Дети сочиняют
01.09.2011
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

В мир прекрасного

ДЕТИ СОЧИНЯЮТ

Однажды в литературный кружок Дома творчества юных родители привели одиннадцатилетнюю Нину С., которая «сочиняла книгу». Это была приключенческая повесть, отчасти навеянная прочитанными книгами, отчасти плод ее собственной фантазии. Исписана была уже толстая общая тетрадь но, конца повести еще не было видно.

Родители забеспокоились: девочка перестала играть, неохотно шла гулять, спешила побыстрее приготовить уроки, чтобы сесть за свое сочинение, выглядела утомленной. Родители не знали, как быть с дочкой - категорически запретить ей сочинять, невзирая на ее протесты и слезы, или принять какие-то другие меры. За помощью они и пришли в Дом творчества юных.
В беседе с Ниной и ее родителями выяснилось, что девочка любит читать и собирает библиотечку детских книг и, главное, ей нравится сочинять, она хочет сама сочинять книги для детей. Выяснилось, что Нина сочинила сказку в стихах про зверей и написала несколько коротких стихотворений о природе.

Руководитель литературного кружка рекомендовала родителям записать девочку в кружок и обещала ее одностороннее увлечение привести в «норму». Она ознакомилась с тем, о чем и как пишет Нина в своей повести, побеседовала с девочкой и сказала ей о том, что писать большую повесть ей еще рано, что сначала надо научиться писать короткие рассказы или стихи о том, что хорошо знакомо ей. В кружке Нина встретилась со своими ровесниками, которые писали и лучше и хуже ее, писали о природе, играх и походах, сочиняли загадки, поздравления и т. п.

Нина полюбила кружок, никогда не пропускала занятий, внимательно слушала все, что читал и рассказывал руководитель. Сочинение своей «книги» она отложила и стала писать стихи. Вот, например, одно из стихотворений, сочиненных ею в V классе.

Весна

Солнце греет все сильней,
Теплая водица,
Сел на камень воробей,
Чтоб воды напиться.

С крыш ручьями потекло,
Грач кричит на солнце,
И оттаяло стекло
Нашего оконца.


Шесть лет занималась Нина С. в литературном кружке. У Нины обнаружились хорошие литературные способности. Занятия в кружке и постоянное общение с другими школьниками, занимающимися литературным творчеством, участие в литературных конкурсах школьников, встречи с поэтами и писателями, - все это оказало большое влияние на развитие литературных способностей Нины.
В старшем возрасте Нина писала интересные лирические стихи, в которых отражались ее юношеские мечты, помыслы и стремления ее сверстников. Однажды такое стихотворение поместила на своих страницах «Учительская газета».

Когда я картонному глобусу
Свершить помогу поворот
На миг оживают два полюса     
И четкие цифры широт.


Где меридианные полосы
Тугими серпами легли.
Мне глобус старческим голосом
Рассказывал были земли.

Зовут меня чащи таежные,
Где вновь опоздала весна...
И улица, мною исхоженная,
Как точка на карте, тесна.

Дружить бы с сибирскими топями,
И девственной синью снегов!
Зовут меня дальние тропики.
И пятна глухих островов.

И дразнит загадкою вечною
Вселенной запутанный шифр.
Я, может быть, буду развенчивать
Туманный космический мир.

Пускай не географом стала б я.
Пусть к солнцу взлететь не дано,
Мне будут ничтожно малыми
Четыре стены и окно.

Я были картонного глобуса
Всегда понимала без слов.
Всегда меня звали два полюса
И тайны далеких миров.

