Как можно развить способности к черчению
19.01.2012
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Все ли могут овладеть черчением

КАК МОЖНО РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТИ К ЧЕРЧЕНИЮ

Почему-то многие родители считают себя бессильными каким-либо образом повлиять на занятия своих детей черчением, поскольку у них самих от черчения, которое они когда-то изучали в школе, остались лишь смутные воспоминания. Некоторые взрослые отказываются прочитать хотя бы самый простой чертеж. «Это совершенно безнадежно», «У меня совсем не развито пространственное воображение», «Я и в школе не могла самостоятельно выполнить ни одного чертежа» - такие и подобные им заявления приходится слышать очень часто.
А некоторые родители и могли бы помочь своим детям, но или не считают нужным этим заниматься, или не знают, как именно надо им помогать.
Общеизвестно, что, для того чтобы развить способности к какому-нибудь виду деятельности, нужно этой деятельностью заниматься. Это всем понятно. Однако при этом часто не учитывают, что занятие каким-нибудь видом деятельности не обязательно приведет к развитию тех способностей, которые обеспечивают более успешное овладение этой деятельностью. Ребенок может выполнить много упражнений, но, несмотря на это, результаты будут плохими. Так бывает, например, при занятиях музыкой. Если ученик будет часами играть упражнения, это еще не значит, что способности его улучшатся. Все зависит от того, как проходят занятия, какие методы при этом применяются, а самое главное - в каком возрасте они начаты.
Развитие способностей у старшеклассников, а тем более у взрослых людей, связано с большими трудностями. При соответствующей организации занятий можно развивать способности и в этом возрасте. Однако, несмотря на все приложенные усилия, достигнутые результаты будут значительно ниже тех, которые могли бы быть, если бы эти занятия начались в дошкольном или хотя бы в младшем школьном возрасте.

Исследования физиологов, психологов и педагогов показали, что в жизни ребенка имеются периоды, наиболее благоприятные для развития тех или иных способностей, а затем эти возможности ослабевают и даже сходят на нет.

Всем хорошо известно, насколько дети любознательны, с каким интересом относятся они к тому, что их окружает, как много воображения, творчества и свежести восприятия проявляется в их играх. С возрастом многие эти качества пропадают. А нельзя ли сохранить их, превратить в устойчивую черту личности? Ведь без них не может быть подлинное творчество ни в одной области  знаний.
Есть и еще одна ценная черта детского возраста, которую недопустимо недооценивать, - это широта и разнообразие детских способностей. Специальные способности начинают формироваться в более поздние годы. А это дает большие возможности для многогранного, гармоничного развития ребенка.
«Но что мы можем сделать? - могут возразить некоторые родители. - Мы же совершенно не подготовлены к таким занятиям с детьми».
Однако на самом деле все это не так уж сложно, как кажется на первый взгляд. Не требуется и какое-то специальное образование. Нужно только ясно представить себе, что именно вы хотите развить у ребенка, и какие методы этому помогают. Сами же занятия будут примерно такими же, которые большинство из вас проводит со своими детьми.
Вот вы поставили перед собой задачу подготовить ребенка к школе, в частности к обучению письму. Многие родители видят такую подготовку в том, что учат ребенка писать отдельные буквы, а затем и слова. Но буквы выходят неуклюжие, карандаш не слушается, ломается или выскальзывает из рук, бумага мнется и рвется. В таких условиях у ребенка может очень быстро пропасть всякое желание заниматься письмом.

Ребенок еще в дошкольном возрасте должен научиться владеть карандашом, а для этого совершенно не обязательно писать буквы. Рисование, раскрашивание картинок, просто вырезание из бумаги различных фигурок - все это оказывает большое влияние на развитие руки, на формирование у ребенка четкости движений, на развитие его глазомера. Очень важно при обучении письму и умение различать буквы, замечать их малейшие отличия друг от друга. Вот эти качества, необходимые и для овладения черчением, начинайте развивать задолго до того, как ребенок приступит к обучению письму.

