Об уходе за здоровым и больным ребенком, часть III
26.06.2008
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Смена зубов

Вторичное прорезывание зубов начинается обыкновенно на 6-м году жизни. Молочные зубы выпадают таким образом, что сперва давлением выдвигающихся зубов уничтожаются их корни (они всасываются) и затем лишь они выпадают. 20 старым молочным идут на смену 24, в том числе 4 новых коренных зуба; вслед за тем к 11-му ли 12-му году показываются еще 4 зуба, так что к концу детства в челюсти имеется уже 28 зубов.

Уход за зубами

Здоровое состояние зубов, как молочных, так и постоянных, достигается опрятным содержанием полости рта. Полоскание рта чистой водой после каждой еды удаляет остатки пищи, застревающие во рту, легко разлагающиеся и создающие благоприятную почву для всевозможных бактерий; последние легко могут подать повод к заболеваниям зубов. Обыкновенно нет никакой надобности в дезинфекцирующих жидкостях. Зубы чистятся мягкой зубной щеткой, так как жесткие легко повреждают десны и даже сами зубы.
Высокая температура и сильный холод безвредны для здоровых зубов, покрытых эмалью, но легко причиняют некоторую боль и даже вредят при нарушении целости ее. Так как убедиться в целости эмали не особенно легко, то лучше наивозможно избегать крайностей в температуре. Не следует оставить без лечения или даже совсем удалять молочные зубы, пораженные костоедой, так как в первом случае они легко заражают соседние, здоровые зубы, а преждевременное удаление их нарушает связь остающихся. Напротив, и в случаях заболеваний молочных зубов лечение их следует предоставить специалисту.
Первые произвольные и целесообразные движения у ребенка являются уже обыкновенно на 3-м месяце, в виде попыток хватать предметы, перед ним находящиеся, и в стремлении прямо держать голову. Попытки сидеть являются на 4-м, даже на 5-м месяце жизни, но вплоть до 7 —8-го месяца в большинстве случаев не венчаются успехом. Строго нужно при этом наблюдать, чтобы дитя не принимало неправильных положений, не сидело на голенях, так как при мягких еще костях, особенно у детей, одержимых английскою болезнью, легко искривляются конечности.

Ходьба и стояние

Едва дитя начинает обнаруживать попытки к ходьбе, нужно только следить, чтобы оно не ушиблось при падении, но не пользуются при этом никакими приспособлениями, как, например, различными ящиками, повязками и т. п. Единственно, что еще можно рекомендовать,— это так называемые барьеры для ходьбы («школы хождения»), клетка, с обитыми мягкими стенками и полом, в которой ребенку можно позволить первые опыты ходьбы. Ребенка не следует побуждать ни стоять, ни ходить, а одержимых английскою болезнью необходимо даже удерживать от движений.

Телесные упражнения

В первые годы жизни ребенка нужно поддерживать развитие его мускулов физическими упражнениями (играми, беготней), но они должны соответствовать возрасту ребенка, причем всегда нужно иметь в виду недостаточную крепость костей и связок. Так, например, до 8 —9 лет гимнастические занятия должны ограничиваться только свободными упражнениями, и лишь позже разрешаются упражнения аппаратами. В нежном возрасте нужно выбирать игры, которые влияют на развитие мышц, как, например, в мяч, езду верхом на палочке и т. д. Тяжелые физические упражнения, как, например, гребля, могут быть разрешаемы или даже рекомендуемы лишь после 12 лет.

Обучение речи

Первое упражнение мускулов речи проявляется в крике, который своим разнообразием должен выражать различные ощущения ребенка (голод, холод, боль, довольство, неудовольствие). Затем наступает период механического повторения слышанных слов. Настоящая членораздельная речь возникает только с того времени, когда ребенок начинает себе создавать понятия из получаемых им представлений. Этот период наступает обыкновенно к концу первого года, может запоздать до конца второго года, даже при отсутствии какого-либо болезненного состояния. Если перед ребенком правильно произносят слова, то и он научится правильно говорить. Распространенная дурная привычка говорить с детьми коверканным языком, как бы подделываясь под их речь, приносит им один лишь вред.

Уход за новорожденным

Обыкновенно первый уход за новорожденным выпадает на долю акушерки, ухаживающей и за матерью, а не нянюшки или кого-либо из близких родственников. Вот почему мы здесь упоминаем только, что непосредственно после родов следует перевязать пуповину и сделать ребенку ванну для очищения его. Остающийся кусок пуповины, а по отпадении его ранку на месте прикрепления ее (на 5 — 6 дней) следует антисептически перевязать.
Ванны. Если вспомнить, что кожные покровы ребенка, по отношению ко всей массе его тела, представляют относительно большую поверхность, чем у взрослых, то легко понять, что они легче охлаждаются при окружающей холодной атмосфере. Вот почему, хоть в первые годы жизни ребенка, избегают прохладных и продолжительных ванн. Температуру воды в ванне необходимо определять термометром, а не рукой. Первая ванна должна быть не ниже 35° С (28° Реомюра) и не длиться более пяти минут. Само тельце ребенка очищается губкой, которых всегда нужно иметь две: одну специально для лица. Губку для лица никогда не следует обмывать водой из ванны. Для очищения полости рта пользуются чистыми холщовыми тряпочками, обернутыми вокруг пальца и смоченными в чистой воде. Вводя палец в ротик, не нужно прибегать к насилию, а обтирать нежно, чтобы не повредить слизистой оболочки. Эта процедура остается без перемены во все время грудного возраста ребенка. В течение первого года жизни купают дитя ежедневно, за исключением времени, когда он нездоров или ему привита оспа. Вне ванны ребенку обмывают не все тело сразу, а отдельные части его в последовательном порядке и затем немедленно их обтирают досуха. Вполне достаточно для мытья ограничиться одним только мылом. Жирные струпики на голове удаляются обмыванием мылом. В грудном возрасте продолжительность ванны не должна превышать 10 минут; температуру ее можно в течение первого года жизни постепенно понижать с 35°С (28°R) до 30° С (25°R). В следующие годы можно ограничиться одной-двумя ваннами в неделю.