Об уходе за здоровым и больным ребенком, часть II
19.06.2008
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Органы чувств

Они, по крайней мере глаза и уши, тотчас после рождения не действуют так, как позже. Новорожденные не переносят света часто вплоть до 3-й недели; глухи в течение часов или дней. Но даже когда боязнь света исчезает, дети не могут пользоваться своим зрением, как взрослые. Они еще должны учиться видеть обоими глазами и симметрически их двигать. Эту способность ребенок, путем упражнения, приобретает не ранее как ко 2-му полугодию жизни. Часто замечаемое в это время косоглазие зависит не от паралича глазных мускулов или ослабления зрения одного глаза, а от недостаточного развития исходящих от головного мозга нервов. Постепенное развитие мозга содействует также сознанию впечатлений, получаемых через органы чувств, их распознанию и определению. Задачи ухода и воспитания наблюдать за появлением зрительных впечатлений, равно как впечатлений, доставляемых другими органами чувств; заботиться, чтобы для духовной жизни ребенка являлась духовная пища, не раздражающая ни его мозга, ни самих органов чувств.

Сон

В весь период детства нервные органы чрезвычайно чувствительны ко всякому раздражению, а потому нуждаются в более продолжительном дневном отдыхе, чем нервная система взрослого. Таким образом новорожденный спит почти непрерывно; годовалый ребенок более спит, нежели бодрствует. Но и в дальнейших периодах детства потребность сна больше, чем у взрослых, хотя и не у всех детей одинакова. В отношении ухода нужно руководствоваться правилом: не препятствовать индивидуальной потребности сна, если он даже превышает норму; но ни под каким видом не позволять детям оставаться в постели, когда они бодрствуют.

Возрастные периоды ребенка

Анатомические особенности пищеварительного канала, последовательные ступени его развития служат для нас указаниями, как распределить детство на несколько различных возрастных периодов. Не принимая в расчет первой недели, в течение которой ребенок считается новорожденным, они суть следующие: грудной возраст, более ранний и более поздний возрасты. Грудным периодом считается время до появления первых коренных зубов к концу первого или началу второго года жизни. От этого момента вплоть до наступления смены зубов (5, 6 или 7-й год) более ранним, а позже, до 15-го, более поздним детским возрастом.


Процессы развития

В течение детства происходят резкие изменения в строении и отправлениях не только в пищеварительном канале, но также и в других системах органов. Эти изменения, которые налагают на нас те или другие задачи ухода, в общем, называются процессами развития ребенка. К числу их относятся возрастание длины тела, увеличение веса, уже упомянутое заращение большого и малого родничков, прорезывание зубов и смена их, перемена в составе и действии пищеварительных соков, развитие сознания и самые разнообразные отправления, зависящие от развития мышечной и нервной деятельности: сидение, стояние, ходьба, речь.

Вес тела ребенка. Весы

Большое значение имеет наблюдение за весом ребенка в период кормления его грудью. Таким путем лучше, чем простым осмотром, можно заметить, точнее и раньше, задержку в развитии ребенка. Для этой цели пригодны всякие десятичные весы. Но всего удобнее специально устроенные, так как обыкновенные кухонные недостаточно точны. Конечно, всегда нужно брать в расчет и вес белья ребенка. Взвешивать ребенка в течение первых недель жизни достаточно 1—2 раза в неделю, но всегда в один и тот же час.

Следующая таблица показывает возрастание веса (в среднем) ребенка в соответствующие периоды его жизни. Обыкновенно мальчики немного тяжелее девочек. Точно так же нужно иметь в виду, что в первые дни после появления на свет вес ребенка немного падает и что он обыкновенно достигает первоначального веса у вскармливаемых грудью только к концу первой недели, а у искусственно вскармливаемых — немного позже.

Грамм.
Вес при    рождении 3200
К концу    месяца жизни 1-го
4000
2
4700

5400
4 6000
5 6500
6 7000
7 7500
8 7900
9 8200
10 8500
11 8800
12 9000




Таким образом оказывается, что в течение первых 3 месяцев ребенок ежедневно прибавляет в восе в среднем на 23 грамма, в течение 4-го месяца — на 20 граммов в течение 5, 6 и 7-го месяцев — на 15 — 18 граммов; в течение 8-го — на 13 граммов, в течение 9, 10, 11-го — на 10 граммов и в течение 12-го месяца — на 6 граммов. К концу 5-го месяца вес его удваивается, а к концу первого года — утраивается. Само собой понятно, что эти цифры, как средние, могут представлять значительные колебания в одну и другую стороны и что значение имеют только резкие уменьшения веса в сравнении с приведенными цифрами. Дети, которые в первые месяцы жизни значительно переходят за указанные пределы, в дальнейшем дают меньшие числа суточного прироста веса. Если иной раз при взвешивании окажется, что ребенок не прибавился в весе, то мать еще не должна приходить в отчаяние и огорчаться; это должно только вызвать в ней большее внимание при дальнейших взвешиваниях. Такие колебания раз, другой, не наблюдаемые в течение продолжительного времени, могут зависеть от неодновременного испражнения ребенка; так, например, иной раз оно случилось до взвешивания, другой раз — после него.

Длина туловища ребенка
В среднем мальчики при рождении на один сантиметр длиннее девочек (50 и 49). К концу первого года длина у них доходит до 70 и 69 см, второго — 80 и 79, третьего — 87 и 86, к концу 10-го — 126 и 130, 14-го — 147 и 150 см (меньшие цифры относятся к девочкам, большие — к мальчикам). Но, естественно, что и в этом отношении существуют резкие уклонения от указанных нами норм. Измерениями легко убедиться, что летом дети растут быстрее, чем в зимние месяцы.

Прорезывание зубов

У правильно развивающегося ребенка ранее всего показываются 2 нижних средних резца, обыкновенно на 6-м месяце и даже ранее. В течение ближайших двух месяцев выдвигаются 4 верхних резца, сперва оба средних, затем — боковые. К концу 1-го года жизни или в начале 2-го появляются 2 нижних боковых резца, два верхних и два нижних коренных зуба; далее, после продолжительного промежутка, к концу 2-го года, глазные зубы, и спустя несколько месяцев последние 4 коренных зуба. Уклонения от указанных сроков и порядка прорезывания зубов бывают даже у здоровых детей; при всем том слишком замедленный или неправильный порядок появления зубов указывает обыкновенно на существование английской болезни. Сам акт прорезывания зубов не представляет из себя какой-либо болезни и не обусловливает никаких болезненных явлений, за исключением, быть может, некоторой боли. Лихорадка, поносы, кашель и многое другое всегда зависит от совершенно других причин, хотя не только профаны, но даже многие врачи суеверно часто приписывают их зубам. Можно причинить большой вред ребенку, если довольствуются столь неверным объяснением и упускают из виду внимательное исследование ребенка и надлежащее устранение действительных причин таких серьезных явлений.
Многочисленные исследования показали, что даже в случаях, когда прорезывание сопровождается болью, причина ее не лежит в прорезывании зубов через десны, а потому все средства, предложенные для размягчения последних, или излишни, как, например, кусочки слоновой кости, фиалковый корень, которые с этой целью дают детям в рот, или бесцельно жестоки, как разрез слизистой оболочки.