Джуд-ши
08.08.2011
Вернуться в раздел "Здоровье"

(Тибетский трактат)

[caption id="" align="aligncenter" width="354" caption="Фото Хмелёва В. В. "][/caption]

Тибетский трактат "Джуд-ши". Полное название — б Дур-рци сНьинг-по Йан-лаг брГйад-па гСанг-ба Ман-нгаг-ги рГйуд-бши. "Сущность целебного; трактат, содержащий сокровенные наставления о восьми разделах медицины". "Да будет вам известно, товарищи, что существа, желающие проживать безболезненно и исцелять болезни, должны изучать наставления врачебной науки! Существа, желающие продлить свою жизнь, должны изучать наставления врачебной науки! Существа, желающие достигнуть совершенства в священном учении и материальном довольстве, должны изучать наставления врачебной науки. Существа, желающие избавить от болезненных страданий всё, одарённое жизнью, и стремящиеся быть превознесёнными над прочими, должны изучать наставления врачебной науки". Так говорил всецело пришедший от мира, наставник, победивший материальное начало, животворец и руководитель врачей, Царь лекарств, Биндурья-гэрэльту хан. IV в. до н. э.

Тибетская медицина

Тибетская медицина берёт своё начало в глубине тысячелетий, имея в своей основе Индийские корни. Основы медицинских знаний проповедовал сам Будда в своей манифестации Будды Медицины — Бхайшаджья Гуру (скр.), тиб. Сангс-ргйас сМан-бла, отсюда её тесная связь с Буддизмом. В Россию тибетская медицина проникла вместе с Буддизмом через и Забайкалье (XVII в.) и Монголию (XVIII в.) и особенно развилась среди бурят и калмыков, которые исповедовали Буддизм. Начиная с 80-х годов XIX в, её с успехом практиковал в Петербурге знаменитый врач Пётр Бадмаев. Но привёз в Петербург ламаистские тексты дед Бадмаева — Жамсаран Бадмаев, сын Засогола Батмы, скотовода средней руки. Переводу тибетского трактата со старомонгольского на русский язык мы обязаны российскому учёному, востоковеду, выдающемуся монголисту, профессору А. М. Позднееву (1851—1920). Данный материал не претендует на исчерпывающий обзор тибетского целительского трактата «Джуд-ши», а имеет цель сугубо ознакомительную с основами тибетской медицины и примером из личного целительского опыта автора, полностью согласованного с постулатами данного трактата. [caption id="" align="aligncenter" width="628" caption="Фото Хмелёва В. В. Фрагмент — вступление бурятского ксилографированного издания тибетского текста Чжуд-ши."][/caption]

Основа

«Из трёх корней вырастает девять деревьев, на них отделяется 47 ветвей и распускается 224 листа; очевиднейшие цветы и плоды их осуществляются в пяти благах. Вот что я называю кратким содержанием вступительной основы».

В данной цитате речь идёт о трёх основах животных сил организма и нечистот, в силу относительного нормального и ненормального их состояния организм человека живёт полноценной жизнью или приходит в разрушение. Болезненными началами организма являются: газы, желчь и слизи. В здоровом организме слизи имеют своё местонахождение в грудной, верхней части организма. Желчь имеет своё местонахождение в средней части организма, концентрируясь в печени и желчном пузыре. Газы имеют своё местонахождение в задней части организма, концентрируясь в тазовой части и в пояснице. В лечении пациентов трудности, обуславливаемые возрастом, объясняются тем, что старый человек характеризуется как преимущественное развитое газов. Возмужалый человек — с преимущественным развитием желчи, а младенческий возраст характеризуется преимущественным развитием слизей. Болезни газов приходят в движение летом, вечером и на рассвете; болезни желчи — осенью, в полдень и в полночь; болезни слизей — весною, в сумерки и поутру. Лошадиное мясо, ослиное мясо, сурочье мясо, годовалое мясо (мясо, заготовленное впрок) и большое мясо (человечье мясо или мясо задней ноги барана), зерновое масло, годовалое масло, тростниковый сахар, чеснок, дикий лук, молоко — всё это пищевые продукты для страдающих болезнью газов. Коровье и козье варёное квашеное молоко, сырое кислое молоко и свежее масло, мясо диких коз, козье мясо, свежее мясо тибетского яка или коровы, бульон из толчёного ячменя, свежая вода и перекипячённая охлаждённая вода — всё это пищевые продукты для страдающих болезнью желчи. Баранье мясо, мясо диких яков, мясо диких хищных зверей и рыбье мясо, мёд, саломат из старого зернового хлеба, выросшего на сухом месте, варёное квашеное и свежее кислое сарлычье молоко, крепкое вино и кипячёная вода — всё это надлежит употреблять страдающим болезнью слизей.

