Истерия
25.05.2011
Вернуться в раздел "Здоровье"

В богатый плащ безответственных настроений облекается всегда Ничтожество. Ясперс (Jaspers)

Каждый из нас, при мысли об истерии, без труда вспомнит тот или иной образ истерической личности, оставившей след в нашей памяти. Зачастую этот образ носит явно отрицательный характер, хотя на момент истерического проявления таким образом выражались самые высокие чувства, — например, любовь. Что же такое истерия и нужна ли она здравомыслящему человеку? И почему мы так часто сталкиваемся с её проявлениями в жизни? Истерический опыт может быть окрашен в любой тон, в зависимости от ситуации. В состоянии истерии движимый высоким душевным порывом человек может совершить подвиг, а при других обстоятельствах — общественно опасное преступление. Так в чём же кроется загадка истерии?

Немного из истории истерии

Исторически труды по истерии не так многочисленны, как парапсихологические, но начало научного объяснения истерии можно отнести к одному из первых трудов по данной тематике: Гохе (Hoche) 1902г., а также Гаупп (Gaupp, Uber den Begriff Hysterie.) В этих трудах впервые высказывалась и была разработана идея о непринадлежности истерии к обособленной клинической картине и было заявлено, что при остаточной силе переживаний каждый человек склонен к истерии, которая скорее является формой психического настроения.

Нервно – физиологическая проблема

Истерические проявления идут бок о бок с неправильной, неадекватной реакцией личности на социальное окружение, свойственной людям с несложной, примитивной или несозревшей психикой, и лишь сравнительно редко — у высоко дифференцированных личностей со сложным построением переживаний (Эрнст Кречмер «Об истерии»). Таким образом, речь идёт о патологических проявлениях, свойственных каждому человеку, носящих преимущественно временный характер. Причём следует отметить, что клиническое значение истерии разительно отличается от подчёркнутого морально-этического изображения невоспитанности, распущенности и прочих проявлений, дискредитирующих гармонично развитую личность, свойственных одним лишь женщинам, и раскрученных неприятно-театральных и преувеличенно-аффективных образов. Парадоксально и то, что истерическая женщина, при всех её банальных и бедных чувствами внешних проявлениях, нередко представляет таинственную привлекательность для фантазии недалёкого человека («Мурка, Мур-мур Мурёночек» — песен.) или одарённого поэта, которого она вдохновляет к удивительным созданиям творчества, где причудливые порывы полудетской, несозревшей эротики её импульсивных истерических фантазий облекаются в знакомую из литературы фигуру «женщины-сфинкса» с загадочными извилинами души. Истерический элемент здесь предстаёт перед нами в странноватой внешней оболочке, всё же остальное — плоды фантазии поэта. Следует отметить ещё одно явление, обозначенное в разговорном языке словом «истерический»: это «паразитарный характер, который в настоящее время неправильно называют истерическим» (Keages), с притворными шумными «чувствами», с «рыночными жестами»; тип человека без внутреннего содержания, который стремится забыть свою пустоту всё в новых ролях. Центр тяжести этого типа не в реактивных формах, которые клинически обозначаются как истерия, а в его упомянутой социологической роли.

«Истерия есть ненормальный способ реакции на требования жизни», — утверждает Gaupp. Нечто психическое, обусловленное аффектом и внушающей идеей, психогенное: истерия есть психическая форма реакции. Клиническому определению «истерия» соответствует определённая группа симптомов. К  ним относятся: судороги, бесчувствие, сумеречное состояние (помрачнение сознания), дрожание, подёргивания в виде тика, параличи, напряжение мышц, потеря и повышение чувствительности, паралич рефлекторного и вегетативного аппарата, поскольку все перечисленные симптомы вызываются психическим путём. С чисто клинической точки зрения, истерия есть психогенная форма реакции. Тяжёлая форма вырожденческой истерии определяется как эндогенное заболевание (наследственная предрасположенность) и подразделяется на три группы: - шизофрения, - маниакально-депрессивный психоз, - врождённая эпилепсия.

Эндогенная предрасположенность не обязательно предрасполагает к заболеванию; провоцирующим фактором является перенесённое заболевание, стресс, наркомания, алкоголизм и другие разрушающие факторы.

Рефлекс мнимой смерти

Девушка одержима мыслью получить от мужчины дорогое кольцо, шубу и прочее. Для того чтобы добиться этого, у неё есть две возможности: - в первом случае она руководствуется рассуждениями, используя слабые стороны противника, искусно притворяясь и подводя мужчину к данной покупке, мотивируя его тем, что её душевное равновесие сразу стабилизируется, как только она получит желаемое. Все это — с подобранным к каждому действию набором слов и доводов, постепенно продвигаясь к своей цели; - в другом случае она в какой-нибудь день внезапно упадёт, начнёт судорожно биться, дрожать, подёргиваться, кидаться по сторонам и вскакивать, чередуя приступы истерии полной апатией к происходящему, и будет проделывать это столько времени и настолько часто, пока не склонит мужчину «на свою сторону». Таковы два пути. Первый свойственен только человеческому роду. Второй представляет собой характерную биологическую реакцию, которая проходит через все ступени животного мира от одноклеточных живых существ до человека. Если плавающая инфузория приблизится к нагретой воде, то она реагирует чрезмерным рядом быстрых движений, продолжающихся до тех пор, пока одно из движений не удалит её от угрожающей зоны, после чего она снова спокойно поплывёт дальше. Назойливая муха, попадая в комнату, не садится в угол и не обдумывает своё положение. Она в инстинктивном стремлении развивает целую бурю трепещущих, бесцельно направленных то туда, то сюда движений, которые повторяются в виде припадков всё снова и снова, до тех пор, пока либо не погибнет, либо не найдёт спасительное окно. Если среди многочисленных, находящихся в распоряжении существа,  неправильных движений найдётся ведущее к свободе, то животное случайно удалится из опасной зоны и тогда наступит долгожданное успокоение в движениях.

