О том, как рисуют подростки и старшеклассники
15.04.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Формирование способностей к рисованию

О ТОМ, КАК РИСУЮТ ПОДРОСТКИ И СТАРШЕКЛАССНИКИ

При отсутствии правильного обучения рисованию детей в начальных классах у многих подростков может иногда совсем пропасть интерес к занятиям рисованием, а у некоторых из них даже не происходит перестройка их изобразительной деятельности — они так и остаются на ее низшей ступени.
Учащиеся, которые мало рисовали в начальных классах, обычно не проявляют интереса к рисованию и в средних и в старших классах.
Выполнение творческих рисунков требует большого запаса прочно сформировавшихся образов и зрительных впечатлений, а это приобретается только большим трудом, зарисовками с натуры.
Особенно много дают для развития изобразительной деятельности быстрые наброски с живой натуры (рис. ниже) - поэтому и в подростковом возрасте главное правило развития изобразительных способностей: рисовать, рисовать и еще раз рисовать. Развивать остроту видения и точность движения рисующей руки. Преодолевать общую скованность и отсутствие смелости в решении изобразительных задач.
Хорошо чаще рисовать по памяти. Полезно иногда после рисования с натуры повторить тот же рисунок по памяти, уже совсем не опираясь на натуру.
Очень важным является прием тщательного наблюдения того или иного объекта в натуре (отдельный предмет, пейзаж, сцены из жизни и т. п.) с последующей зарисовкой по памяти и после выполнения рисунка по памяти с тщательной его проверкой, исправлением и завершением опять в соответствии с натурой.
Весьма полезны зарисовки предметов в новых поворотах и положениях по воображению с последующим исправлением этих рисунков в соответствии с натурой. Надо приучать детей и подростков к составлению самостоятельных творческих композиций. Надо приучать детей к работе над эскизами (предварительными набросками будущих творческих работ). Особенно важна тщательная и длительная работа над уточнением замысла, изучением и натурным прорисовыванием отдельных предметов и деталей для улучшения будущего эскиза или наброска картины.
После перестройки изобразительной деятельности отдельные ребята иногда достигают замечательных результатов в рисунке.
Большие заботы и у родителей. В некоторых случаях приходится преодолевать некий скептицизм подростков и старших школьников по поводу того, что рисование — «это детское занятие». К сожалению, многие родители солидарны со своими детьми в этом вопросе. Главное — постоянное внимание к изобразительной деятельности ребенка во все периоды его жизни и создание необходимых условий для творчества ребенка.
Вы можете, например, проявить свое внимание в одном очень важном моменте, активно содействующем развитию изобразительных способностей подростка и старшего школьника. Это — систематическое ознакомление подростков, старшеклассников, а также дошкольников с великими произведениями живописи: рассматривание репродукций с картин известных художников, а еще лучше — непосредственное ознакомление с лучшими картинами, изобразительным искусством в музеях и картинных галереях. Это в большой мере содействует развитию и формированию эстетических суждений, вкусов и эстетических чувств ребенка и подростка.
Кроме того, глубокое знание лучших произведений искусства и изучение их раскрывает детям новый мир прекрасного, обогащает их знанием не только содержания, но и техники изобразительного искусства.

Беседы о жизни и творчестве великих мастеров искусства прошлого и настоящего имеют огромное воспитательное и познавательное значение и помогают формировать всесторонне развитую личность вообще и художника в частности.
Следите за тем, как рисуют ваши дети, поощряйте все новое, выразительное в их рисунках, порекомендуйте им принять участие в конкурсе детских рисунков или в выставке детских рисунков. Так вы сможете развить активность ребенка — он будет больше рисовать.

Систематически помогая детям и следя за развитием их изобразительной деятельности с самого раннего возраста, мы принесем большую пользу их общему развитию и развитию способности к изобразительной деятельности.

Некоторые дети познакомятся с рисунком, овладеют языком географического изображения и свободно будут пользоваться этими умениями в своей дальнейшей жизни, а другие, получив вовремя помощь от родителей и воспитателей, станут совершенствовать свои художественные способности и изберут изобразительное искусство своей профессией.