Литературное творчество не мешало учебным занятиям Нины. Она окончила школу с золотой медалью, но в том же году поступила на филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Окончив его, она пошла работать в газету литературным сотрудником.
Эта история девочки поучительна в том отношении, что вовремя найдено было правильное решение. А ведь все могло быть иначе: девочка продолжала бы непосильную ей работу, и это могло отрицательно повлиять и на ее школьные занятия, и на ее характер. Не получая поддержки и совета, она могла разочароваться и в своих сочинениях, и в самой себе.
Чуткость, внимание, доброжелательность - лучшие советчики родителей. Эти советчики и привели родителей Нины С. в Дом творчества юных, и они об этом не пожалели.

К сожалению, родители не всегда находят правильное решение в случаях, аналогичных описанному. «Бросишь, ты, наконец, свою писанину!» - кричит раздраженная мать на сына, который днем принес «двойку», а вечером, накрыв своим пиджачком настольную лампу, чтобы свет не мешал другим, сидит и записывает свои стихи, «Все равно сожгу завтра все твои листки, так и знай!» - угрожает она провинившемуся «поэту».
Мальчику действительно надо, прежде всего, подумать о том, как исправить «двойку». Но и мать неправа, бестактно угрожая сыну уничтожить то, что, может быть, для него является самым сокровенным и дорогим.

Бывает и иначе.
Сережа - хороший мальчик, дисциплинированный, исполнительный, веселый, добрый, очень любит животных. Однажды подобрал Сережа на дороге полуживого грача, принес его домой, промыл рану на голове, кормил, выхаживал. Но грач не выжил, и велико было огорчение мальчика. В другой раз Сережа нашел бездомного щенка и тоже притащил домой, но родители не разрешили ему держать дома собаку.

Все свободное время Сережа проводит на улице. Книги читать не любит. «Он и читает-то плохо, - говорит отец, - чуть ли не по складам, а ведь в V класс перешел!». Между тем в V классе есть уроки внеклассного чтения, где учителя выясняют, как ученик понял новые, прочитанные им книги, что нового узнал, как относится к героям произведения и почему.
Конечно, уроки внеклассного чтения были для Сережи мучительны, потому что, если он и начинал читать книгу, то никак не успевал закончить. У него выработалось отрицательное отношение к чтению, нелюбовь к книге. И даже тогда, когда он стал старше и техника чтения у него стала нормальной, его по-прежнему не тянуло к книге.

Сережа в своем литературном развитии отставал от класса да и по другим предметам учился не блестяще. «Ничего не можем с ним сделать, - заявляют родители, - не любит читать; и ругали его, даже наказывали, но ничего не помогло. За сочинения часто получает «двойки», два раза остался не аттестованным в четверти. Как быть?»
На этот вопрос родителям Сережи можно было ответить, прежде всего, вопросами: где вы были раньше? Что вы сделали для того, чтобы ваш мальчик полюбил книгу, чтение? Когда и какие книги вы покупали ему, когда он еще не ходил в школу? Какие сказки ему рассказывали, какие сказки и книги читали ему?

Выяснилось, что родители не находили времени, чтобы читать сыну, беседовать с ним о прочитанном. У него не был разбужен интерес к книге, не привита привычка к чтению. Сверстники оказались более развитыми и более начитанными по сравнению с Сережей. Когда подросток начал это сознавать, то сначала его самолюбие было уязвлено, и он пытался выправить положение, но времени было упущено много, чтение требовало привычки и усидчивости, которых у Сережи не было, и он махнул рукой на литературу, радуясь тем «тройкам», которые ставил ему учитель.

Между тем все было бы иначе, если бы родители более вдумчиво и более внимательно отнеслись к сыну. Сколько трогательных, занимательных, интересных в познавательном отношении рассказов, повестей, книг написано о животных! Если бы Сереже, обожавшему животных, дали своевременно эти книги, нет сомнения в том, что он прочел бы их. Пусть круг его чтения был бы и ограничен на первых порах, но у него постепенно начала бы формироваться привычка к чтению. Приобщаясь к художественной литературе, он постепенно научился бы понимать язык художественных образов и полюбил бы чтение, а любовь к чтению - это начало развития литературных способностей.