«Totstellreflex`a» (рефлекс мнимой смерти) имеет близкую связь с каталептическими и гипнотическими явлениями и наблюдается как у животных, так и у истеричного человека. Он обнаруживает все переходы от простого прятания, скрывания тела между камнями, заползания в песок вплоть до собственно гипноидов. Спугнутое в естественных условиях животное почти моментально меняет свою окраску, бросается набок (спину) и застывает на долгое время в таком положении, вместо того, чтобы спасаться бегством. При этом наблюдается моторное застывание, позднее обнаруживается слабая периодичность движений. Пробуждение же происходит только после сильного встряхивания. В этих состояниях у насекомых, пауков, раков, змей, кур и лошадей  обнаруживаются следующие особенности: частичное отсутствие рефлексов на внешние раздражения, особенно ярко выраженная аналгезия (полное исчезновение болевой чувствительности) и другие продолжительностью до 24 часов. По Мангольду (Mangold) есть основание считать такое состояние у животных в существенных чертах тождественным человеческому гипнозу, включая ступор и сумеречное состояние при страхе и истерии.

Двигательная буря

То же относится и к истеричной личности: двигательная буря облегчает быстрый выбор, селекцию из всех возможных актов движения самого целесообразного применительно к данному положению вещей; при этом без всякого высшего рассуждения, при помощи чисто механической игры движений, под влиянием смутного общего аффекта. Как действие инстинктивное, протекающее совершенно схематично, без приспособления к специальным отдельным положениям, оно может часто вспыхивать бессмысленно и прямо принести вред окружающим. Истерическая двигательная буря имеет следующие общие черты с родственными явлениями у животных, у детей и при панике: 1.    Двигательная буря представляет собой инстинктивную реакцию защиты против внешних раздражителей. 2.    Она состоит в «перепроизводстве» бесцельных движений. 3.    Она происходит — поскольку принимаются во внимание психические явления — не из здравого рассуждения, но из рассеянного состояния, аффекта, которое непроизвольно излучает из себя разряды движений. 4.    Двигательной буре не свойственно никакое рассуждение, но тенденция — бессознательное сильное устремление из области помехи. 5.    Действие двигательной бури часто таково, что тенденция к устранению помехи в действительности ею осуществляется как у животного, так и у истерика. 6.    Двигательная буря представляет собой регулировку относительной биологической целесообразности.

Изменение переживаний

Истерик окружает себя стеной для обороны от внешнего мира, состоящей из инстинктивных реакций бегства и обороны: он притворяется, он ожесточается, он усиливает свои рефлексы в попытке обмануть угнетающий, устрашающий внешний мир, испугать его, утомить и сделать уступчивым, — это тактика внутренней защиты от переживаний. Истерик охотно пользуется для господства над переживанием простым вытеснением. Он старается более не рассматривать неприятное переживание, поэтому он постоянно беспокойно озирается на тёмную точку на периферии своего поля зрения, как пугливая лошадь, откидывая переживание в сторону и переводя его из умозрительной точки сознания в сферу тёмной границы духовного поля зрения. Примеры: 1 – Молодой человек, во время войны, странствовал в течение многих месяцев из одного стационара для нервных больных в другой без всякого улучшения в состоянии своего здоровья; его это очень радовало, и он лежал в постели в прекрасном расположении духа. Каждая попытка терапевтического вмешательства вызывала у него настоящие ураганы всевозможных истерических явлений: дрожь, абазию (нервная болезнь, выражающаяся в неспособности ходить) и сумеречные состояния; он, как червяк, судорожно извивался на полу, колотился и кричал. Если же его оставляли в покое, то он казался спокойным и довольным. Осталось неизвестно, как он раздобыл себе в тёмную комнату гармонику, но однажды вечером он заиграл на ней, напевая: «Меня никто не вылечит! Как только меня отпустят домой, я встану и начну работать». Налицо были все истерические симптомы в тяжёлой степени. Он мотивы своей истерии знал хорошо, он их ясно обосновал и выразил с циничной отчётливостью. 2 – Женщина, которая реагировала на свою несчастливую семейную жизнь сумеречным состоянием, говорила во время лечения, хотя и менее грубо, но всё же с наивной откровенностью, о своих истерических припадках: «Это будет теперь уроком для тех, кто виноват».

Не стоит обманывать себя и недооценивать заразительную силу  истерии в порыве «помощи ближнему» в домашних условиях, тем самым беря на себя ещё большую ответственность за перевоспитание истеричной личности. Простой человек скорее сам попадёт под влияние истерика. Лечением эндогенных заболеваний занимается психиатрия. Я, как автор данной статьи, выражаю надежду, что в пределах данного материала мне удалось ознакомить читателя с основными механизмами возникновения и протекания природы истерии.

Всех благ.

 

Специалист по альтернативной медицине Хмелёв Вячеслав Викторович. Май 2011 г.

Статья поступила в редакцию 24.05.11