Колыбельные песни
26.03.2009
Вернуться в раздел "Для будущих мам"

Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам. Колыбельные песни, которые есть у всех народов, — не просто элемент фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка.

Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, в развитии мышления. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Кроме того, в колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Детям, у которых генетическая память не «разбужена», гораздо труднее адаптироваться в жизни и в обществе. Они развиваются медленнее.

Авторство данного открытия принадлежит доктору филологических наук из Тюмени Ирине Карабулатовой, долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири. Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое. Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми. Если мама будет регулярно напевать недоношенному ребенку, он гораздо быстрее наберется сил. У матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения, снимались проявления токсикоза, облегчалось течение беременности.

У сибирских народов, по наблюдениям Ирины Карабулатовой, именно через колыбельные идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. Раньше считали, что младенческий возраст — самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Исполняя колыбельную песню, мать кодирует сына или дочь на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Это обусловливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем. Примечательно, что нет ни одной колыбельной песни, программирующей на неудачу или описывающей безысходное положение. Данным фактором ученые объясняют статистику, согласно которой люди, засыпавшие под колыбельные, по достижении взрослого возраста становятся более успешными, чем те, кто колыбельных не слышал.

Колыбельная, которая не усыпляет, а «вырубает»

Современные мамы просто не знают колыбельных песен и уж тем более не догадываются об их значении. Многие с первых дней жизни приучают младенцев засыпать под звуки телевизора или радиоприемника. Некоторые мамы и папы, слишком рано обзаведясь первенцем и не желая стать «людьми, потерянными для общества», продолжают регулярно устраивать вечеринки с музыкой и танцами. «Ну и что в этом такого, если ребенок прекрасно спит под песни группы «Ленинград»? А колыбельные — это что-то архаичное и вовсе нам не нужное…»

Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин называет очень опасной точку зрения тех родителей, которые с самого раннего возраста «приучают» своих детей находиться в постоянном шуме, будь то работающий телевизор, включенный компьютер или звуки родительской гулянки: «Нашу цивилизацию называют цивилизацией шума. Уровень шумов в квартирах, на улицах, в общественных местах существенно превышает физиологическую норму. Постоянный шум формирует невротическое состояние даже у взрослых. Детский организм более раним, поэтому для него дополнительные звуковые раздражители просто опасны.

Утверждение, будто ребенок «прекрасно» засыпает под звуки рок-музыки или «попсы», отчасти может соответствовать действительности. Только относительно того, что ребенок засыпает, мама заблуждается. Он впадает в состояние измененного сознания, говоря молодежным сленгом, «вырубается». Потому что, когда мы слышим очень громкие звуки, происходит существенное торможение деятельности коры головного мозга и растормаживание подкорковых центров. Это состояние сродни опьянению. Так же, как в состоянии опьянения, сначала происходит экзальтация поведения, а потом глубокий, продолжительный, но отнюдь не здоровый сон. Впрочем, чтобы ввести себя в подобное состояние, не обязательно слушать музыку. Так, например, чувствует себя клепальщик, работающий внутри котла.

Здравствуйте, доктор! У меня это…

Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками» или записями рок-групп, — развитие у ребенка «синдрома дефицита внимания». В настоящее время, по оценкам психиатров, эта психопатология встречается у 15–20 процентов детей. Она выражается в неспособности сосредотачиваться. Дети, страдающие СДВ, не могут нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками: кто будет дружить с ребенком, который никогда не может дождаться своей очереди в играх, вырывает у других игрушки, ломает их, пренебрегает всяческими игровыми правилами. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

Синдром дефицита внимания поддается коррекции. Поэтому мы и назвали его «самым безобидным«. В отличие от алекситимии (от греческого а — отсутствие, lexis — слово, thymos — чувство) — неспособности выражать свои чувства словами. Первичная алекситимия, та самая, которая развивается из-за отсутствия ласки со стороны матери (есть вторичная, развивающаяся вследствие стресса), коррекции практически не поддается.

— Не существует определенного взгляда на возникновение алекситимии, — продолжает Виталий Леутин. — Тем не менее есть научные основания считать, что эмоциональное развитие человека и, соответственно, патология эмоциональности находится в прямой зависимости от характера отношений в системе «мать-ребенок» в раннем детстве.

Проведенные исследования показывают, что от 5 до 23 процентов населения Земли имеют те ли иные алекситимические черты. Мужчины страдают алекситимией в 7–8 раз чаще, чем женщины. Алекситимические характеристики в структуре личности мужчин 42–60 лет повышают риск их преждевременной смерти от разных причин (включая несчастные случаи, насилие и т.п.) в 2–3 раза. Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму и наркомании. Также алекситимия может служить причиной психосоматических заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания.

— Нейродермит, крапивница или псориаз почти всегда указывают на трудности установления контакта и общения, а также на неспособность человека воспринимать и достоверно выражать свои чувства, — утверждает медицинский психолог Ольга Исаева. — 80% пациентов, страдающих патологией кожи, отмечают, что их матери не давали им душевного тепла и физического комфорта, относясь к ним холодно и строго.

Алекситимия чаще встречается среди мужского населения с низким социальным статусом и доходом, а также невысоким уровнем образования. Для сравнения: среди студентов признаки алекситимии имеют 8,2 процента мужчин и 1,8 процента женщин.
По словам Виталия Леутина, существует взаимосвязь между колыбельными песнями и интеллектуальным уровнем человека, от которого, в свою очередь, зависит и уровень образования, и социальный статус, и прочее: «Мы говорили о том, чти колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. Что такое развитие мозга? Не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными — в этом случае высок риск развития психопатологий».

Распознать алекситимика можно в процессе обычного человеческого общения. Такие люди многословно описывают свои физические ощущения (на примерах, сравнениях), затрудняясь четко их сформулировать. Их межличностные связи, как правило, скудны. У них бедные по содержанию фантазии и сновидения. Им свойственна натянутость в позе и движениях, бедность мимики.

Кот и дьявол

Наши пращуры не знали научного объяснения значения колыбельных песен, но чувствовали это интуитивно. Колыбельные и заговоры — самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя — ее при рождении ребенка сочиняла мать. Потом эта пеня всю жизнь была его оберегом.

Устройство колыбели для новорожденного тоже обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку (квадратную раму, на которую слабо натянут холст, образующий значительное углубление) или зыбку (ящик, сделанный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте. Прежде чем положить туда ребенка, в колыбель сажали кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов. Еще в деревнях верили, что кот — большой друг домового. Поэтому, если кота не обижать, то он при случае о доброте хозяйской «Дедушке» доложит, а уж «Дедушка» постарается в таком доме уют и покой обеспечить.

Современные парапсихологи объясняют мистические способности кошек тем, что они питаются негативной энергией. Тем самым они лечат дом, в котором живут, и людей — своих хозяев. По этой причине приверженцы нетрадиционной медицины рекомендуют родителям нервных и сверхвозбудимых детей завести кошку, чтобы ребенок побольше с ней общался. Только вот в том месте, где кошка сворачивается клубком, детскую кровать ставить нельзя — негативная зона. Кстати, кошачье мурлыканье — хорошая колыбельная для взрослого.

И еще. Отсутствие музыкальных способностей — не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях, подчеркивает Виталий Леутин: «Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют».