереса к познанию явлений природы или общественной жизни — одна из важнейших воспитательных задач. В нашем обществе встречаются еще люди, у которых нет никакой твердой жизненной установки. Им кажется интересным многое, но ни на чем они не могут остановиться. Разносторонность интересов - неплохое качество, свидетельствующее о широте и живости ума. Однако разносторонность интересов должна сочетаться с преданностью одному какому-либо делу, одному предмету, который должен изучаться постоянно, так как не существует предела в познании, как не существует и предела в совершенствовании любого мастерства.
Еще Гегель указывал на то, что истинно великое может сделать только тот человек, кто себя сознательно ограничит. Иначе говоря, определив постоянный и основной предмет своей деятельности, представляющий для него главный жизненный интерес, человек должен отдавать ему все силы своего ума и страсти. Это не исключает, конечно, его возможностей заниматься попутно и некоторыми другими видами деятельности (общественной, спортивной или художественной), если у него есть в этом потребность.

Мы сосредоточили внимание читателя в основном на духовных интересах личности, которые определяют развитие ее способностей и успехи в будущей деятельности.
Не следует, однако, забывать, что сфера интересов личности гораздо обширнее, и в ней занимают известное место и материальные интересы, вопросы материального благоустройства личности, от которых зависит и удовлетворение ее духовных запросов. Мы не можем пренебрегать материальными интересами личности, так как наше общество ставит своей задачей удовлетворение непрестанно растущих материальных и культурных потребностей людей. В то же время мы не можем и преувеличивать значение материальных потребностей и допускать, чтобы они заслоняли другие интересы растущей личности.

Вопрос об определении будущей профессии - сталевара или ткача, агронома или тракториста, инженера или врача не должен рассматриваться в плоскости получаемой ими заработной платы. Не ту профессию следует рекомендовать, которая лучше оплачивается, а ту, в которой оканчивающий школу ученик видит свое призвание, и которая отвечает его познавательным интересам и склонности к определенному виду труда.

Разумеется, при этом необходимо считаться и с потребностями общества. Разумное сочетание общественных и личных интересов - это высокий нравственный принцип, которым необходимо руководствоваться молодым людям нашей страны. Не узкие, эгоистические интересы личности должны определять ее будущую судьбу, а осознание личностью общественных интересов. Наше общество всегда будет считаться с интересами личности, с ее способностями и склонностями к определенным видам деятельности. Перед личностью открыты безграничные просторы. В общественно полезной деятельности личность должна найти себя.