Как рисуют дошкольники
25.03.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Формирование способностей к рисованию

КАК РИСУЮТ ДОШКОЛЬНИКИ

Подготовительным периодом к развитию изобразительной деятельности детей является игра с бумагой и карандашом. Ребенок, подражая взрослому или более старшим детям, уже со второго года жизни охотно «пишет» и «рисует», т. е. наносит различные линии на лист бумаги. Это еще не рисунок, даже не изображение, но, упражняясь с карандашом, малыш развивает сложные согласованные движения руки и глаза.

Для того чтобы создать рисунок, изображающий что-либо, ребенок должен сделать «открытие»: оказывается линии и пятна на листе бумаги могут изображать подлинные предметы окружающего мира. Чтобы это произошло скорее, малышу полезно рассматривать рисунки и картинки, хорошо беседовать родителям с ребенком о картинках в книжке. Показывая ребенку рисунки отдельных предметов в книге, спросите его: «Это что?»

Дальнейшей ступенью развития умения рисовать является показ изображения предмета: «Смотри, Вася, я сейчас тебе нарисую яблочко», «Нарисую петушка», «Нарисую человечка» (рис. 1).

Так, рассматривая картинки и подражая взрослому в рисовании, ребенок постепенно начинает познавать изобразительную сущность рисунка - рисунок или картинка всегда что-то изображают. Вот теперь и наступает момент оказать помощь ребенку в «открытии» того, что его собственный рисунок тоже может что-то изображать. Важно постоянно обращать внимание и мысль ребенка к собственному рисунку: «Что ты нарисовал?»

a
б
Рис.1

Рисование человека по образцу:
а) - образец;
б) - рисунок  ребенка
(2 года  3 нес. по Д. М.  Болдуину).

Вначале ребенок (примерно в возрасте 2-3 лет) дает совершенно случайные ответы, основанные на простом сходстве одной или двух комбинаций линий или пятен с тем или иным предметом. Острый угол, составленный двумя линиями, по его мнению, выглядит как «утя» (утка).
Однако первые «чтения» своего рисунка у ребенка этого возраста обычно не бывают устойчивыми; рассматривая этот же свой «рисунок», ребенок через некоторое время может прочесть его как «мама», «гвоздик» и т. п. Это объясняется тем, что рисунки ребенка имеют еще очень мало объективного сходства с теми или другими предметами. Для ребенка сам процесс изображения - результат простой, но часто очень увлекательной для малыша игры в «рисование»: он играет, имитируя изобразительную деятельность.
Таким же образом ребенок играет в «писание». Если ребенку удается в своем рисунке узнать ту или иную вещь, он приходит в состояние восторга. Не охлаждайте своей критикой пыл ребенка, ибо в этом положительном возбуждении зачатки любви и последующего увлечения изобразительной деятельностью. Один раз пережив удовольствие от процесса рисования, разглядывания своего рисунка, ребенок в дальнейшем будет стремиться повторить рисунок и то приятное, что с ним в прошлом было связано. Важно пробудить у ребенка сознание того, что он сам уже что-то может изображать.

Под влиянием взрослого у трех - четырехлетнего малыша зарождается замысел изображения. Ему говорят: «Нарисуй маму», «Нарисуй домик» или «Ты будешь рисовать маму?», «Ты будешь рисовать домик?» Рисование по замыслу превращает игровую деятельность ребенка с карандашом и бумагой уже в осмысленную изобразительную деятельность. Он старается придать своим линиям черты сходства с определенными формами.

На четвертом году жизни ребенок рисует маму уже как «головонога», т. е. изображение имеет ясно очерченную голову в виде кружка и присоединенные к ней две вертикальные линии - ноги. Посоветуйте ему хорошо посмотреть, насколько полно изображена мама на рисунке. «Разве у мамы нет ручек? А у тебя на рисунке нет ручек!» Малыш обычно с удовольствием дорисовывает «ручки». Таким же образом можно обогатить рисунок и другими деталями (рис. 2).


а б в
Рис. 2

Ваня (3 года 3 мес.) рисует маму.
а - первый  рисунок  мамы;
б - рисунок  мамы  после первого  наблюдения;
в - рисунок   мамы   после   повторного   наблюдении.

