Цвет и Эмоции
09.04.2009
Вернуться в раздел "Полезные статьи"

Вы когда-нибудь обращали внимание на людей одетых странно, необычно? К примеру, очень ярко, пёстро не так как большинство. Какие эмоции эти люди у Вас вызывали? Скорее всего положительные эмоции. Допустим, в метро в вагоне, вы увидели человека одетого в оранжевый цвет. На фоне большинства он будет выглядеть, как  апельсин среди баклажанов. Такое зрелище  скорее положительное, чем отрицательное,  и вы улыбнулись. Наверняка, запомните эту ситуацию и расскажете какому-то количеству людей, которые тоже, в свою очередь, улыбнутся. Вот и выходит, человек просто надел одежду яркую, светлую, а сколько позитива принёс людям и в мир. Как вы уже понимаете, я хочу поведать вам о связи цветов и эмоций.

На всех континентах и  почти у всех народов определенные цвета вызывают определённые эмоции и реакции организма. Так, например, восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы обеспечивающего на психофизиологическом уровне поведение по типам «борьбы» или «бегства». Сине-зелёный спектр вызывает активацию парасимпатического отдела вегетативной нервной системы отвечающего за отдых и восстановление сил. Синий и в какой-то мере зелёный релаксируют и необходимы людям испытывающим нужду в расслаблении  и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый стимулирующие, в этих цветах заинтересован человек хорошо отдохнувший, восстановивший силы, испытывающий необходимость в интересной деятельности, проявлении своей энергии.

Характер связи белого и черного с эмоциями аналогичен. После активного, напряженного, насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (чёрный), когда человек может расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нём довольно долго. И наоборот, яркое, солнечное, утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.

Цветовое воздействие может усиливать вегетативное проявление стресса. Коричневый, оранжевый и особенно жёлтый цвет заметно усиливает имеющеюся при укачивании тошноту, будь то качка при морском путешествии, вращение на каруселях или тряска на верблюде. Непрерывный взгляд на ярко жёлтый цвет при наличии тошноты может вызвать рвоту. И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета несколько снизит тошноту.

Известны случаи “цветового голодания” когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации: ухудшение работоспособности, психическая утомляемость, ухудшение внимания и памяти. У детей, длительное время проживающих в условиях “цветового голодания”, отмечаются даже задержки интеллектуального развития. Нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о недостатке в восприятии окружающих цветов, который может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка. В этой связи, можно предположить, что «ночные страхи» детей младшего школьного возраста, при которых ребенок не может заснуть в темной комнате из-за страха перед ее чернотой и требует приоткрыть дверь или зажечь свет, связаны, кроме всего прочего, и с «цветовой (световой) депривацией», т.е. с невозможностью удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к свету и цвету. Страх ребенка, тем самым, отражает ситуацию реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, возможно, обостренной потребности в цветовом воздействии на его центральную нервную систему.

Простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, не утомленной нервной системой – дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют скорее успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллектуального труда, лицами с утомлённой и тонко организованной нервной системой.
Стремясь нарисовать нечто “красивое”, ”приятное”, ”хорошее”, дети 3-4 лет чаще всего используют светлые, яркие краски – жёлтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зелёную. Цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев тёплые и уж обязательно чистые, локальные.
Интересно, что  традиционный похоронный цвет в Китае – белый. И у китайцев траур не несёт в себе такой безысходности и зловещнности как траур Европейских культур. Белый траур оставляет  позитивные эмоции, покой и умиротворение, не смотря на горечь утраты, в отличии чёрного траура, который оставляет отрицательные эмоции, пустоту и апатию. В старину белый траур использовался и у славян.

Из выше приведённых примеров можно сделать вывод, что можно корректировать не только своё настроение, но и настроение окружающих тебя людей, и всё что для этого нужно больше светлых, позитивных цветов и оттенков в одежде. Вы точно не раз слышали словосочетание “серая толпа” и согласитесь, оно звучит как-то грустно, куда лучше звучало бы словосочетание “пёстрая толпа” или “яркая толпа”. Так что следующим утром, если, конечно вспомните, подумайте, какие эмоции в окружающий мир привнесёте именно вы, хотя бы, своей одеждой, для начала. И может это будет первый шаг для понимания важности несённой вами эмоции для себя и для окружающих, и коррекции судьбы.

Максим Вениаминов