Рисовать могут все
18.02.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Формирование способностей к рисованию

РИСОВАТЬ МОГУТ ВСЕ

 

Рисовать необходимо не только художнику. Владеть изобразительными средствами должен каждый всесторонне развитый, культурный человек. Рисовать — это значит научиться передавать свои мысли и чувства с помощью зрительных, наглядных образов. Умение рисовать помогает в работе инженеру, архитектору, естествоиспытателю, врачу, агроному, учителю.
Развитию изобразительной деятельности детей, их способностей к рисованию необходимо уделять пристальное внимание. Рисование - это не «баловство», как полагают некоторые родители, а деятельность, необходимая для развития полноценной личности. Почему полезно рисовать?

Изображая тот или иной предмет, ребенок лучше, пристальнее его рассматривает, наблюдает. Значит, рисунок помогает лучше видеть окружающее, лучше познавать характерные особенности его. Не случайно учителя биологии, географии, истории требуют от учащихся обязательной зарисовки изучаемых объектов: растений, животных, насекомых.
Умение рисовать содействует пробуждению и формированию интереса к изобразительному искусству. А изобразительное искусство открывает перед ребенком яркий мир красок и линий. Познавая сокровища изобразительного искусства, ребенок познает бесконечную красоту окружающего мира. Изобразительное искусство показывает ему красоту родной нашей природы, красоту наших прекрасных людей, людей, создающих новую чудесную жизнь.
Изобразительная деятельность ребенка способствует его эстетическому воспитанию, способствует развитию понимания красоты.

Но всех ли детей можно обучать рисованию? Мы на этот вопрос должны ответить положительно. Экспериментальные исследования изобразительной деятельности детей говорят о том, что обучить можно всех детей, но для этого необходимо их систематически учить. В условиях правильного обучения все дети могут научиться вполне грамотно рисовать. И. Е. Репин и В. И. Суриков безусловно получатся не из каждого ребенка, а грамотно рисовать может каждый.
Нельзя ссылаться на отсутствие у ребенка способностей к рисованию и потому не обучать его рисованию. Способности к рисованию формируются именно в процессе самой изобразительной деятельности. Правильна мысль психолога А. Н. Леонтьева о том, что врождены у человека не самые способности, а способности к их формированию. Это в полной мере относится и к способностям к рисованию: они могут быть развиты у любого ребенка. Что же входит в понятие этих способностей? Прислушаемся к мнению специалистов и учителей рисования.

Учащиеся - «рисовальщики» обладают «острым видением», т. е. хорошим, ясным восприятием, ярким воображением и точными (согласованными) движениями руки. Эти три качества — необходимое условие для развития способностей к рисованию. Но это еще не все. В рисунке воплощается духовный мир ребенка, его помыслы, чувства, переживания. Серые скучные трафаретные рисунки, хотя и старательно выполненные (в каком-то смысле они «техничны»), свидетельствуют о том, что его способности к рисованию развиваются однобоко, под слабым влиянием воображения и чувств.

Выяснив, что нужно в первую очередь для маленького художника (хороший глаз и умелая рука), мы постараемся развить эти качества у нашего малыша. Что для этого нужно?
Если в семье никто не рисует, то ребенок в дошкольном возрасте может вовсе не рисовать. Это плохо, но даже и такой ребенок может в дальнейшем, при благоприятных условиях обучения, хорошо рисовать. Главное, чтобы у ребенка был сформирован интерес к изобразительной деятельности, и он стал бы много рисовать, стараясь добиваться все лучших и лучших результатов своей деятельности. Любовь к рисованию, большая практика в этой деятельности могут сделать очень многое для развития способностей.
-Если ребенок растет в таких условиях, где старшие рисуют, то он много и охотно занимается изобразительной деятельностью.
Иногда раннее проявление способностей к рисованию свидетельствует о том, что из этого ребенка в будущем сформируется художник. Знаменитый русский художник И. Е. Репин уже в 4 года с увлечением вырезал из бумаги лошадок. В своих воспоминаниях он писал, что это вырезание было началом его художественной деятельности. В возрасте 6 лет он впервые познакомился с работой красками. Его научил этому двоюродный брат. «Трофим оставил мне свои краски, и с тех пор я так в них впился, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда».

Выдающийся русский художник В. Серов в шестилетнем возрасте много рисовал с натуры. В этом же возрасте он нарисовал «Клетку со львом». Увидев этот рисунок, известный скульптор П. Антокольский признал, что мальчик обладает выдающимся дарованием.
Обычно во всех случаях сильный устойчивый интерес к изобразительной деятельности развивается под влиянием подражания взрослым или поощрения с их стороны.
Нормальное развитие изобразительной деятельности и ребенка во многом зависит от разумной и систематической помощи родителей и учителей в семье, детском саду и школе.