С ребенком этого возраста можно уже вести беседу перед началом изображения того или иного объекта, перечисляя ему те или иные детали предмета, которые он будет изображать. Вы с ребенком собираетесь рисовать петушка, рассматриваете картинку или петушка-игрушку, перечисляя: «У петушка головка с гребешком, туловище, хвостик». Покажите, как надо изобразить петушка. Наблюдая способ изображения, ребенок учится более полно и правильно рисовать (рис. 3). Дети, которые имеют возможность наблюдать процесс изображения, быстрее усваивают элементарные навыки изображения.

Дети этого возраста еще мало усваивают словесные объяснения техники выполнения рисунка, но если им показывают простейшие технические приемы, они их хорошо запоминают. Большая трудность для ребенка - выделение основных признаков изображаемого предмета. Выделять основное в предмете и опускать случайные детали -этому надо терпеливо обучать ребенка. Это, по сути дела, обучение наблюдению и анализу предметов, т. е. очень сложный для ребенка процесс, и чем раньше будет   преодолена эта трудность ребенком, тем лучше.
Наиболее способные дети уже в дошкольном возрасте довольно хорошо научаются наблюдать и анализировать предметы и в дальнейшем совершенствуют эти качества. Острота и точность наблюдения - то качество, которое имеет решающее значение в развитии способности к изобразительной деятельности.

Рис. 3

Вера (3 года) рисует петушка (рисунок по представлению, после наблюдения).

Хорошо описан А. С. Жуковой процесс рисования в детском саду, который она наблюдала у талантливой воспитательницы Р. Н. Хамяляйнен. «В тот день малыши рисовали зеленых волнистых попугайчиков, которые жили в высокой-высокой круглой клетке тут же - в их групповой комнате. Клетка стояла у окна прямо на полу. В клетке - кормушка, маленькая пожарная лестница и жердочки. Попугаи взбирались по пожарной лестнице на жердочки и что-то быстро-быстро рассказывали друг другу. Никто на них не обращал особенного внимания: к попугаям привыкли так же, как к белым низеньким столикам, клеткам с желтыми канарейками и аквариуму с цветными рыбками. Поэтому малыши удивились, когда Римма Николаевна вошла в групповую комнату и сказала:

- Сегодня после обеда мы будем попугаев рисовать. А сейчас мы на них посмотрим.
- А чего на них смотреть? Мы их видели! - сердито сказала рыженькая девочка.
- А если видели, то скажи мне, пожалуйста, на что похоже тельце попугая? На шарик? Или, может быть, на, яичко?
Рыженькая девочка посмотрела в потолок и задумалась. Потом взглянула на попугаев и радостно закричала:
- На огурчик! Похоже на огурчик!..
- Правильно. Тело попугая больше всего похоже на огурчик. А какой у попугая клюв?
- Крючком! - ответили все хором.
- А хвост?
- Длинный! Висит!
- А какие у попугаев глазки?
...Попугаи были рассмотрены вдоль и поперек. Это превратилось в веселую игру неожиданных вопросов... и быстрых и точных ответов.
...После обеда, когда дети отдохнули, начались занятия рисунком...
Римма Николаевна взяла лист бумаги и кисть, обмакнула кисть в зеленую краску и - раз! раз! - быстро нарисовала попугая.

- Похож?
- Очень!
И снова началось рассматривание, теперь уже нарисованного, попугая. Попугай, так сказать, выучивался наизусть.

- Это что? - спрашивала Римма Николаевна.
- Головка.
- А это?
- Тельце.
- А это?
- Крылышко.
- А почему шейки нет?
- Она под перышками.
- Верно. А это что?
- Клюв.
- А это лапки...
Римма Николаевна свой рисунок уже убрала.
- Рисуйте сами.

Каждый выбрал себе самую красивую краску и храбро сунул в нее кисть. На белых листах бумаги появились разноцветные, утончающиеся книзу огурчики...
Очень терпеливо надо учить малышей».

В этом примере очень ярко показана методика обучения детей рисованию. Ребята учатся пристально вглядываться, наблюдать различные предметы. Играя, они познают окружающее.
При условии систематической помощи взрослых дети к шести годам могут не только наблюдать отдельные предметы, но и сравнивать свое изображение в рисунке с предметами изображения уже в самом процессе рисования. Это уже подлинное рисование с натуры.

