«Поэтом можешь ты не быть…»
04.02.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

В мир прекрасного

„ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ..."

Литературные способности школьников, даже в том случае, если они проявляются очень ярко, не следует рассматривать как заявку на будущее этих школьников. Для того чтобы стать поэтом или писателем, одних способностей мало. Человек, который делает литературу своей профессией, должен быть готов к тяжелому целеустремленному труду, требующему настойчивости и упорства. Но и это не все. 
Писателем может быть только передовой человек, идейно зрелый, умеющий отбирать жизненный материал для художественного обобщения.
Развитие литературных способностей неотделимо от общего, умственного, нравственного и эстетического развития детей. С этой именно точки зрения необходимо подходить и к оценке литературного творчества детей, которые успешно пишут стихи, рассказы и систематически занимаются в литературных кружках.

Литературное творчество делает жизнь детей богаче, содержательнее, оно развивает их способности, эстетические чувства, обогащает внутренний мир, дает возможность познать радость творчества. Можно привести немало примеров, когда люди, увлеченно занимавшиеся литературным творчеством в детстве и проявившие хорошие способности, приобретали различные литературные профессии, становились писателями-профессионалами. Среди писателей, сценаристов можно встретить немало людей, которые в свое время были активными членами литературных кружков.

Когда Н. К. Крупская работала в Наркомпросе, она получила письмо от одиннадцатилетнего москвича, который просил, чтобы Надежда Константиновна помогла ему записаться в литературный кружок Московского городского дома пионеров. Мальчика не приняли туда, потому что в то время в кружок Дома пионеров принимали только отличников, а у Сережи не по всем предметам были пятерки. Надежда Константиновна пригласила Сережу, побеседовала с ним, прочитала его стихи и направила в Дом пионеров, где он и занимался. В настоящее время этот маленький поэт вырос в большого писателя, который известен своими книгами и повестями для детей и
юношества. Это писатель С. А. Баруздин.

Из детских литературно-творческих кружков вышли такие поэты, как Белла Ахмадуллина, Игорь Волгин, Николай Зиновьев и многие другие поэты и писатели.
Тем не менее, повторяем, детское литературное творчество нельзя рассматривать с точки зрения ранней профессионализации. 
Литературное творчество имеет значение не только для развития литературных способностей - оно важно для развития личности ребенка в целом, для формирования сознания, нравственности, а в старшем школьном возрасте и мировоззрения.
Это отчетливо видно, если проанализировать тематику детского литературного творчества. Возьмем, например, стихи. Дети младшего школьного возраста чаще пишут о том, что им более всего близко и доступно - о природе, о своих играх и развлечениях, о том, что их радует, удивляет, забавляет. Но они начинают отражать в своих стихотворениях и общественные события.


Арбуз

Мама нам арбуз купила,
По кусочку разделила.
До чего хорош арбуз, ,
Очень сладок он на вкус!
Оглянуться не успели -
Весь арбуз мы сразу съели.
Алла Г.


Школьники-подростки уже с V класса в своих стихах все чаще откликаются на события общественной и школьной жизни. Их волнуют поступки товарищей, отношение к ним взрослых, общественные события (например, полеты в космос), жизнь коллектива.
Все это находит выражение в их стихах.

Ракета


В своем межпланетном полете,
Оставив Луну позади,
Ракета советская мчится
Отважно на Солнце глядит.

Весь мир наблюдает за нею
Сигналы в пространство летят,
И вымпел на ней алеет,
И звезды России горят!.
Витя К., V класс.



Подростковый возраст - возраст активного формирования самосознания, когда школьник не только осознает свое отношение к окружающему, но и к самому себе. В связи с этим он предъявляет повышенные требования к окружающим, у него пробуждается потребность в критической оценке товарищей, взрослых, а также потребность в самооценке. Это ярко проявляется в стихах и баснях детей этого возраста. Вот, например, какую басню сочинила Ира П. (VII класс).

Петушок

«Ты что смеешься, мама, что ли?
Уроков сколько задали нам в школе!» -
Ответил школьник-петушок;
Задрав задорно гребешок,
Когда его просила мать
Помочь насесты убирать.
«Нам задали прочистить голоса.
Проходим тему «Куры и лиса».
Нам лисьи надо изучать повадки
И записать о них в тетрадки».

Дальше в басне рассказывается о том, как легковерная Курица-мать, пожалев своего сына, ушла покупать ему гостинцы, а ленивец и обманщик Петушок, воспользовался этим и убежал на соседний двор сражаться с другими петушками.

Придя домой, петух был начеку,
Как только мать увидел он вдали.
Охрипшим голосом запел «кукареку»,
Как будто горло у него болит.  «Хочу чтоб голос мой был звонок,
Я тренируюсь целый час».
«Совсем замучился ребенок»,-
вздохнув, проговорила мать
И принялась одна
Насесты убирать.

-

Пусть эта басенка заденет посильней
Лентяев-петушков и Куриц-матерей!

