Разработка рекомендаций по организации служб
22.01.2010
Вернуться в раздел "Для будущих мам"

Оглавление:


Разработка рекомендаций по организации служб


На предыдущем совещании ВОЗ высказывала озабоченность по поводу недостаточности информации о жизни подростков, специфических проблемах здравоохранения, возникающих в связи с этим, а также о тех видах обслуживания, которые требуются для разрешении этих проблем. Высказывалась также озабоченность из-за тенденции многих служб здравоохранения игнорировать нужды подростков в пользу других возрастных групп.

Областью охраны здоровья подростков, на которую обращают мало внимания, но которая за последние годы вызывает к себе повышенный интерес как на национальном, так и на международном уровнях, является репродуктивное поведение и особенно физиологические, психологические, психосоциальные и юридические аспекты беременности и абортов у девушек-подростков.

Настоящее совещание явилось частью более обширной программы, проводимой ВОЗ с целью выявления проблем здравоохранения и разработки рекомендаций по организации соответствующих служб в таких областях, как репродуктивная способность и сексуальность человека и аборты, и было посвящено:
а) обзору современной ситуации, связанной с беременностями и абортами у подростков в зависимости от различных культурно-этнографических условий;
б) определению различных факторов, влияющих на сексуальную и репродуктивную активность подростков;
в) идентификации непосредственных и отдаленных последствий беременностей и абортов у подростков;
г) идентификации специфических особенностей репродуктивной функции подростков;
д) обзору проводимых в настоящее время и запланированных научных исследований и необходимых служб.


Совещание изучило основные документы, связанные с медицинскими, психиатрическими, социологическими и юридическими аспектами беременностей и абортов у подростков, а также обзор соответствующей информации из развитых стран. Кроме того, участники совещания сообщили об особенностях беременностей и абортов у подростков в своих странах, а также о типах, существующих в настоящее время служб, используемых для разрешения проблем, связанных с беременностями и абортами у подростков.

Проблема беременностей и абортов у подростков


Любая оценка существующей ситуации, связанной с репродуктивным поведением и частотой беременностей и абортов у подростков, безусловно, основывается на недостаточных эмпирических данных и случайной информации. За редкими исключениями, большая часть проведенных исследований отражает существующую ситуацию в развитых обществах, но и в этих исследованиях методологические подходы были настолько различными, что затрудняют проведение сравнительного анализа полученных данных.

Имеющиеся данные, однако, свидетельствуют о том, что в последние годы характер сексуального и репродуктивного поведения во многих странах значительно изменился. Например, возросла вероятность добрачных половых отношений, а также вероятность первых половых сношений в период ранней юности.

В целом ряде стран в последние годы отмечено также значительное увеличение частоты внебрачных родов и абортов, причем значительную часть этих случаев, по данным служб социальной помощи и здравоохранения, составляют подростки.

В литературе используются различные термины для обозначения подросткового возраста. Наиболее часто встречается термин «пубертатный период» как отвечающий сравнительно точной и универсально приемлемой для различных культур идентификации. В качестве показателя начала определенных физиологических и анатомических изменений пубертатный период рассматривается в большинстве обществ как существенный перелом в жизненном цикле индивидуума и его значение отмечается особыми социальными ритуалами. Сама по себе, однако, концепция пубертатного периода не расширяет рамок традиций и обычаев, определяющих характер предшествующей, настоящей и будущей активности, которая в значительной степени предопределяет природу перехода от детского к взрослому состоянию.

Критерии интеллектуальной зрелости


Традиции и обычаи широко варьируют в зависимости от различных культурно-этнографических условий, очень трудно дать определение подросткового возраста в свете существующих различных культур. Если, например, в некоторых обществах начало менструаций само по себе рассматривается как переход во взрослое состояние с правом на вступление в брак и новой ответственностью, в других обществах это понятие является составной частью и почти заслоняется более комплексным процессом социальной зрелости. Критерии интеллектуальной зрелости, технической опытности или деловой дееспособности становятся особенно важными в промышленно развитых обществах, причем подростковый период, в течение которого дети подготавливаются для вступления в мир   взрослых,   постепенно   расширяется.

Однако характер физиологического роста во время этого периода сопровождается совсем иной тенденцией. Улучшение состояния питания, лучшее медицинское обслуживание, а также улучшение условий окружающей среды, имеющие место во многих странах, снизили средний возраст начала менструаций и привели к увеличению роста и веса и более раннему появлению вторичных половых признаков. Следовательно, физиологически и анатомически наблюдается тенденция в сторону более раннего наступления зрелости, в то время как процесс социального развития, наоборот, постепенно удлиняется в соответствии с различными социальными и экономическими перспективами и потребностями.

С учетом всех этих вариаций понятие «подростковый возраст» может быть определено как время, в течение которого:
а) происходит развитие индивидуума с момента появления вторичных половых признаков до половой зрелости;
б) психологические процессы и модели идентификации личности развиваются, начиная с детства до взрослого состояния человека;
в) совершается переход от состояния полной социально-экономической зависимости к состоянию относительной независимости.

Репродуктивное поведение подростков


Это определение четко свидетельствует о том, что специфические возрастные границы не могут быть использованы для характеристики подросткового возраста и что последний отражает социальную классификацию, варьирующую по своему составу и значимости.

Приблизительные возрастные границы периода соответствуют 10—20 годам, однако, как было отмечено на предыдущем заседании ВОЗ, он включает в себя многие перечисленные выше процессы и эти границы могут широко варьировать в зависимости от различных культурно-этнографических условий и даже в пределах одной культуры.

Существуют очень отличающиеся друг от друга отношения к сексуальному и репродуктивному поведению в различных социальных и культурных группах; с течением времени эти отношения также изменяются. Особенно это относится к репродуктивному поведению подростков; во многих традиционных сельскохозяйственных обществах детские браки и ранние беременности являлись основной характеристикой социальной системы, в то время как в других обществах репродуктивное поведение подростков рассматривалось как проявление непристойного поведения и осуждалось.

На совещании создалось впечатление, что при обсуждении вопросов, связанных с беременностями и абортами у подростков, следует учитывать конкретные временные и культурные условия. Подобно понятию «подростковый период», проблему беременности у подростков нельзя рассматривать лишь в узких биологических рамках, а ее следует изучать, прежде всего, как социальную категорию, компоненты и последствия которой тесно связаны с изменениями взаимоотношений традиций, социальных институтов и ценностей.

Следовательно, нельзя ожидать, чтобы восприятие и оценка обществом незаконнорожденности, приемных детей, вынужденных браков и абортов как последствий беременности у подростков были бы одинаковыми, они различны в различных социальных слоях. Аналогично этому потребности в обеспечении медицинскими и социальными службами, предназначенными для оказания помощи подросткам, будут варьировать в той степени, в какой различные исходы беременностей рассматриваются как желательные и допустимые.

Медицинские новости со всего света - новости здоровья на сайте: sovetmedika.ru

Продолжение