Способности бывают разные
11.09.2008
Вернуться в раздел "Домашние помощники"


Оглавление:




Что значит способный?

СПОСОБНОСТИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Каждая мать, каждый отец желают счастья своему ребенку и уже над колыбелью задумываются: каким-то он вырастет, кем он будет?

Родители с восторгом встречают каждое проявление «творчества» ребенка. Младенец затихает при звуках песен, различает мелодии, по-разному реагирует на них. И у любящих пап и мам сразу же возникает предположение: «У него, наверное, музыкальные способности».
Малыш только начал ходить, а уже пытается передать музыку в движениях, напоминающих танец, даже «дирижирует», очень верно передавая ритм мелодии. Однако эти проявления «музыкальной одаренности» постепенно пропадают. Ребенок начинает увлекаться строительством. Сначала его постройки из кубиков выглядят довольно примитивно, сразу и не сообразишь, что это он соорудил: дом, машину или склад материалов. Но постепенно фантазия «строителя» развивается, появляются необходимые умения. Теперь возникают города и замки.

Родители ломают голову: «Может быть, мы ошиблись в его музыкальных наклонностях, у него явно выраженные способности к архитектуре?» Но и это увлечение проходит. Ребенок «переключается» на рисование, лепку или постройку моделей.
Такая быстрая смена интересов, присущая большинству детей, приводит малоопытных родители в недоумение. А потом им вообще надоедает следить за проявлением способностей своих детей. «Попробуй, разберись в них. Уж лучше предоставить ребенка самому себе».

Что же такое способности?

Мы часто пользуемся этим словом, и оно кажется нам настолько понятным, обыденным, что вопрос о его значении может вызвать удивление. «Что же здесь объяснять? Все ясно. Конечно, есть способности. Это то, что обеспечивает успех в деле. И люди в этом не равны. Есть талантливые, даже гениальные...»
Действительно, способности имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности. Только способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже имеются у данного человека. Способности облегчают овладение знаниями и умениями, ускоряют этот процесс.

Предстаньте себе такой случай. У двух учеников оказались одинаковые успехи по математике. Но один добился этого самостоятельно, без дополнительных занятий. Другой же систематически занимался с репетитором. Можно ли говорить об одинаковых способностях у них?
Способности — это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений. Это, так сказать, «резерв» духовного развития человека.

Всегда ли мы правильно используем этот резерв?


Учитель не удовлетворен работой ученика, хотя тот учится не хуже, чем некоторые из его одноклассников. Он считает, что этот ученик работает недостаточно и мог бы при своих способностях иметь более глубокие знания. Родителям же кажется, что учитель «придирается» к мальчику. Так думает нередко и сам ученик. А учитель желает ему только добра, хочет добиться того, чтобы он лучше использовал свой «резерв», развил имеющиеся у него способности.
Поэтому очень важно учитывать, что к способностям относятся такие индивидуальные (личные) особенности, которые не сводятся к наличным знаниям и умениям, но которыми можно объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.
Однако не следует думать, что уж если есть способности, то знания и умения можно приобрести «не трудясь». Без систематических занятий, упорного труда способности не разовьются в такой степени, чтобы оказывать влияние на приобретение знаний и умений.

Правильно положение о том, что люди не равны по своим способностям. Но его нередко толкуют односторонне, подчеркивая в людях лишь степень их одаренности: этот человек «средних способностей», а у этого их «совсем нет» и т. д. Главное же значение для различения людей по способностям имеет не столько величина, или степень, способностей, сколько их качественное своеобразие. Это особенно важно в оценке способностей детей, имеет большое значение для индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В чем же проявляется качественное своеобразие способностей?


Нельзя быть способным «вообще», способным ко всему. Способности большей частью «специализированы», т. е. имеют определенную направленность. Их так и называют — специальные способности. Это конструктивно-технические, математические, музыкальные, художественные, литературные, лингвистические (например, к иностранным языкам), сценические, педагогические, организаторские, спортивные и другие специальные способности.

Каждая такая специальная способность в свою очередь включает в себя целый ряд так называемых «компонентов» способностей. Одним из таких компонентов является абсолютный слух, необходимый музыканту, или пространственное мышление, при слабом развитии которого трудно заниматься техническим конструированием.
Достаточно ли одного компонента, чтобы успешно заниматься данным видом деятельности? Нет, недостаточно. Можно иметь абсолютный слух, но так и не стать музыкантом.

Для успешного овладения профессией нужны не отдельные компоненты, а сочетание их, так называемая «структура», в которой компоненты влияют друг на друга, придавая способностям индивидуальность. Это значит, что каждый человек способен «по-своему» (талантливый музыкант играет «по-своему», у живописца «своя» манера писать и т. д.).
Сама структура способностей достаточно подвижна: состав компонентов может изменяться, что ведет к перестройке способностей. Благодаря этому достигается так называемая «компенсация способностей». На основании того что у человека слабо развит какой-либо компонент, например, пространственное воображение, нельзя делать вывод, что ему вообще нельзя заниматься техническим творчеством. За счет развития других компонентов технических способностей этот человек может достичь больших успехов в технической деятельности.

Но могут быть способности и без такой «узкой» специализации, человек применяет их в более широком круге деятельности. Это общие способности, от которых зависит успешность приобретения знаний и умение пользоваться ими в жизни.

Например, такое свойство личности, как наблюдательность, является общей способностью. Это качество важно и для ученого, и для писателя, и для изобретателя. Общими способностями  являются и качества ума (широта и глубина ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстрота мысли), а также хорошо развитые внимание, память, воображение.
Почему же так трудно определить способности ребенка? Способности не даются в готовом виде от рождения, а развиваются в единстве со знаниями, в процессе развития ребенка, становления личности.

В дошкольные годы развитие ребенка еще не закончено, его жизненный опыт невелик. Только в школе он получит систематические знания об окружающем мире и в полной мере приобщится к культуре. По мере приобретения знаний его интересы и склонности становятся более устойчивыми. Именно в школьные годы у ребенка чаще всего обнаруживаются те или иные способности.
Предстоит долгий путь развития, прежде чем ребенок станет мыслящим, разумным существом, а значит, и способным к умственной и трудовой деятельности.