Современное индустриальное общество
22.01.2010
Вернуться в раздел "Для будущих мам"

Оглавление:


Современное индустриальное общество


Социальные аспекты репродуктивного поведения подростков


Традиционно в большинстве социальных систем разработаны специфические социальные методики и механизмы подготовки детей к различным ролям и последствиям, связанным с периодом половой зрелости, репродуктивным поведением и взрослым состоянием. С помощью семьи и других социальных институтов были установлены и поддерживаются четко ограниченные характеристики сексуальной и репродуктивной активности, которые считаются приемлемыми для общества.

Семья в широком понимании этого слова является особенно важным первичным институтом, передающим основные знания и сведения, способствующие включению подростка в мир взрослых людей; она же действует как источник первичного социального контроля за поведением молодых людей. Кроме того, особенности ухаживания и браков определяются той тесной взаимосвязью, которая существует между социальными и экономическими институтами общества.

В результате урбанизации, индустриализации и повышения образовательного уровня во многих из этих традиционных взаимоотношений происходят изменения. Трудовая деятельность становится более мобильной как в географическом, так и в социальном смысле, что вынуждает молодых людей раньше, чем в прошлом, покидать свою семью. Благодаря развитию образования и мобильности молодежь в гораздо большей степени, чем когда-либо прежде, подвергается воздействию новых типов информации, которые не всегда разделяются или понимаются родителями и другими членами семьи.
В пределах замкнутой семейной системы, наиболее характерной для современного индустриального общества, способность старших влиять на активность молодых людей уменьшилась. В результате увеличения социальных и технических знаний молодые люди приобретают больший авторитет, психологическую автономию и социальную значимость, оставаясь в то же время зависимыми социально и экономически.

Подготовка к взрослой жизни


Подготовка к жизни в обществе и взрослой жизни, в прошлом осуществлявшаяся семьей и обществом, все в большей мере передается просветительным и другим социальным учреждениям, и по мере того как ослабевают традиционные источники контроля и управления поведением, возникают новые виды социальной деятельности. Изменились, например, формы ухаживания и брака; меньше внимания уделяется семейным связям и больше индивидуальным потребностям и склонностям.

В городах особенно подросткам необходимо адаптироваться к более широкой и более комплексной сети межличностных взаимоотношений, чем это традиционно имело место в прошлом у молодых людей. Часто это происходит при отсутствии адекватного руководства, в результате чего подростки все чаще обращаются к неким популярным моделям молодежной культуры, рекламируемым с помощью средств массовой информации. Типизированная своими собственными ценностями, обычаями и модами, эта культура во многих случаях способствует дальнейшему отдалению подростков от сферы влияния взрослых и контроля семьи.

В развивающихся обществах ускоряются процессы урбанизации и индустриализации и в результате быстрой и интенсивной миграции населения из сельских местностей в города, а также технического прогресса традиционные социальные системы в некоторых странах меняются быстрее, чем это имело место в развитых странах. Изменяется характер структуры семьи и контроля, и многие методы, при помощи которых общество традиционно воспитывало молодежь, становятся непригодными. Подростки часто вынужденно оказываются в конфликтных ситуациях, характеризующихся противоположными влияниями, одни из которых рассматриваются как соответствующие современному кодексу поведения, а другие — как проявление традиционной практики. В результате они все чаще попадают в социально ложное положение, что приводит к их особой ранимости в отношении тех ценностей и ожиданий, которые не получают достаточной социальной поддержки. При этом они обнаруживают также, что имеется лишь ограниченное число служб, предназначенных для удовлетворения соответственно развивающихся потребностей.

Противозачаточные средства


Ковбойские фильмы и та молодежная культура, с которой соприкасаются подростки, мало напоминают традиционные условия, в которых раньше жили подростки в развитых странах, а также условия их нынешнего переходного возраста. Своеобразные обряды посвящения и церемонии, имевшие место в прошлом для того, чтобы отметить наступление пубертатного периода и переход во взрослое состояние, становятся менее важными, и в ряде случаев исчезли полностью, в то время как современное школьное воспитание, даже если оно доступно, не может вполне заменить полную подготовку юноши и девушки к взрослой и репродуктивной жизни, которая в прошлом осуществлялась семьей и обществом. Все более отрицательно относясь как к традиционным, так и к современным рекомендациям по вопросам, связанным с половой жизнью, подростки становятся особенно подверженными воздействию таких факторов, как не планируемое репродуктивное поведение, нежелательные беременности, аборты и различные другие последствия такого поведения.

Участники совещания считают, что вопрос о противозачаточных средствах является основным аспектом в любой дискуссии, посвященной беременности и абортам. Однако, учитывая сложность этой проблемы, создается впечатление, что такие вопросы, как безопасность, эффективность и приемлемость противозачаточных средств, должны быть предметом обсуждения на отдельном совещании.
Имеется сравнительно мало доступной информации об использовании противозачаточных средств подростками. Наиболее свежие доступные данные по США и Великобритании свидетельствуют о том, что процент сексуально активных девушек-подростков, регулярно пользующихся противозачаточными средствами, является сравнительно небольшим. Небольшой материал по развивающимся странам также свидетельствуют об  аналогичной ситуации.

Продолжение