Педагогические основы скаутизма
08.10.2009
Вернуться в раздел "Полезные статьи"

Стрела НТС №90 от 15.05.2011 г.


С упрямством умалишенных многие наши православные люди: родители, учителя и даже преподаватели истории — твердят, что скаутский метод воспитания детей России чужд и вреден, так как возник на Западе. С подобным заблуждением нельзя мириться. Предлагаем Вам материал на эту тему и надеемся, что Вы его распространите в своем окружении, в первую очередь среди родителей, имеющих детей младшего возраста.

М. В. Агапов-Таганский

Педагогические основы скаутизма


Выдержки из неизданной рукописи 1920 года Национальной Организации Российских скаутов-разведчиков (НОРС)

Основы скаутизма: цели скаутской системы

Скаутизм следует считать наиболее совершенной формой внешкольного воспитания.

Что представляет собой скаутская система?

Одной из самых существенных и первых основ скаутизма следует считать принцип: здоровым дух в здоровом теле. Физическое воспитание в скаутизме неразрывно связано со всеми формами его практики. Скаутизм ведёт детей на лоно природы, заставляя их дышать чистым воздухом, двигаться на свободе, тренировать свои мускулы, находить в привлекательных играх разрядку для свободного излишка энергии. Недаром 9-я глава книги Джона Льюиса "Как руководить звеном" начинается словами: "Проведение лагерей — идеальная скаутская деятельность". Этого мало, в систему физического воспитания скаута входит практическое и теоретическое усвоение санитарии и гигиены.

Задача подобного физического воспитания — гармоническое развитие тела и гармония развития тела и духа.

Гармоничное развитие духа

Физическое воспитание в скаутизме неразрывно связано с развитием духа.

В развитии духа скаутская система тоже имеет своею целью не одностороннее усиление одной области, хотя бы и не за счет другой, но гармоничное развитие всех сторон сознания.

У скаута все время идет тренировка воли, воспитание чувств и приобретение практически полезных знаний и навыков.

В скаутской системе основанием для структуры служит звено /6—8 человек/. Работа по звеньям, работа вожаков имеет своей основной задачей выработку в скаутах скаутского характера и духа. Одним из наиболее рекомендуемых приемов работы со скаутами — жизнью в лагере — достигается лучшая культура эмоций. Жизнь среди сверстников, непосредственное восприятие красот природы и общение с ней — создают бодрое, веселое и доброе настроение. В лагере руководителю легче узнать характер своих скаутов и легче воздействовать на них, с тем чтобы устранять недобрые чувства и настроения и, наоборот, культивировать добрые эмоции. Недаром скаутам предлагается мысль, что они своего рода рыцари и имеют, поэтому, свои рыцарский кодекс — скаутские законы.

Из всего вышеприведенного видно, что одной из основ скаутской системы является забота о воспитании характера и об облагораживании эмоций. В этой заботе нет никакого игнорирования интересов интеллекта. Ведь скауты всегда и везде являются одновременно школьниками и в школе более, чем необходимо, напрягают свой интеллект. Кроме того, скаутская система сама имеет в программе своего обучения ряд ценных практических знаний, которые представляют легкий и благодарный материал для сообразительности и запоминания.

Всестороннее и координированное развитие духа человеческого, создание нормального типа здорового и интеллигентного человека — вот что дает скаутизм.

Полнота жизнеощущения — радость бытия

В скаутской системе очень существенным является то, что это — единственная система, которая осознала необходимость создания светлого тонуса жизнеощущения.

"Волчонок" всегда смеется. Скаут всегда улыбается. Скаутская эмблема состоит из лилии — символа чистоты в мыслях, словах и на деле — и так называемой "улыбки", т. е. ленточки с загнутыми кверху концами и надписью "Будь готов!".  Скаутизм в основу всей скаутской практики ставит непременным условием наличие бодрого, светлого, радостного настроения. Только на фоне его скаутская система допускает дальнейшую педагогическую работу. Скаутизм имеет полное основание к девизу "Будь готов!" присоединить в качестве лозунга великолепные слова Бальмонта: "Будем, как солнце!"