Старшие дошкольники изображают не только отдельные предметы, но уже могут рисовать целые «картины». Первые картины маленьких детей - это обычно увлекательный рассказ ребенка о каком-то затронувшем его событии.

Рис. 4

Вася (5 лет). «Мы с Люсей поймали бабочку».

Вася в своем рисунке-картинке изображает, как они с сестренкой Люсей поймали в цветнике бабочку. То, что Вася не умеет изобразить в рисунке, он выражает в форме очень эмоционального устного рассказа (рис.4). Рисунок Сережи «Поездка летом в деревню» сопровождается большим рассказом о том, как интересно с папой они ехали поездом и о том, какие у них были встречи и разговоры с другими пассажирами.

Таким образом, первые картины ребенка очень часто бывает трудно понять без учета той словесной прибавки, которой ребенок сопровождал свое рисование. Совершенствует дошкольник эти первые свои картины путем присоединения к уже нарисованному все новых и новых деталей или подробностей. Если вы попросите исправить неудачное изображение, то ребенок, как правило, дорисовывает новую деталь и заявляет: «Вот теперь хорошо!»

Даже шестилетние дети еще не умеют исправлять форму изображаемых предметов и более охотно повторяют свой рисунок на новом листе бумаги. К изображаемым предметам они предъявляют только требования самого отдаленного сходства - изобразив домик, они уже больше не возвращаются к этому изображению, а дорисовывают деревья, цветочки и другие детали своей картины. Это хорошо можно видеть на срезах рисунка 5.

Опишем технику получения срезов.
Даем ребенку для рисования тетрадь, сшитую из нескольких листков, под первый листок подкладывается копировальная бумага. Ребенок рисует на первом листе. Через две минуты просим ребенка остановиться, вынимаем второй лист тетради, на котором откопировалось все, что успел нарисовать ребенок. Теперь копировальная бумага лежит между первым и третьим листами. Ребенок продолжает рисовать. Через две минуты опять делаем остановку: вынимаем третий листок, на котором откопировалось все, что нарисовал он за вторые две минуты. Копирка теперь лежит между первым и четвертым листами. Ребенок продолжает рисовать.

С помощью срезов можно увидеть весь процесс рисования: с чего был начат рисунок, как он продолжался. Срезы рисунка 8 показывают, что ребенок не возвращается к тому, что он сделал ранее, не исправляет, а только добавляет отдельные детали. Его изобразительные линии (мы называем их проволочными) не передают точно форму изображаемых предметов.

Очень часто дошкольник выразительно передает в рисунке действие или состояние изображаемого и забывает нарисовать некоторые важные детали, не относящиеся к характеристике этого действия. Одна из характерных особенностей изобразительной деятельности ребенка-дошкольника заключается в том, что в рисунке он рассказывает в первую очередь о тех деталях изображаемого, которые его интересуют в настоящий момент. Так, изображая детей, играющих в мяч, он обязательно нарисует и мяч и руки, которые его бросают или ловят; изображая человека, несущего корзину, обязательно вставит корзину и руку, ее держащую. Об остальном ребенок может забыть в данном рисунке.

Дети этого возраста обычно пытаются, но еще не умеют реалистически правильно передавать в рисунке движение. Так, например, ребенок может нарисовать у бегущей лошади много ног. На вопрос взрослого: «Сколько ног у лошадки?» - он отвечает: «Четыре».- «Но почему ты рисуешь восемь ног?» - «Потому что, когда лошадь бежит, у нее ног делается больше» (рис.6). Этот же ребенок, нарисовав, спросил: «Почему у лошади, когда она бежит, ног больше, чем когда она стоит? Куда деваются лишние ноги после того, как она остановится?»

рис. 5
б
а в

Миша В. (6 лет). Рисунок на «свободную» тему и его среза:
а – первый срез
б – второй срез
в – третий срез



Рис.6

Коля Б. (5 лет 8 мес.) "Я катаюсь на лошадке"

Некоторые стороны действительности детям очень трудно или невозможно передать средствами рисунка. В этих случаях они нередко прибегают к помощи звукоподражания, к жестам и т. п. Каждый может наблюдать картину, когда шестилетний малыш, рисуя паровоз, начинает гудеть, шипеть и пыхтеть, рисуя автомашину  «бибикать», рисуя петушка  «кукарекать» и т. п.

