Некогда спешить…
22.01.2009
Вернуться в раздел "Полезные статьи"

Народная мудрость высмеивает торопливость: «Поспешишь – людей насмешишь!», «Спешка нужна лишь при ловле блох!» и советует: «Торопись медленно», объясняя это тем, что на самом деле «Дорого не время, дорога – пора!». Вот как раз эта пословица и может считаться прямым руководством к действию.

Однако нередко случается, что утром надо поторопиться с чашкой кофе, иначе опоздаешь на работу, выйдя из дома – догонять переполненный транспорт, в офисе первым делом узнаешь о «горящем» отчете, а шеф, в упор не желая замечать твоего и так вздернутого спешкой состояния, торопит, торопит, торопит. А если ещё вспомнить, сколько домашних дел намечено на сегодняшний вечер (и всё-то надо успеть!), то настроение окончательно испортится, в движениях появится нервозность, в руках и коленках – дрожь... Словом, поздравляем вас со стрессом!

стрессовое собеседованиеВ таком состоянии постарайтесь на несколько минут дистанцироваться от окружающих (хорошо, если у вас есть отдельный кабинет!), но можно отгородиться мысленно и остановиться, оглянуться, разделить текущие дела и требующие немедленного решения проблемы пошагово: сначала займусь этим, потом – другим, наконец, перейду к третьему... Гарантируем: вы все успеете, если составите мысленно или на листе бумаги распорядок дня. Еще лучше составить план на сегодня непосредственно перед выходом из дома. Однако те, кто заполняет ежедневник долгосрочными проектами на несколько недель вперед, скорее окажутся в цейтноте, поскольку на запланированные дела имеют свойство накладываться текущие, результатом становится неразбериха – и вот уже человек не знает, за что хвататься. Поэтому давайте будем помнить, что мы – всего лишь люди и не можем предсказать, что случится даже в следующие десять минут, а не то что через неделю, месяц, год. Давайте распределим дела на сегодня-завтра – и хватит!

Итак, когда же необходимо поспешить?

Однозначно четкого ответа нет. Но можно назвать несколько ситуаций. Во-первых, когда от темпа ваших действий зависит чья-то жизнь или здоровье. Именно жизнь и здоровье, а не успех, материальное благополучие и т.д.! Человеку стало плохо - поспешите вызвать «скорую» и оказать первую помощь. Увидев на улице потерявшегося малыша, тоже следует поторопиться вызвать милицию, чтобы сделали хотя бы объявление. Вы чувствуете себя нездоровым - ни в коем случае не откладывайте визит к врачу и не профанируйте медицинские процедуры, которые будут вам предложены. Это группа первая – ситуации угрожающие. Есть другая группа: механическая спешка догнать троллейбус, пробежаться, чтобы не опоздать на свидание или уместить в напряженном трудовом дне еще и визит к стоматологу. Все эти ситуации, в случае успешного разрешения, дают нам ощущение маленькой, но победы, посему могут рассматриваться как своего рода стресс со знаком плюс. Схватить свою дозу адреналина на бегу бывает весьма полезно, и спешка такого рода заставляет нас почувствовать себя «в тонусе»!..

Когда не надо спешить?

В конфликтных и сложных ситуациях – как со словами, так и с действиями. Возьмите тайм-аут хотя бы на 1–2 минуты, промолчите, прежде чем отвечать расшумевшемуся начальнику, задумайтесь хотя бы на полчаса перед тем, как бросаться на помощь другу, который только что сообщил, что у него крупные неприятности, вспомните, что вы – не профессиональный спасатель и, не разобравшись в ситуации, можете даже навредить дорогому человеку. Дайте ему шанс хотя бы начать справляться самому. Или вот знакомая многим проблема, которой посвящена книга С. Кронна. После долгих лет брака женщина остается одна: «А потом боль навалилась, как голодное чудовище, и принялась терзать. Что делать? Поступи, как много раз поступала я – не противься ей! Не отбивайся! Не отпугивай ни сигаретами, ни коньяком, ни слезами, ни желанием выговориться кому угодно, лишь бы выговориться. Позволь ей роскошь обглодать тебя всю, до скелета. Не абсурдную мысль говорю. Посуди сама: любая скорая помощь в виде коньяка или слезливых исповедей снимет лишь остроту, но не убьет боль. И, не убитая, она вновь начнет тебя пожирать. Уже завтра. Уже с утра... Поединок затянется
навечно». Исчерпывающе, не правда ли? «Жизнь души – в смене ее состояний!» – сказал Гете, и не стоит давать ей чрезмерное напряжение, пытаясь силой перевести из одного состояния в другое. Проживите чувство до конца, пока оно не оставит вас само, сменившись новым.