Если скаутизм можно считать христианством в действии, то именно христианством, основанным на исповедании Христа Воскресшего и Воскресением Своим явившего величайшую радость миру, и перед учениками заповедавшего нам: "Всегда радуйтесь" (1Фес.5,16). В благостном и радостном настроении, создаваемом скаутизмом, не может быть места признанию правилом жизни "человек человеку волк". Путь скаутского духовного делания — совместная братская работа, осиянная совершенной радостью.

Существует рассказ о двух монахах: один спасался пос¬том, слезами покаяния и пребывал всегда в великой скорби о своих несовершенствах; другой не особенно постился, не сокрушался о бездне греховной, обуревающей душу человеческую, но жил, пребывая в радости совершенной. Когда умерли оба монаха, то братии их монастыря было откровение, что оба они спаслись и оправданы перед Господом.

Скаутская система ведет нашу молодежь по пути совершенной радости и тем самым умножает количество добра в мире. В этом ее величайшая заслуга.

Активная ДОБРАЯ ВОЛЯ

Мы видели, что основами скаутской системы являются: правильная постановка физического воспитания, гармоничное развитие всех сторон человеческого духа, поддержание в скаутах жизнерадостного настроения и, наконец, важнейшей основой скаутского воспитания является выработка активной доброй воли.

Понятие "доброй воли" пошло от Канта. Определяя с формальной стороны высшую этическую ценность, Кант признавал, что содержание этических норм относительно и обуславливается временем и местом. Он полагал, что наши стремления должны быть направлены к выработке "доброй воли", для которой критерием является положение: "Не делай другим того, чего бы ты ни желал, чтобы сделали тебе другие".

У скаутов содержание этических норм вполне определенно — это конкретно выраженная христианская мораль. Для "доброй воли" скаута критерий этически ценного — Евангелие. Скаутизм — это христианство в действии, выраженное в конкретных формах соответственно условиям места и времени и применительно к интересам и особенностям нашего подрастающего поколения.

Присмотримся к законам, заповедям и обязанностям скаутов: они могут быть убедительной иллюстрацией только что высказанного положения. Для выполнения всех этих норм скаут должен выработать в себе "добрую волю". Девиз скаута "Будь готов!" по существу выражает мысль, что воля скаута должна быть не только доброй, но и активной. Скаут не может ограничиться умозрением и признанием того или иного положения; нет, он должен выявить всегда в действии свое "кредо". "Вера без дел мертва есть" (Иак.11,17). И это, тем более, обязательно для скаута, что первая его мысль должна быть о других, вторая о себе.

Итак, сущность скаутской системы покоится в признаке важнейшей педагогической задачи — воспитании воли, а другая особенность скаутской системы — совершеннейший метод достижения этой задачи.

Скаутизм знает, что воспитание воли необходимо с раннего возраста. От скаута требуется не только "умопоклонение к добру", как выражалась Екатерина II, но и воля, направленная к добру. Собственно говоря, в воспитании ребенка важна не сумма усвояемых им познаний, а выработка характера. Знания можно приобрести в любом возрасте, но заниматься выработкой характера можно, только имея перед собой в качестве материала поколение подрастающее. Изменять сложившиеся привычки, определившиеся наклонности крайне нелегко, и это задача взрослых, задача самовоспитания. В юном возрасте легче и безболезненнее можно затушевать, не дать развиться одним наклонностям и дать вполне развиться другим. Для подобного формирования характера нужна добрая и разумная воля — воля педагога. Работа по звеньям у скаутов носит явно выраженное стремление оказывать постоянное педагогическое воздействие на волю и характер каждого отдельного скаута. Апостол Павел говорит: "Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 11,19). Скаутизм умело устраняет такого рода несовершенство нашей натуры. Скаутизм из Евангелия черпает свое знание добра. Путем же воспитания скаут становится склонным и способным к совершению добра.