У старших школьников в связи с накоплением знаний, развитием интересов и формированием мировоззрения меняется содержание литературного творчества и меняется отношение к нему. Большое место в стихах начинает занимать этическая и мировоззренческая темы, гражданская и патриотическая темы, тема дружбы и любви. Замечательное, глубокое стихотворение посвятила Родине ученица IX класса Зина Н.

Родная земля

Гудел, не смолкая, грачиный гам,
И на дорогах, едва оттаяв,
Рыжею глиной липла к ногам
Земля, по-вешнему   необжитая.
Мой дед говорил мне: «Земля - кормилица!»
Меня же кормили папа и мама.
И дед переспорить меня не силился –
Всегда я была девчонкой упрямой.
Он просто сказал: «Повзрослеешь-поймешь!»
И я, повзрослев, припомнила это,
Когда увидела спелую рожь,  Склоненную к серой земле нагретой,
Когда за машиной ходила в поле,
Из мокрой земли выбирая картошку,
И руки мои, не чувствуя боли,
Уже привыкали к труду понемножку.
Потом был поход, и хотелось пить.
Мы шли по камням, натирая ноги,
И было потом приятно ступить
На мягкую землю лесной дороги.
Земля нам казалась еще родней,
Когда мы грелись на ней у костра,
Осенние звезды на небе бледнели,  Дремала ольха у реки до утра.
Белый туман вставал из низины,
Плыл полумрак, беспокойный и зыбкий...
И на земле расправлялись морщины,
Точно у мамы от доброй улыбки.
Ветер пронесся, кусты шевеля,
Птицы запели, встречая рассвет...
И мне все родней становилась земля,
Которую очень любил мой дед.

Школьники старшего возраста пишут много лирических стихов, в которых они прощаются с уходящим детством, выражают свои мечты о будущем и свои идеалы. Им еще не все ясно, они во многом стараются разобраться, и в их литературном творчестве это отражается очень ярко. Девятиклассник Миша в стихотворении, которое он назвал «Парусник», выражает свои раздумья об уходящем детстве, о том переломе в жизни, который приносит с собою юность. Парусник - это его «корабль» детства, время мальчишеских фантазий и грез. Приведем отрывок из этого стихотворения:

...Я мечтал изведать и осилить
Ярость волн, могущество ветров
Под защитою раскрытых крыльев –
Вот таких гигантских парусов.
Мой корабль... Я видел, как к полудню,
Попрощавшись с берегом как мог,
Он ушел к другим портам и людям,
Мой корабль, мой вестник, мой пролог.
И ему кивнул вдогонку мило
Кипарис, стоявший на часах.
Так и детство наше уходило
На раскрытых легких парусах.


Восьмиклассник Коля в большом стихотворении «Разговор о будущем» пишет:


...Вот она,
как за речной извилиной.
Юность,
повзрослевшая моя.
Вдруг сама
негаданно-невидимо
Жизнь моя
окликнула меня:
«Я – дорога
трудная, ухабистая
Это ведь
не дактили-
анапесты!
И тебе,
за, прямоту
прости,
ношу лет придется
пронести.
Не беда, что ноги ты        
натрудишь!

Путь большой,
но верь моим словам,-
за версту полезную
ты будешь
получать
заслуженный привал.
..............................................


Полосой пурпурною единой
утро выплывает не спеша.
Будущее
птицей-невидимкой
говорит со мною по душам

Ночь прошла.
Беседуем о разном.
Солнце из-за города
встает.

Тихо и медлительно
рассказывает
о себе грядущее мое.

Из чулана
сломанными санками
сзади детство звякает мое.
Я сейчас
на нервом
полустанке
встретился
с дорогою всерьез.
Не легко на этом перепутье,
не легко!
И все же решено:
нет, я не поеду на попутной,
я дойду до цели все равно...








Во многих случаях развивающееся самосознание и критическое отношение к себе приводит к тому, что в конце подросткового возраста (в VII-VIII классах) школьников перестают радовать и удовлетворять написанные ими произведения. Они начинают видеть недостатки стихов, стесняются читать их. Однако, критически оценивая свои произведения, не все школьники могут преодолеть их недостатки и, разочаровавшись, бросают свои литературные опыты, переключаются на какие-либо другие занятия в соответствии с другими развивающимися у них интересами.

Тем не менее облагораживающее влияние литературных занятий оставляет след на всем последующем развитии учащихся. Литературное творчество способствует формированию и таких положительных общественно ценных качеств личности, как чувство долга, стремление к полезной и напряженной умственной деятельности, пытливое отношение к окружающей жизни, к определенным общественным и нравственным идеалам, эмоциональная отзывчивость, чуткость, самокритичность. Литература помогает воспитывать гражданина.

Сказанное относится не только к детям и подросткам, которые систематически и успешно пишут стихи и рассказы, а также и к тем учащимся, которые не имеют таких больших достижений, но у которых развиты литературные способности. Поэтическое восприятие действительности, эстетическая и эмоциональная отзывчивость, творческое воображение и образное мышление этих учащихся сделают их жизнь богаче и интереснее.