О том, как развивать способности
30.06.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Что значит способный?

О ТОМ, КАК РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ

Развитие и воспитание способностей ребенка — очень ответственное и сложное дело, осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы, увлечения.
Правда, не всегда увлечения и интересы совпадают со способностями.
Лариса мечтает стать актрисой, сценический интерес ее довольно устойчив, она немного поет. Но при первой же проверке обнаруживается, что сценических данных у Ларисы маловато, чтобы поступить на сцену.
Иногда у ребенка способности как бы «замаскированы» и не проявляются внешне.
Одни в классе считались «историками», другие — «физиками», третьи — «литераторами». А Миша одинаково относился ко всем предметам, имея по всем твердую «тройку».

Но вот однажды учительница немецкого языка похвалила Мишу за выполнение какого-то трудного задания и поставила его в пример всему классу. Миша был обрадован и удивлен: он может не только не хуже других учиться, но даже превосходить их в успехах. Он заметил и другое: иностранные слова он запоминает без особого напряжения. Миша стал по-другому относиться к немецкому языку, больше уделял ему времени, с особой тщательностью выполнял домашние задания, брал в библиотеке книги на немецком языке. Постепенно у него обнаружились незаурядные лингвистические способности, и он смог поступить в институт иностранных языков.

Ясно, что лингвистические способности Миши (одним из компонентов которых является память на иностранные слова) не могли проявиться сами по себе, когда он равнодушно относился к занятиям, считал себя слабым учеником. Он развил свои способности, когда стал систематически заниматься иностранным языком, и когда у него возникла уверенность в своих силах.
К фактам, «маскирующим» проявление способности, можно отнести временные неудачи, пробелы в знаниях, неуверенность в себе, временное отсутствие интереса, увлечение чем-то другим. В этих случаях родителям нужно быть особенно бдительными, вовремя прийти на помощь сыну или дочери.

Присматриваться к ребенку, к его склонностям и интересам нужно, не дожидаясь, когда он пойдет в школу. Современные дети очень рано развиваются. Рано начинают читать, владеть карандашом, поют, рисуют, лепят, мастерят, танцуют и т.д. Важно опереться на эти умения и склонности, развивать их. Ребенок не обязательно станет музыкантом, художником или скульптором. Но разные умения и знания пригодятся ему в будущем: и в школе — на уроках рисования, пения, и в художественной самодеятельности, и в самостоятельной жизни. Для человека с широким кругозором жизнь становится богаче и интереснее.

В жизни дошкольника большое значение имеет игра как средство умственного, нравственного, эстетического и физического развития. Если вы хотите получше узнать своих детей, почаще наблюдайте за ними во время игры. Здесь ребенок — сама непосредственность, во всей полноте проявляется его воображение, творчество, сообразительность, внимание. Тяготение шестилетнего малыша к строительным или конструктивным играм может свидетельствовать, например, о задатках технического воображения. Одна воспитательница детского сада рассказывает: «В моей старшей группе есть мальчик Леня, он может из кубиков построить такой пароход, что сама я смогу его сделать, только глядя на рисунок парохода». Несомненно, у мальчика зачатки пространственного воображения (близкого к техническому воображению), т. е. он может мысленно представить себе расположение частей и деталей, их соединение и сам предмет в общем виде. Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка.

Этому немало способствует эстетическое воспитание — приобщение к прекрасному. Прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше, чище. Пусть дети полюбят музыку, пение, танцы, чтение, участвуют в художественной самодеятельности, посещают кино, театр, выставки картин, музеи. Возвышенные чувства придают возвышенность и творческим силам человека.
Исключительно важное значение для развития способностей имеют работоспособность и трудолюбие. Эти качества — непременное условие выработки любой способности. А. М. Горький утверждал, что своим успехом он обязан, прежде всего, умению работать, любовью к труду.
Когда говорят «истинный талант всегда пробьет себе дорогу», то имеют в виду не только природную одаренность человека, но и его работоспособность, настойчивость, упорство, стремление довести начатое дело до конца и другие волевые черты характера.
В тех случаях, когда ребенок имеет серьезные физические недостатки (слепота, глухота, нарушение движений и т. д.), следует в первую очередь заняться воспитанием характера. Родители и их дети должны знать о возможности компенсации недостающих способностей, о том, что при желании и упорстве можно достигнуть многого. Несмотря на отсутствие зрения и слуха (она ослепла и оглохла еще в детстве), О. И. Скороходова пишет книги, стихи, имеет ученую степень кандидата наук. Николай Островский, будучи слепым, написал замечательную книгу «Как закалялась сталь».

Поистине неиспользованные возможности для развития способностей таятся потенциально в каждом человеке!
Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, поощрять его творчество. Поддерживайте всякое полезное начинание ребенка, особенно, если в нем проявилась смекалка, новшество, изобретательность.
Только при общем гармоническом развитии ребенка можно выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности.
Некоторые родители всестороннее развитие понимают так, что ребенок должен заниматься всем понемногу, записавшись в различные кружки.
Можно наблюдать такую картину: не успела девочка как следует отдохнуть после школы, как ей надо идти в музыкальную школу, потом она должна успеть и школу бальных танцев и еще надо учить уроки.

Естественно, школьница начинает хуже учиться, интересы ее распыляются, ухудшается здоровье.
В этом деле нужен разумный расчет. К чему больше тяготеет ваш ребенок, каковы его возможности, по силам ли ему дополнительные занятия? Сможете ли вы установить для всей семьи твердый режим, чтобы ни одна минута не пропадала даром? Только при этих условиях ребенок может совмещать учение с внешкольными занятиями. И все же откуда взять время?
Очевидно, этот вопрос можно решить только при тесном сотрудничестве семьи и школы. Многие учащиеся большую часть времени проводят в стенах школы. Все больше становится классов с продленным днем. Кроме общеобразовательных предметов учащиеся занимаются пением, рисованием, физкультурой, трудом, записываются в различные кружки: технические, литературные, художественной самодеятельности.

Разумеется, все эти занятия должны быть увязаны так, чтобы ребенок мог отдохнуть, заняться спортом, почитать книгу. Важно, чтобы кружки были правильно укомплектованы в соответствии с интересами и склонностями учащихся, чтобы руководили этими кружками специалисты. В этом могут оказать содействие школе сами родители.
Но не следует забывать, что всестороннее развитие ребенка начинается еще задолго до школы, и родители должны быть подготовлены к тому, чтобы разумно удовлетворять все возрастающие потребности и запросы ребенка.

готовые домашние задания по всем предметам.