Воспитание скаута начинается с того, что вожак звена или руководитель стараются вызвать в нем стремление к самодеятельности. В дальнейшем самодеятельность (инициатива) скаута всячески поощряется и завершается побуждением его к творческим процессам. А что же, как не творчество, более всего уподобляет нас Творцу? И не оно ли более всего приближает нас к Нему? Не борьба за существование, но творчество — вот что должно двигать нами! И вот скаутизм как раз в этом направлении воспитывает добрую волю скаута. На вершинах своих достижений скаутизм претворяет активность, действие в творчество. В этом конечная основа скаутского воспитания и, вместе с тем, величайшая цель и его величайшая заслуга перед современностью.

Основы скаутской практики

Мы говорили о сущности скаутской системы, об ее основах, целях, задачах, но этим еще не исчерпывается определение скаутизма. Ведь важно не только, что такое скаутизм, но и то, как скаутизм осуществляет свои достижения. Не все же пути ведут в Рим, да и по тому пути, по которому можно прийти в Рим, можно идти и в обратном направлении. Итак, мы теперь обратимся к изложению основ скаутской практики.

1. Физическое воспитание.

Выше уже было сказано, что одной из основ и важнейших задач скаутской системы является правильная постановка физического воспитания. Там же было указано, что понимание физического воспитания у скаутов расходится с общепринятым. Итак, что входит у скаутов в общую систему физического воспитания:

А) пребывание и ведение всех занятий на открытом воздухе, жизнь в лагерях;

Б) физические упражнения:

а) военный строй или, вернее сказать, строевое обучение, приспособленное к нуждам скаутской жизни. Скаутское строевое обучение я считаю первой, наиболее легкой формой гимнастики, а также первым средством хотя бы к внешнему сплочению и спайке скаутов в пределах данной организации;

б) гимнастика. Занятия гимнастическими упражнениями должны вестись по возрастным группам и раздельно у мальчиков и у девочек. Упражнения начинаются с простейших движений рук и ног;

в) занятия спортом. У английских скаутов занятия спортом занимают видное место в скаутской практике. Однако зачастую увлечение тем или иным спортом приобретает характер нездоровый. Последнее обстоятельство заставляет весьма осторожно относиться к спортивным занятиям скаутов;

г) игры. Больше, чем спорт, в русской скаутской практике развиты игры. В моей дружине игры пользовались успехом еще и потому, что для занятий спортом не было соответствующих спортивных принадлежностей. Очень популярны чисто скаутские игры: "Контрабандисты через границу", игры с похищением флага и т. д.;

д) гигиена. Очень видное место в системе физического воспитания скаута занимает изучение и осуществление на практике правил гигиены. Жизнь в лагере или во время походов дает возможность следить за практикой в смысле исполнения правил гигиены;

е) санитария. От скаута требуется умение очистить воду, знание правил соблюдения чистоты. В Керчи в дружине требовались определённые знания способов борьбы с разносчиками инфекций (вши, блохи, клопы и мыши). Недаром также существует скаутская специальность "санитар". От санитара требуется знание санитарии, гигиены, правил ухода за больными и ранеными и оказания первой помощи в несчастных случаях;

ж) экскурсии и походы.  Не последнее место в физическом воспитании принадлежит экскурсиям и походам. В отношении здоровья польза их несомненна. Прежде всего, рациональная ходьба — своего рода спорт и притом полезный. Пребывание и питание на свежем воздухе — второй их плюс. Третий и самый значительный — это удивительно благо¬приятное действие их на настроение скаутов. За лето 1920 года я про¬делал свыше 10 экскурсий и прогулок; каждая из них оставила самое благоприятное впечатление именно потому, что поднимала настроение у скаутов. Только длительные и утомительные экскурсии (а таковыми они не должны быть) могут вызвать понижение настроения. Вообще, все дети и подростки очень любят экскурсии. Нужно заботиться только о том, чтобы, преследуя научные или эстетические цели, не переобременять внимания скаутов и не вызывать особенного физического напряжения. Я лично считал бы при длительных экскурсиях переходы свыше 20 верст прямо нежелательными. Переход верст в 15 оставляет время и энергию у скаутов для всяких других занятий.