Такая подготовительная работа - шаг к овладению навыками черчения.
Но это только первый, самый простой шаг, подготавливающий формирование у детей графических навыков, необходимых для оформления чертежей. Имеются, однако, и более сложные задачи, связанные с формированием у детей определенных качеств ума.
Чтение чертежа предъявляет требования ко всем познавательным процессам человека. При этом проявляется умение ученика слушать и наблюдать, быстро схватывать основной принцип решения задачи и использовать его в новых условиях. Не менее важно при обучении чтению чертежей умение ученика обосновывать свои действия и доказывать правоту. В то же время ему нужна и критичность ума, умение вовремя отказываться от неправильного решения или от неудачного поиска его.
Хотя в данном случае речь все время идет о всевозможных умениях, а не о способностях, не следует забывать, что обеспечивают успешное приобретение этих умений определенные свойства личности и особенности мышления человека. К ним относятся критичность, быстрота, широта и гибкость ума, способность к обобщению и оперированию образами и многое другое.
В том случае, когда эти особенности ума обеспечивают успешное овладение каким-либо видом деятельности, они рассматриваются как «способность» к данной деятельности. Взятые отдельно, эти качества не могут обеспечить необходимый успех в работе. Можно иметь очень хорошее пространственное воображение, которое так необходимо инженеру-конструктору, но так и не научиться конструировать. Для этого необходимо сочетание определенных качеств - так называемая «структура способностей».

Структура, в которую входят способности, определенным образом влияет на них, несколько их переделывая, придавая им специфическую окраску. Поэтому для удобства понимания, чтобы ясно было, что речь идет не об отдельных способностях, а о входящих в определенную структуру, они названы компонентами способностей к тому или иному виду деятельности. Так, например, можно говорить о компонентах математических, технических или литературных способностей.

Но есть и такие качества, из которых складывается структура способностей к черчению. К ним относится пространственное представление, под которым подразумевается способность человека вызывать в своей памяти образы ранее виденных предметов или явлений, пространственное воображение, позволяющее, в отличие от пространственного представления, создавать образы того, что человек еще не видел. К числу этих компонентов относится и пространственное мышление - способность мысленно оперировать имеющимися образами, используя их в процессе решения каких-либо задач. Очень большое значение при этом имеет и способность человека производить мысленный анализ изображений, выделять в нем составные части и группировать их по-новому.

Однако можно ли считать, что эти качества необходимы только для занятий черчением? Можно ли отнести их к числу способностей, специфичных только для обучения черчению?
Действительно, внимание, наблюдательность, пространственное воображение, образная память, способность логически мыслить и т. п. нужны для занятий не только черчением, но и математикой, физикой, химией и многими другими предметами. Но если присмотреться к каждому из этих качеств в связи с той или иной деятельностью, то можно увидеть и их специфику.
Уметь мысленно представлять образы ранее виденных предметов нужно и художнику, и математику, и инженеру. Но одинаковые ли будут у них образы? Для художника самое главное - как можно отчетливее представить форму и цвет предмета. При этом надо не просто представить этот цвет, но и видеть его оттенки, изменения под влиянием освещения и других условий. Инженеру же обычно не важен даже основной цвет изделия. Для него самое главное - представить форму предмета, его размеры и положение в пространстве. Существен и материал, из которого это изделие сделано. Математику неважно, какого цвета геометрическое тело или материал, из которого оно сделано. Очень часто даже абсолютная величина этого предмета не играет роли. Самое главное для него - представить общую форму предмета и соотношение его частей. Поэтому те образы, которые возникают у математика, могут оказаться бесполезными художнику или инженеру.

Следовательно, пространственное представление, необходимое для занятий самыми разнообразными видами деятельности, в каждой из них выступает со своими специфическими особенностями. Этого нельзя не учитывать при подготовке будущих специалистов.
При подготовке же ребенка к обучению в школе надо учитывать и другую сторону пространственных представлений. Хотя во всех указанных видах деятельности образы получаются разные, во всех случаях речь идет о мысленном представлении определенных объектов. Это их объединяет. Не случайно поэтому занятия этими видами деятельности оказывают друг на друга взаимное влияние. Например, у тех учеников, которые успешно занимаются рисованием, получаются более высокие результаты и в черчении. Более сильными в черчении бывают и те ученики, которые успешно занимаются по геометрии. В то же время успешные занятия по черчению в свою очередь облегчают овладение математикой. То же самое можно сказать и о других компонентах способностей к обучению черчению.