Как развивать математические способности
20.10.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Развитие математических способностей

КАК РАЗВИВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что развивать математические способности детей следует не только в том случае, когда эти способности уже заметно выражены или когда школьника готовят к поступлению в математический вуз. Знание математики нужно для очень многих профессий, а способности могут развиться и позже на основе систематических занятий математикой, овладения знаниями, умениями и навыками в этой области.
Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Заметив у школьников интерес к математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти интересы и склонности, поощрять детей в этом отношении. Если таких интересов и склонностей нет, следует попытаться пробудить их.
Надо помнить, что математические способности должны сочетаться с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Мы уже говорили, что способности формируются и развиваются в деятельности. Интересующийся математикой школьник, склонный заниматься ею, настойчиво изучает математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности.
Если вы заметили у школьника проявление интереса к математике, установите, насколько этот интерес серьезен, так как иногда он может быть поверхностным интересом к внешне занимательной стороне предмета. Понаблюдайте, как школьник вообще работает по математике, как он преодолевает повседневные трудности при изучении этого предмета, как относится к решению более сложных и серьезных математических задач. Если окажется, что интерес к математике действительно поверхностный, надо стараться перестроить его. Хотя здесь основная роль принадлежит учителю математики, но и родители (хорошо знающие математику) могут помочь делу.
Для пробуждения и развития интереса к математике важно популярно показать (не просто сказать об этом, а именно показать) ее значение для техники, физики и других отраслей науки, промышленности и сельского хозяйства. Хорошее средство формирования интереса к математике - постановка и решение практически значимых для школьника задач (вычислить площадь участка довольно сложной формы, объем стога сена, произвести расчеты модели корабля или планера и т. п.).
Очень полезно (и это многократно проверено на практике) учащимся читать научно-популярную математическую литературу, решать интересные задачи на смекалку. Замечательные математические пособия - книги: Я. И. Перельмана «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Живая математика»; Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки», И. Я. Депмана «Рассказы о математике»; Б. А. Кордемского «Математическая смекалка»; Ф. Ф. Нагибина «Математическая шкатулка»; А. И. Островского и Б. А. Кордемского «Геометрия помогает арифметике» — помогут вашим детям развить интерес к математике.
Включение школьника в доступную его возрасту математическую деятельность - основной путь развития математических способностей. Основная роль здесь, разумеется, принадлежит школе, математическим кружкам, но и родители могут содействовать этому. Можно и дома устраивать различные конкурсы, математические игры, привлекая к этому друзей своих детей, и принимать самим в этих играх и конкурсах  посильное  участие. Следует систематически побуждать школьника упражняться в решении оригинальных и интересных задач на соображение, используя уже названные научно-популярные книги и сборники, например, такие, как Г. Б. Поляк, «Занимательные задачи»; В. Ф. Широков, «Сборник задач на соображение»; П. Ю. Германович, «Сборник задач по математике на сообразительность» и другие. При этом не переутомляйте детей, не заставляйте их решать большое количество задач (как это делают иные чересчур усердные родители).
Школьнику, пусть даже очень способному к математике, необходим твердый и строгий режим, так как занятия математикой связаны с сидячим образом жизни и большим умственным напряжением. Достаточный отдых (на свежем воздухе), нормальный сон (и о развлечениях не следует забывать) совершенно необходимы вашему ребенку, тем более младшего возраста. Математика математикой, но о здоровье ребенка никогда забывать не следует.