Эти факты можно объяснить стремлением ребенка возможно полнее передать сходство своего изображения с самим объектом. Подобным же образом можно объяснить и другие неправильности детского изображения. Нередко ребенок выражает в рисунке такие черты изображаемого, которые обычно зрительно не воспринимаются. Например, люди в доме изображаются как бы через просвечивающие стены и т. п. Ребенка здесь не смущает то, что нельзя видеть через стену дома, он стремится передать в рисунке то, что он знает о предмете (рис. 7).

Рис.7

Лида С. (5 лет 8 мес.) "Мама стучит в дверь, а Лида спит".

Одна из серьезных трудностей, с которой встречается маленький художник, заключается в передаче пропорциональности отдельных частей предмета и отношений предметов в сложном многопредметном рисунке. Например, изображая человека, ребенок не умеет выразить в рисунке правильно соотношение отдельных частей фигуры. Изображая целые картины, он не видит никакого нарушения правильности изображения даже в тех случаях, когда фигура человека выше двухэтажного дома, цветы выше многоэтажных домов и т. п. На рисунке 8 с левой стороны в размере полной высоты дома нарисована голова человека. Когда мы спросили ребенка, почему он нарисовал голову величиной с трехэтажный дом, он ответил: «Потому и большая голова, что он сам большой».

Рис. 8
Сережа И. (6 лет) "Человек и дом, в котором он живёт"


Огромные трудности представляет для ребенка и передача перспективных сокращений. Эти трудности зависят от того, что дошкольник долгое время еще не понимает смысла перспективных сокращений. Пространственное размещение предметов на плоскости листа бумаги - то, чему ребенок должен научиться.

Прежде всего его нужно научить размещать предметы на листе бумаги «ближе», «дальше», обучить изображать предметы первого плана более крупными, а заднего плана более мелкими. Иногда ребенок закрывает в рисунках одни предметы другими. Иногда можно наблюдать интересное изображение деревни или города, составленное из отдельных фрагментов, которые повторяются много раз.

Следует заметить, что наиболее способные дети очень рано усваивают некоторые закономерности перспективы. Будущий художник В. Серов к концу дошкольного возраста выполнял сложные перспективные рисунки.
Дети дошкольного возраста в своих рисунках уже откликаются на общественные события - они изображают полеты в космос, эпизоды из трудовой жизни, разные стройки, праздник и т. п.
Нет смысла «бороться» с характерными особенностями и приемами рисования у детей этого возраста. Некоторое излишество отдельных деталей в их рисунках в какой-то мере развивает и обостряет наблюдательность детей и содействует развитию воображения.

Вместе с тем укажите ребенку на то, что необходимо более тщательно наблюдать форму изображаемых предметов и искать пути правильной передачи этой формы в рисунке. Почаще показывайте детям грамотные рисунки взрослых и рисунки известных художников - восприятие этих рисунков благотворно влияет на творчество детей и на их эстетическое развитие. Дети постепенно приучаются смотреть на правильный рисунок, рисунок большого художника как на красивый рисунок. Понятие красивого входит в деятельность ребенка как критерий (мерило) и идеал для дальнейшей его изобразительной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста рисуют слишком быстро; к концу этого периода надо стремиться к тому, чтобы они рисовали как можно более медленно. Свободная и легкая игра с линиями и красками мало-помалу должна переходить в работу над рисунком, т. е. своеобразную форму труда, связанного с познанием и отражением   предметов и явлений в детском рисунке.

В известной связи с быстротой изображения у дошкольников мы находим иногда и стремление все изображения делать возможно более меньшего размера, что не дает возможности ребенку видеть ошибки изображения и неточности формы изображаемых предметов. Приучайте детей выполнять изображения в более крупном размере. На маленьком рисунке даже большие недостатки мало заметны, а на большом хорошо видны и мелкие погрешности.

Некоторые дети уже в шести-семилетнем возрасте могут проявлять большое трудолюбие и настойчивость, совершенствуют свой рисунок, а трудолюбие и настойчивые поиски правильной передачи изображаемого в рисунке залог развития способностей к изобразительной деятельности в дальнейшем.