Мне остается еще добавить, что физическое воспитание каждого в отдельности скаута должно зависеть от заключения врача и начальника отряда. Поэтому вполне целесообразно, чтобы у каждой дружины был свой врач, что и было заведено в Алуштинской дружине.

2. Индивидуализация воспитания.

Если в отношении физического воспитания необходимо заключение врача, то в отношении духовного воспитания руководители еще больше должны считаться с индивидуальными особенностями каждого скаута в отдельности.

Основа скаутской организации — звено — дает полную возможность индивидуализации воспитания, предоставляя в то же время большие плюсы коллективного воспитания. Численный состав звена (от 6 до 8 человек) дает полную возможность лучше приглядеться к каждому скауту и больше на него воздействовать. В звене вожак находится в очень тесном общении со скаутами звена. Звено — это духовная семья или, точнее, маленькое братство, семья братьев, где главенство принадлежит вожаку, а роль чадолюбивого отца исполняет начальник отряда. Близость между старшими и младшими скаутами дает возможность старшим знать своих скаутов, считаться с их особенностью, а младшие скауты могут выявлять свою самодеятельность, будучи уверенными, что в старших скаутах они встретят помощь, поддержку и руководство.

Самодеятельность (инициативность) скаутов есть реальные плоды скаутской системы. Скауты, сдавая испытания на звание скаута 3, 2, 1-го разрядов, опытного скаута обязаны также сдать испытания по нескольким специальностям. Программа испытаний на звания определенная и одинаковая для всех испытуемых, знание же специальностей обязательно, но выбор их предоставляется самим скаутам. Каждая степень звания требует лишь знания известного количества специальностей, причем высшая степень требует знания более сложных специальностей. Я лично нахожу совершенно недопустимой попытку в иных дружинах испытания на разряды связать с испытанием по определенной специальности. Например, в одной дружине требовали, чтобы скаут 3-го разряда имел специальность "прачки", а 2-го разряда — "санитара". Скаутам, безусловно, должна быть предоставлена весьма широкая возможность выбора специальности; конечно, эти специальности могут быть приурочены к тому или другому разряду по степени важности и сложности. Нельзя требовать от скаута, чтобы он изучал специальность, к которой у него не лежит сердце, такое требование будет насилием, попранием интересов личности, вполне можно ограничиться тем, что существует одинаковая программа испытаний на звания.

Впрочем, общее впечатление от скаутской практики таково, что нет опасения за угасание духа самодеятельности в скаутах. А самодеятельность имеет и ту выгодную сторону, что она сопровождается чувством живейшего удовлетворения и вообще положительным самочувствием. Повторяю, самодеятельность есть доказательство того, что воспитание в достаточной мере приноровлено к личным свойствам и интересам ребят.

Руководитель обязан дать импульс для самодеятельности, отчасти материал для выявления ее, отчасти руководить ею. Взгляды Баден-Пауэлла на самодеятельность выражались в том, что руководитель отнюдь не должен брать на себя роль мастера, обучающего ученика ремеслу; нет, он должен дать руководящие указания, а скаут должен сам дойти практикой, изучением чужого опыта и своим опытом до знания специальности. Не стесняемый в своей работе, работающий охотно, в меру своих сил и возможностей, скаут, придя к желанной цели, испытывает чувство высокого удовлетворения, т. к. он сам дошел до этого. Он испытывает радость созидания, радость творчества, а высшее назначение человека — идти по пути творчества.