Об уходе за здоровым и больным ребенком, часть I, Т. Бильрот
12.06.2008
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Общие замечания об анатомии и физиологии ребенка

Каждому понятно, что и к ребенку относятся те общие положения, которые были высказаны в главе X, а именно: что доставленное телу топливо служит не только для проявления всякой внешней работы, но также для сохранения вида, роста и образования собственного организма. Разница лишь та, что у детей первая указанная нами цель — внешняя работа отступает на второй план в сравнении с сохранением вида и потребностью роста. При всем том не нужно думать, что производимая ребенком работа ничтожна, так как под работой, в физиологическом смысле, мы подразумеваем всякую мышечную деятельность.
Общий вес всех мускулов взрослого человека составляет приблизительно 2/5 всего его веса, у ребенка только 1/5. Между тем сердечная мышца, центральный орган кровообращения, взятая сама по себе, у ребенка сравнительно весит больше, чем у взрослого (1/120 всего веса против 1/156 у взрослого). Кости мягки и гибки, мышцы нежные, органы груди и живота дальше ушли по пути своего развития, чем черепной и спинной мозги.
Если мы проведем параллель важнейших анатомических и физиологических особенностей отдельных органов у взрослых и у детей, то мы наряду с нижеописываемыми изменениями найдем также один орган, который отсутствует у взрослых или существует только в виде исключения. Это так называемая зобная железа, лежащая в верхней части грудины. Назначение ее неизвестно.

Череп, роднички, швы

В черепе новорожденного существует 2 места, лишенных костной ткани; одно находится вверху лобной кости, второе — позади теменных костей, большой и малый роднички. У здорового ребенка большой родничок закрывается к концу первого года или в начале второго; малый же родничок закрывается уже в течение первых месяцев жизни. У детей, страдающих английской болезнью или головной водянкой, роднички могут существовать более продолжительное время. Соединения отдельных черепных костей, видимые нами на черепе взрослых как зазубренные линии, «швы», у новорожденного ребенка еще не плотны и даже позволяют некоторое сдвигание отдельных костей черепа друг к другу. Подобное состояние швов имеет большую важность для правильного развития мозга.


Мышечная деятельность

По своему виду мышцы ребенка не представляют таких заметных уклонений. Большая разница в мышечной деятельности ребенка и взрослого основывается главным образом на отношении к ней центральной нервной системы, в которой «волевые пути», т. е. те части нашего мозга, в которых образуется и направляется двигательная нервная сила, еще не вполне образовались. У ребенка, по крайней мере в первом периоде его жизни, мы видим очень мало произвольных движений.
Сосудистая система. Частота пульса. Тотчас после рождения в кровеносной системе ребенка происходят весьма важные изменения, вследствие которых кровообращение утробного плода принимает такой же вид, как и у взрослого, но с разницей в относительной величине сердца и частоте пульса, который чаще, чем у взрослого. Он достигает 130 ударов в минуту у новорожденного, около 120 ударов в течение первого года жизни и может доходить до 100 ударов в минуту даже у здоровых детей еще до 3-го и 4-го года жизни.

Дыхание

Легкие ребенка потребляют больше воздуха, чем легкие взрослого человека, так что при относительно равном объеме воздуха в легких ребенок производит более частые дыхательные движения в минуту. Новорожденный ребенок производит более частые дыхательные движения в минуту. Новорожденный дышит 35 раз в минуту, годовалый ребенок — 27 раз, а двенадцатилетний — 20 раз. Так как гортань у детей относительно уже, то даже при незначительных препятствиях легко наступает затрудненное дыхание.
Пищеварительная система. Знакомство с ее строением имеет особое значение, так как она составляет предмет особо важного отдела в уходе за ребенком, а именно в смысле надлежащего питания его. Ротик новорожденного лишен зубов, его слизистая оболочка чрезвычайно восприимчива к внешним влияниям, будут ли это повреждения, зародыши заразы или температурные изменения. Желудок лежит более перпендикулярно, соответствуя длинной оси ребенка, его кишечник относительно длиннее, а печень — сравнительно больше, чем у взрослого. Пищеварительные соки, слюна, желчь, отделения поджелудочной железы или отсутствуют, или не обладают еще такой силой, которая им присуща в более поздних возрастах. Слюна начинает обнаруживать свою способность переваривать крахмал только на 8-й неделе жизни ребенка и только на 9-м месяце приобретает ту же силу, как у взрослого. Желудочный сок может тотчас после рождения хорошо переваривать белки, но не все виды их. Сок поджелудочной железы легко может переваривать жиры и белки, но приобретает свою способность вырабатывать сахар, не ранее, как и слюна. Мы еще вернемся к этой разнице в действии пищеварительных соков, равно как и к значению отсутствия зубов, когда будет речь о питании ребенка.

 





Рассмотрите такой вариант: квартира риал за городом. * * Здесь http://ryazan.level99.ru/ оптовая закупка спортивного питания от производителя.