Знаки

Очень интересным является раздел тибетского трактата о приметах разрушения организма: отдалённых, близких, предположительных и достоверных. Хорошие приметы, говорящие о скором выздоровлении больного, начинают отслеживаться от посланца за врачом. Суть их следующая: если посол по дороге увидит, что будут вносить в дом сосуд, наполненный простоквашей, плодами, если увидит благоуханные воздаяния Будде, рис, пшеницу и что поступают согласно священному учению, узрит ясную солнечную погоду и услышит приятное пение, то ввиду благознаменательности всего этого, оно явится приметою выздоровления от болезни. Если посол за врачом увидит, что кто-либо выносит из дома молочное кушанье или плоды, что на безветрии погаснет огонь или разобьётся сосуд, то это худой признак. К близким приметам относятся: если у человека без прикосновения яда или меча течёт кровь из девяти отверстий; если человек скажет слово и тотчас забудет; если у человека попеременно то втягивается детородный уд, а шулята отвисают, то наоборот; если звуки, которые издавал человек при кашле и чихании, сравнительно с прежними изменятся; если человек не слышит чада потухшей лампады (свечи), не чувствует, когда ему поправляют или очищают волосы; если у человека сделается масляною макушка; если на лбу и вокруг половых органов появятся жилки в форме новорождённой луны; если в здоровом состоянии и без всякой причины, ощущения пяти органов чувств изменяются и человек смешивает то, что есть, с тем, чего нет, не видит ручного запястья, если поставить его между бровями; если, смежив, надавить глаза и в них не будет показываться света — то человек умрёт.

Личный опыт

В 1996 году ко мне, мануальному терапевту, работавшему в то время в целительском центре «Санкт-Петербургской Су-джок Академии», обратилась молодая женщина и попросила прийти на дом и посмотреть, чем можно помочь её отцу. В те годы я как раз осваивал Тибетский трактат «Джуд-ши». С одной из врачей Су-джок, терапевтом (имеющей высшее ортодоксальное медицинское образование), мы, посовещавшись, решили навестить больного. Больной, с диагнозом облитерирующий эндартериит, имел характерные изменения в конечностях рук и ног, но в стадии ремиссии. Передвигался по квартире вполне сносно и всё обстоятельно рассказал о своей болезни. При осмотре пациента не могла не броситься в глаза общая инфантильность к жизни, потухший взгляд, вялость и бледность кожных покровов, хотя, как выяснилось, он бывший моряк и мог бы рассказать много интересного, да к тому же неоднократно «ходил на Бермуды». Так что впечатлений, видимо, было «хоть отбавляй». Трудно было не заметить отрицательную симптоматику и другие вышеописанные симптомы скорого ухода из жизни, строго соответствовавшие описанному в тибетском трактате (помимо имеющегося у меня ортодоксального медицинского образования). Выйдя после посещения больного на улицу, я поделился с коллегой невесёлыми предположениями, что мужчине осталось от силы 2-3 дня жизни, опираясь на внимательно изучаемый мной трактат «Джуд-ши». Она запричитала и, сказав, что я несу вздор, гордо удалилась. Через сутки больной ушёл из жизни. Вот такой невесёлый опыт пришлось однажды пройти на практике, что только подтверждает описанное в трактате.

Времена года

Небезынтересной покажется точка зрения тибетских врачевателей на времена года и связанное с ними развитие болезнетворных начал в организме человека. Весна — время подъёма природы — и последующие за ней лето и осень представляют собою период газов; летнее время — период желчи; а в конце зимы наступает период слизей. Весною, в период подъёма природы, при проживании в лёгких и жёстких местах, при таковых же пище и деятельности, скопляются газы. Однако под влиянием теплоты они не приходят в движение. В летнее время, когда наступают дожди и делается холодно, они обнаруживаются в болезненных процессах, а осенью, под влиянием мягкой теплоты, успокаиваются. В летнее время, вследствие проживания в местах влажных и прохладных, желчь накопляется, но не приходит в движение. В период мягкой теплоты, осени, она проявляется в болезненных процессах, а при прохладе в начале зимы успокаивается. В конце зимы, вследствие проживания в местах прохладных, тяжёлых и влажных, накопляются слизи; но в силу скопления они не приходят в движение. Весною под влиянием солнечного света и тепла они проявляются в болезненных процессах, а в лёгкое и жестокое время подъёма природы — успокаиваются. За всем тем с помощью лекарств и гигиены, возможно врачевать и излечивать эти болезни непосредственно, хотя бы и не наступило ещё время надлежащей стихии.

Надеюсь, данный материал приблизил Вас к одной из интереснейших врачебных наук, дошедших до нас из древности.

ОМ.

Специалист по альтернативной медицине Хмелёв Вячеслав Викторович Август 2011 г. Статья поступила в редакцию 8.08.11