На работе не позволяйте задергивать себя все новыми поручениями. Даже прямому начальнику уместно ответить: «Да, я обязательно перезвоню такому-то, но сначала закончу отчет, с которым вы просили меня поторопиться!» Таким образом, напоминая человеку о его же пожеланиях, вы как бы перекладываете часть ответственности с себя на него.

Выиграть время или растянуть его?

Недаром сложились эти две устойчивые идиомы. Выигрывать время помогает четкое планирование графика работы и отдыха, пошаговое распределение дел, умение разделить свои рабочие обязанности с коллегами (строго говоря, умение работать в команде!), а домашние – с близкими. А вот растянуть время – задача посложнее. Умейте признаться себе и другим в том, что не успеваете. При этом незаменимым помощником станет фраза: «Я предпочитаю делать чуть дольше, зато – качественнее!» Позволяйте себе иногда что-то не успевать и дома, и на работе – передышка даст вам возможность с новыми силами включиться в жизнь и сбережет нервы. Как это ни странно, растягивать время помогают сочетаемые роды деятельности. К примеру, некоторые женщины успешно пишут кандидатскую диссертацию как раз в период, когда им приходится сидеть дома с маленьким ребенком. Необходимость постоянного ухода за ребенком помогает вовремя отвлечься и отдохнуть от научной работы. А дозируемое интеллектуальное напряжение не позволяет заскучать среди бесконечных домашних дел, дарит ощущение социальной востребованности. Или, к примеру, написание статьи удивительным образом сочетается со... стиркой. Пока мысли оформляются во фразы, машина крутит белье. В паузу, когда происходит переход от одной мысли к другой, белье можно развесить!.. Умело сочетая разные дела дома и на работе, вы получаете ощущение, что времени у вас на самом деле больше, чем есть в сутках, – таким образом, оно растягивается. Ну, и никогда не помешает подстраховаться. Зная, что выполните работу за один день, постарайтесь выкроить на нее два: успев раньше, во-первых, испытаете огромное удовольствие, во-вторых, получите возможность остановиться, оглянуться и передохнуть. Собственно, это и называется «торопись медленно».

Что мешает нам успевать?

Телефонные переговоры, на которые нередко тратится больше времени, чем требуется. К примеру, ну как не спросить коллегу, от которого многое зависит в вашем общем проекте, о здоровье его любимой собачки или тещи?!

Недостаток сна.
Не выспавшийся человек быстрее устает и хуже ориентируется в ситуации.

Спешка.
Нередко как раз из-за торопливости мы забываем главное или совершаем почти непоправимые ошибки.

Нагромождение дел.
Усталость, исходящая из неумения грамотно распределить время труда и отдыха.

Путаница в обязанностях.
Четко разделите свои обязанности с обязанностями коллег. Не стоит «нести груз чужих проблем»!

Чувство вины и страх: а вдруг не успею?
Думать следует о выполняемом деле, а не о времени его исполнения.

Управляем временем

Настройтесь на выполнение неприятных задач – и тогда на них уйдет меньше времени. Разбивайте глобальную задачу на небольшие подзадачи и выполняйте их в произвольном порядке. Используйте «якоря» – например, музыку или простую техническую работу (заточить карандаш и т.п.).

Управляйте собой, как компанией. Определите свои ценности, миссию, выявите ключевые области своей жизни. Составьте обзорный график: каковы ваши жизненные цели в ключевых областях на несколько лет вперед. Самые близкие и понятные цели детализируйте и старайтесь сделать легко измеримыми.

Реалистично планируйте рабочий день. Используйте «жесткие» и «гибкие» наборы задач, чтобы всегда успевать сделать самое главное. Выделяйте утром и вечером по 10 минут на планирование дня и подведение результатов. Работу начинайте с самых важных дел. При планировании встреч закладывайте временные резервы. Формулируйте задачи, ориентируясь на результат: не «созвониться с Ивановым», а «добиться от Иванова оформления заказа».

Планируйте время по методу «день – неделя». Привязывайте выполнение задач, которые сложно запланировать, к определенным обстоятельствам («если окажусь в банке, заплатить за домашний Интернет»).

Отсеивайте лишнее и оставляйте время только на главное. Ключевые задачи выделяйте (с помощью ясных критериев), остальные – делегируйте. Расширьте свой арсенал «стратегий отказа» (необходимо уметь отказывать).

Выявляйте «поглотителей» времени, ищите резервы. Попробуйте проанализировать, как вы использовали время в течение двух-трех недель. Планируйте, как проведете время в дороге и в командировках. Продумывайте свои действия на случай форс-мажора.
Пропагандируйте идеи управления временем, чтобы окружающие научились беречь ваше время. Объясните подчиненным и даже близким, как управлять временем, и увидите, что это позитивно скажется на вашем графике.

Используйте время вашей жизни в соответствии с осознанными личными целями и приоритетами. Все остальное приложится.